НИЖЕГОРОДСКИЕ ИТАЛЬЯНЦЫ
Российская компания-кузовостроитель ООО «СТ Нижегородец» начала производство автобусов на базе фургонов Ford Transit в 2007 г. В 2010 г. компания стала мультибрендовой — началась работа с ООО «Ивеко Руссия». ООО «СТ Нижегородец» занимается как конверсией (переоборудованием автомобилей дилеров), так и осуществляет продажу дилерам собственных автомобилей. Компания является официальным партнером ООО «Ивеко Руссия».
Доля бренда Iveco в производственной программе ООО «СТ Нижегородец» последние годы стабильна — примерно 10%. Доля рынка легких коммерческих средств (LCV) марки Iveco на российском рынке относительно невелика, и составляет примерно 1,4%. Статистика, правда, учитывает также такие «грузовики» как Lada Largus VU объемом 2,5 куб. м. Однако в этом году ООО «Ивеко Руссия» продемонстрировало убедительный рост продаж LCV на 36,6% за первые десять месяцев. Успехи Iveco Daily отражают общий тренд российского рынка — фактический рост импортных автомобилей по стране происхождения базовых транспортных средств.
Кроме совместных работ в области LCV, в 2013 г. началось сотрудничество «СТ Нижегородец» и ООО «Ивеко Руссия» по среднетонажным грузовикам. В этом году предприятие из Миасса — ООО «Ивеко-АМТ», имеющее статус сборочного завода Iveco, освоило выпуск шасси Eurocargo полной массой от 10 до 16 т. Шасси Iveco-АМТ ML210E28 и специальный фургон Iveco-AMT 473901 уже выпускаются из поступающих из Италии машинокомплектов. В следующем году семейство российских грузовиков Eurocargo пополнится моделями с газовыми двигателями мощностью 200 л.с. В настоящее время ООО «ИВЕКО-АМТ» прорабатывается вопрос взаимодействия с заводами-изготовителями надстроек о совместном выпуске фургонов, спецтехники, коммунальных автомобилей на своих шасси, в том числе работающих на газовом топливе.
Одной из компаний стало предприятие «СТ Нижегородец». Нижегородцы уже приготовили 12 комплектов, 7 промтоварных фургонов и 5 изотермических, и ждут поставок шасси. Для расширения дальнейшего сотрудничества по созданию кузовов для полнокомплектных грузовиков на «СТ Нижегородец» есть все условия: с введением в эксплуатацию нового производственного корпуса выпуск кузовов увеличится в два раза. Строители сдали корпус в октябре. Сейчас ведется монтаж оборудования. В декабре планируется запускать корпус в работу.
Компания «СТ Нижегородец» расширяет свою продуктовую линейку предложением специальных автомобилей. Для этого компания вступает в сотрудничество с другими предприятиями. Одним из таких партнеров стало ООО «ВЕРТЕКС». ООО «ВЕРТЕКС» — мультибрендовая торговая компания, работающая на рынке подъемной строительной техники под брендом VERTEX. Первой совместной продукцией стали автогидроподъемники на шасси Iveco Daily 50C15 с коленчатой стрелой Snake 189 Smart и с телескопической стрелой Scorpion 1812 Smart на шасси ГАЗ-3309. Подъемное оборудование поставляет итальянская компания Oil & Steel S.p.A.
Также «СТ Нижегородец» работает с ведущими зарубежными изготовителями надстроек.
В частности, было получено одобрение типа на созданный на базе шасси Iveco Daily 50C15 с надстройкой фирмы Furgokit фургон модели 2367D3. Итальянская компания Furgokit Srl производит комплекты для производства фургонов, широко применяя алюминий. Фургон на базе Iveco Daily 50C15 полной массой 5200 кг с надстройкой Furgokit внутренним объемом 18,3 куб. м имеет грузоподъемность 2650 кг.
Последней новинкой, созданной на базе фургона Iveco Daily 50C15VH, стал автомобиль скорой медицинской помощи. Его презентация прошла в Москве на выставке «Здравоохранение — 2013». Ключевым отличием этого медицинского автомобиля является использование газового топлива метана. Сейчас в портфолио компании «СТ Нижегородец» более 200 моделей различных автомобилей.
Автобусная тематика занимала раньше 90% выпуска «СТ Нижегородец». В основном это были маршрутные такси. В последние годы увеличивается производство на базе шасси грузовиков. Если раньше «СТ Нижегородец» производило 20 спецавтомобилей, социальных автомобилей (в том числе школьных автобусов) и грузовых такси ежемесячно, то сейчас изготавливает примерно 150 шт. В настоящее время производство автобусов занимает примерно 70%. Популярностью по-прежнему пользуются маршрутные такси от 22 мест.
«Маршрутки» Daily предлагаются также на газовом топливе метане. Эта модель создана на базе Iveco Daily 50C14V CNG с высокой крышей, имеет обозначение 2227UU-704. Этот автомобиль для маршрутных перевозок имеет 18 мест для сидения и 8 мест для стоящих пассажиров. Модель стала дипломантом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России».
О расширении использования газомоторного топлива в России говорят уже последние лет 80. Однако приличной сети газонаполнительных станций в стране так и не создали, в отличие от экспортных газопроводов. Несмотря на строящиеся новые «ветки», спрос на российский газ в Европе продолжает падать (главным образом из-за неконкурентоспособной цены). В этих условиях правительство предприняло ряд мер для поддержки гиганта. Одной из мер явилось распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 767-р, предписывающее использование природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб.
Усилия власти, имеющей свой интерес в ОАО «Газпром», в данном случае совпадают с мировым трендом: парк газовых автомобилей в мире увеличился более чем на 80% за последние пять лет. Важно другое — к 2020 г. обещают значительно расширить сеть газонаполнительных станций, доведя их количество до 2 тысяч. Для этого уже создана «дочка» монополиста.
Поддерживают российских олигархов разными способами, главным образом из кармана тружеников. Из-за дополнительных пошлин, называемых «антидемпинговыми», с середины июня 2013 г. на фургоны из Германии, Италии и Турции полной массой от 2,8 т до 3,5 т. цена базовых транспортных средств возросла. Инициатор «антидемпинговых» пошлин ООО «Соллерс-Елабуга» поднял цену на свою продукцию сразу на 80 тыс. руб. Fiat, Peugeot/Citroen были вынуждены поднять цену примерно на 50 тыс. руб. Поскольку компания Iveco поставляла в основном более грузоподъемные модели, то смогла не повышать отпускные цены. Для снижения резкого повышения цен «СТ Нижегородец» снизил свою собственную прибыль.
Конечно, усилия «СТ Нижегородец», как и некоторых других производителей по стабилизации положения на рынке, не идут ни в какое сравнение с действиями Правительства. На 2014 г. уже запланированы два удара по автотранспортникам: тахографы (Приказ Министра транспорта РФ №36 от 13.02.2013 г.) и взимание платы по дорогам федерального значения (Постановление Правительства РФ №504 от 14.06.2013 г.). Установка тахографа на автомобиль M2 или N2 в среднем приведет к его удорожанию на 50 тыс. руб. Что же будет с введением платы за проезд 1 км в размере 3,5 руб. с грузовиков разрешенной массой свыше 12 т? Будет плохо…