Последнее слово о водороде – «Tevva»

Водород - реальный фактор
После череды кричащих рекламных пустышек, баки которых вместо водорода были заполнены лишь одними обещаниями, похоже, что британский стартап Tevva стал в настоящее время последней компанией доверия, вызывавшей интерес у инвесторов и таких транснациональных корпораций, как Daimler Truck и Volvo. Компания Tevva Motors Ltd 4 июля представила первый в Великобритании серийный водородно-электрический грузовик с полезной нагрузкой производственных инвестиций, превышающей 140 млн. долларов.
Экономико-аналитические бюллетени Европы 30 июня опубликовали главные факторы деловой активности, которые в ближайшем будущем окажут значительное влияние на финансовый рынок. Сравнение и группировка данных, а также факторный анализ рассказали о том, что английские компании BRITISHVOLT и TEVVA, входящие в ведущий список Британской фондовой биржи, способны результатами своей деловой активности привлечь наибольшее количество инвестиций и обеспечить и наивысшую прибыль.

Сборка водородного грузовика
Стартап по производству аккумуляторов для электромобилей Britishvolt подписал соглашение с южнокорейской компанией Posco Chemical, производящей аккумуляторные компоненты, чтобы обеспечить поставку катодных и анодных материалов для новых поколений электротранспорта. А стартап коммерческих электромобилей (EV) Tevva запускает в серийное производство свой первый грузовик с системой водородных элементов, который в состоянии проехать около 500 км без дозаправки и тем самым гарантировать автопаркам невиданный ранее запас хода для электрифицированных ТС с нулевым уровнем выбросов.
Hydrogen-Electric Truck (HЕТ) компании Tevva Motors был представлен на суд автомобильного сообщества 4 июля на выставке Road Transport Expo в Уорикшире (Великобритания) совместно с известным производителем водородного оборудования Loop Energy (Британская Колумбия). Английский пионер электрических и водородных грузовиков Tevva является первой индустриальной фирмой, запустившей в Великобритании коммерчески доступную платформу водородно-электрических грузовиков, которая использует собственную технологию увеличения запаса хода и систему топливных элементов от компании Loop Energy серии T505, работающую в тандеме с электроаккумулятором.
От подлодки до грузовика
В начале 2022 года Tevva закончила арктические зимние испытания водородника, а сейчас завершает процедуру одобрения в ЕС. Основатель и генеральный директор Ашер Беннетт сказал, что запуск водородного грузового автомобиля стал важным моментом для самой компании, а также и для всей индустрии Великобритании, потому что данное событие приближает конец использования ископаемого топлива.
Бывший офицер ВМС Израиля Ашер Беннетт получил в свое время непосредственный опыт службы на подводной лодке с дизельным двигателем. Это обстоятельство пробудило его первоначальный интерес к разработке коммерческого грузовика с доминирующим аккумулятором и резервным дизельным двигателем. История Tevva началась с электрификации (переоснащения) дизельных грузовиков. Был разработан целый ряд технологий, которые позволяли в короткие сроки осуществлять электрификацию траков средней грузоподъемности от 7,5 до 14 тонн.

