ВОЛОГОДСКИЙ АВТОБУС ВЫЙДЕТ НА МАРШРУТ

В 1946 г. в пригороде древней Вологды было основано новое производство – завод «Мясомолмаш». Со временем предприятие укрупнилось, его продукция стала поставляться во все уголки бывшего СССР и еще 14 стран мира. В 1987 г. завод, специализирующейся на оборудовании для мясомолочной промышленности, переходит в структуру Министерства среднего машиностроения, которое уже давно курировало атомное машиностроение. И поныне предприятие, уже ОАО «Вологодский машиностроительный завод», входит в структуру Федерального Агентства по атомной энергии России.
Однако вологодские машиностроители остались ведущим предприятием России по выпуску разнообразного технологического оборудования для народно-хозяйственного комплекса, включая пищевую, химическую, медицинскую и микробиологическую промышленность, а также АПК. Кроме этого, значительная часть оборудования поставляется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Это хорошо известные автоцистерны вместимостью от 1 000 до 16 000 л на отечественных и импортных шасси, а также цистерны емкостью от 900 до 35 000 л на прицепах и полуприцепах, в том числе несущей конструкции, для транспортировки пищевых и технических жидкостей, нефтепродуктов, химии и живой рыбы. Конструкция цистерн круглого сечения «плавающего» типа защищена патентом. В 2008 г. завод вошёл в состав Межрегиональной машиностроительной компании.
Тогда же по программе диверсификации производства на Вологодском машиностроительном заводе началось подготовка к выпуску автобусов «Олимп». Этот автобус разрабатывался на базе троллейбуса ВМЗ «Авангард» производства бывшего Вологодского механического завода (тоже ВМЗ), а ныне одного из ведущих предприятий по выпуску троллейбусов ОАО «Транс-Альфа». Для организации крупномасштабного производства автобусов новую разработку передали на Вологодский машиностроительный завод.
Предполагается производство двенадцатиметровых автобусов в городском и пригородном исполнении моделей А-4252 и А-42521. Городская модель А-4252 общей пассажировместимостью 100 человек имеет 27 мест для сиденья. Пригородный А-42521 вмещает 78 пассажиров и оснащён 39 посадочными местами. Машины изготавливаются на автобусном шасси КАМАЗ-5297-90. Оно имеет ведущий мост Raba, передний мост и рулевое управление ZF, двигатель Cummins 6IS Be270B мощностью 270 л.с., автоматическую коробку передач Voith D 854.3E или ZF 6HP504C, пневматическую подвеску.
Для производства автобусов задействовано 8 тыс. м2 производственных площадей. Для технического перевооружения было привлечено 125 млн. руб. из собственных и заёмных средств. Созданы производственные участки постовой сборки автобусов.
Вологодские автобусы имеют несущий кузов. Его каркас собирается из металлических труб прямоугольного сечения. Облицовка – стальной лист с двухсторонней диффузионной оцинковкой, что обеспечивает высокую коррозионную стойкость кузова. Окраска кузовов производится в камере итальянской компании Saima. Пол застелен листами фанеры со специальной обработкой, не допускающей гниения. Фанера закрыта французским напольным покрытием Terafleks, имеющим десятилетний гарантийный срок.
Рабочее место водителя отделено от общего салона сплошной остеклённой перегородкой с запираемой дверью. Для большей безопасности снаружи автобуса предусмотрена кнопка аварийного открывания дверей, расположенная у входной передней двери.
Боковые стёкла вклеенные. Вентиляция салона обеспечивается тремя верхними люками и пятью форточками. Каркасы форточек и остекления дверей изготовлены из цельнотянутого алюминиевого профиля. Для обогрева салона предусмотрена установка до пяти печек. Освещение салона люминесцентное. Посадка-высадка пассажиров осуществляется через широкие двери с электропневматическим приводом дверей Camozzi с противозащемлением.
В настоящее время завод выполняет заказ Вологды на поставку 40 городских автобусов. В отличие от выставочного образца, который был представлен на COMTRANS и затем проходил процедуру сертификации, автобусы промышленной партии будут окрашиваться в белый цвет. По просьбе транспортников передняя дверь разделена перегородкой, предоставляющей водителю индивидуальный вход.
Специалисты предприятия работают над пригородной версией «Олимпа» и продолжают работы с фирмой Lesti по дальнейшим конструкторским разработкам новых модификаций автобусов. В будущем хотят создать полностью низкопольный автобус с портальной задней осью.
Если говорить о планах, то они далеко идущие. На втором этапе предполагается увеличить производственные площади, выделенные под автобусную тематику, до 22 тыс. м2. К существующей «нитке» по производству кузовов добавятся линии по сборке шасси и установке кузова на шасси.
В перспективе создание в Вологде и области автобусного кластера. Это позволит снизить стоимость автобуса из-за отказа от выполнения непрофильных работ на одном предприятии. Надо заметить, что стоимость «Олимпа» ниже, чем аналогичных автобусов ЛИАЗ и НЕФАЗ.