tevva-loop-групп на выставке RTExpo-Warwickshire 4 июля 22 года
Tevva была основана 9 лет назад и уже в 2019 году поставила для американского транспортного оператора UPS пятнадцать грузовиков с такой инновационной архитектурой. Далее опыт разработок и эксплуатации грузовиков UPS логично привел к нескольким ключевым инновациям, которые ускорили создание новейшего грузовика на топливных элементах.
Помимо этого, специальное подразделение Tevva Power самостоятельно проектирует и производит аккумуляторные батареи, а также ПО для управления аккумуляторами.
ЭЙ, ЧТО ЗА ТРАК?
Водородно-электрический грузовик Tevva (class 5-8) представляет собой некий универсальный подзаряжаемый электричеством/заправляемый водородом гибрид с запасом хода до 500 км. Стационарная зарядка аккумулятора длится 5-6 часов, а водородные баки заправляются всего лишь за 10 минут.
Запас хода от 108 кВт×ч батареи – до 258 км. Добавление источника водородной энергии удваивает диапазон дальности до 500 км. Расширитель диапазона дальности представляет собой водородный топливный элемент мощностью 50 кВт, предоставленный Loop Energy. Концепция топливной гибкости, которой придерживается Tevva, заключается в том, что электричество является относительно доступным и будет обеспечивать большую часть потребностей в доставке, а добавление водорода позволит автопаркам отправлять один и тот же грузовик на более длинные маршруты в зависимости от потребностей (в этот же день).
Водородно-электрический грузовик Tevva сочетает в себе энергетическую гибкость, топливную эффективность, новую технологию электродвигателя и интеллектуальное программное обеспечение, которое управляет работой водородных ячеек. Учитывая, что обычный механизм активации водородной установки основан на анализе уровня заряда батареи (включается при низком уровне заряда), собственное программное обеспечение от Tevva прогнозирует наиболее оптимальное время для использования водорода с учетом таких переменных, как сложность маршрута, фактические данные окружающей среды (погода, температура, влажность, атмосферное давление и т.д.), а также вес груза. Компактные топливные элементы перезаряжают аккумулятор на ходу по мере необходимости, позволяя грузовику работать дольше даже при более высоких нагрузках. Такая оптимизация позволяет топливным элементам работать с постоянной более низкой мощностью, что в конечном итоге обеспечивает общую экономическую эффективность для транспортных операторов.
Грузовик оснащается тремя водородными баками с алюминиевым покрытием типа III, что позволяет хранить на борту до 4.5 кг водородного топлива. При давлении 350 бар баки можно заправлять при фактической температуре окружающей среды, что снижает стоимость необходимой инфраструктуры для заправки водородом и уменьшает эксплуатационные расходы. В ближайшем будущем будет доступна общая зарядная инфраструктура с широкой сетью АЗС.
Еще одной интересной особенностью архитектуры автомобиля по мнению обозревателей Forbes, является применение двух электродвигателей мощностью 75 кВт (SRM), расположенных на осях, что обеспечивает более высокую эффективность и безопасность управления. Конструкция SRM обычно предусматривает на два магнитных полюса больше на статоре, чем на роторе с металлическим сердечником - например, 6 и 4 или 8 и 6. Вращение вызывается спрямлением (экранированием) магнитного поля поперек полюсов ротора. Это упрощает конструкцию мотора и дает много преимуществ по сравнению с асинхронными двигателями и двигателями с постоянными магнитами, которые в настоящее время широко используются в электромобилях. Компания AEM утверждает, что преодолела в данном образце свои типичные недостатки (вибрацию и шум) благодаря инновационному методу размещения ротора и соответствующих элементов управления. По этой причине запас хода увеличился на 12%. И еще эти электромоторы совсем не содержит редкоземельных материалов, поэтому полностью пригодны для вторичной переработки по окончании срока службы.
Что касается грузоподъемности, грузовик Tevva может перевозить до 16 европалет и свыше 2 тонн при массе самого водородомобиля 7,5 тонн. Общая стоимость владения вполне сопоставима с аналогами, работающими на дизельном топливе.
Водородный трак будет производиться на новой производственной базе в районе Thames Freeport площадью 11 тыс. м². В последующие годы здесь планируется создать более 1 тыс. новых рабочих мест. К 2023 году завод будет выпускать 3 тыс. грузовиков ежегодно. Стартап заявил, что сначала начнет производство своей 7,5-тонной версии на водородных топливных элементах в 2023 году, а позже с конвейера будут сходить 12- и 19-тонные модели. К 2025 году запланировано создать не менее трех производственных мощностей с общим объемом выпуска конечной продукции не менее 9 тыс. единиц в год. Первые поставки «ЭЙЧ-грузовиков» ожидаются в третьем квартале этого года.
Тактика успеха
В отличие от других «Эйч-стартапов» Tevva поступает более разумно. Компания не тратит много денег на разработку уже имеющихся на рынке частей и деталей. Она, к примеру, покупает «базу» — раму и кабину грузовика у известного автопроизводителя, не тратя ценные ресурсы на разработку того, что уже и так хорошо работает, а затем добавляет свои собственные решения – электродвигатели, аккумуляторные батареи, программное обеспечение и водородные топливные элементы. При такой тактике она может использовать уже готовые решения и эффективные торговые сети известных продавцов оборудования и компонентов.