Триал в России - следующий шаг
И все-таки мы не будем сами собой, если станем похожи на Европу! Там, далеко-далеко, фирмы-производители с пренебрежением смотрят на чудаков, насилующих свои собственные вездеходы среди невообразимого бездорожья, и вежливо отмалчиваются на приглашения к участию. У нас же совсем иная традиция. Издавна спортсмены объединяются вокруг крупных транспортных предприятий или автозаводов. А вот позволить вогнать собственный авто по капот в воду кто-то сможет едва ли (даже при «отягчающих обстоятельствах»). Вот и вышло, что команды-участницы с натяжкой получается называть любительскими и, естественно, в триал пришли далеко не худшие спортсмены и водители. Достаточно упомянуть имя Виктора Московских, начинавшего как раллист, а потом пересевшего на грузовик и побеждавшего в ралли-марафоне Париж - Дакар. Или Вячеслава Трефилова - неоднократного чемпиона СССР в кроссе, выступавшего на УАЗах. Профессия - испытание военной техники - у команды из 21 Научно-исследовательского испытательного института автомобильного транспорта Министерства обороны РФ, что в Бронницах.
До недавнего времени это было единственным серьезным отличием. Теперь появилось еще одно, гораздо более серьезное и, увы, затрудняющее участие любителей отличие. С этого года введена так называемая карусельная гонка грузовиков, когда экипажи стартуют не сразу, как в кроссе, а через определенные промежутки времени, как на ралли. Да-да, именно эти самые неповоротливые, медлительные грузовики, на «зубастых» колесах гоняются на время по чуть более сглаженной трассе! Становится ясно, что привлекает все больше и больше зрителей, хотя в трак-триале нет формульных скоростей, умопомрачительных мощностей трак-рейсинга, километража ралли-рейдов... Главный судья из Белоруссии Александр Синкевич рассказывал, сколько скептических возражений и опасений было до гонки и как светились от удовольствия глаза уставших водителей после финиша - гонка превзошла все самые смелые ожидания. Впрочем, если все по порядку, то первый день соревнований был чисто триальным и в Звенигороде под Москвой, и в Стайках, что у самого Минска. Обычный трак-триал это не только преодоление природных препятствий, но и соревнование на точность маневрирования. На ограниченном участке расставлены ворота, обозначенные вешками, и успешное прохождение секции в меньшей степени зависит от времени, нежели от соблюдения маршрута и точности управления машиной. Самые юркие -двухосные машины. А из больших грузовиков наиболее подготовлены МАЗы: оснащенные раздельным приводом передних и задних тормозов, они демонстрировали чудеса управляемости, загребая передними колесами и поворачиваясь вокруг заторможенных задних. Другие автомобили, с меньшими отличиями от серийных моделей, не так поворотливы, что сказывается на результатах. Хотя не меньше результат зависит от мастерства спортсменов и просто Госпожи Удачи. Мы увидим, как в категории СЗ Б. Московских на двухосном МАЗе уступит место водителям из Миасса и Набережных Челнов.
Звенигородская трасса оказалась коварнее, чем можно было ожидать. Первой ласточкой стал сход экипажа №307 - С. Сафонов переворачивает свой КамАЗ. А к середине дня, когда трасса разъезжена, уже не хватает эвакуаторов и в ход идет бульдозер. Доходит до обидного: экипаж Трефилов - Асриян, только-только въехав на секцию, упирается картером моста в валун, скрытый под водой, - машина №201 невредима, но штрафных очков... Потом начинает отказывать техника. С большими потерями времени удается завестись и покинуть секцию зиловцам Н. Полякову и В. Харинову на трехосном вездеходе. Оставшись без рулевого управления, С. Крук и Д. Запорощенко эвакуируют МАЗ с посторонней помощью.
Стоит с восхищением отметить экипаж Б. Куликов - О. Подклетнов, чей «унимог» образца начала шестидесятых с номером №235 привлекал немалое внимание зрителей, вызывая умиление. Но оказалось, что упорный малыш в хаки не нуждается в чьем-либо сострадании и может отвоевать первое место у таких матерых внедорожников, как ГАЗ-66 или «Водник»!
Но мы забежали вперед. На следующий день состоялись скоростные соревнования, смешавшие карты многим участникам. Плохо приспособленными к быстрой езде оказались автомобили команды «АМО-ЗИЛ». Старания первого дня свелись на нет неудачным выступлением в гонке. Отметим еще, что в минском этапе команда не участвовала. Фатально не везло и военным из Бронниц В. Кудряеву и А. Афанасьеву. Их Урал-4320 №401 переворачивался два раза практически на одном и том же месте, а после поломки рулевой трапеции сошел с дистанции.
После гонки не изменилась лишь тройка лидеров категории 04. На имровизироеаннои сцене выстроились экипажи №404 П. Орсик и Д. Книга, №402 С. Крук и Д. Запорощенко, оба из Минска, №403 Б. Князев и А. Безрученко из Миасса. В категории СЗ И. Болотов и В. Найман из Миасса на двухосном «Урале» удержались в лидерах и на второй день соревнований. Рокировка мазовских гонщиков В. Московских и А. Рудницкого (№301) с экипажем №306 В. Васин и А. Ключко из Набережных Челнов объяснима большим опытом участия Виктора Московских в ралли-рейдах. Оторвавшись от ближайших преследователей на два и семь(!) кругов, спортсмен наверстал упущенное в триале. Не в состоянии побороть «заморский» «унимог» в категории С2, нижегородцы П. Хантурин и А. Федоров (№210) встали на вторую ступеньку пьедестала. К. Ваганов и М. Абдуллин из команды «Техно» на автомобиле «Егерь» стали лишь третьими.
Потом у команд была неделя передышки, за которую нужно понять ошибки, отремонтировать технику и продумать тактику.
Минский этап чемпионата Содружества, в противоположность звенигородскому, начался гладко - без сучка-задоринки. Некоторые даже почувствовали скуку от отсутствия ярких событий. Но они напрасно усомнились в зрелищности трак-триала! Под конец первого дня начались сходы, потрепавшие немало нервов участникам и ставшие предвестниками завтрашнего «кровопролития». Делают «уши» нижегородцы, с двух секций сходит В. Московских из-за поломки рулевой...
А больше всего болельщиков собрала затопленная часть карьера, где зрители, не веря своим глазам, наблюдали, как машины маневрировали, погружаясь капотами в воду. Кульминацией соревнований мечтали увидеть борьбу маленького «унимога» с водной стихией - как поведут спортсмены там, где и у больших машин вода чуть не доходит до стекол? Армейцы, как нормальные люди, естественно, пошли в обход, потратив чуть больше времени. Неожиданно они сделали кульминацией покорение совсем другой секции. Об этом уже никто не помышлял: затяжной подьем сочли не по зубам все спортсмены, и попытки нескольких смельчаков лишний роз доказали это окружающим. Но что мы видим? Экипаж №235 отважно штурмует препятствие! Зрители не сразу заметили автомобиль цвета хаки на траве склона и крик поддержки медленно распространялся по карьеру... Увы, это не спасло экипаж и на втором этапе чемпионата он сместился на третье место. Зато спортсмены ОАО «ГАЗ» сделали рывок вверх: В. Трефилов (№201) с шестого но второе, а П. Хантурин (№210) стал лидером.
На следующий день началась гонка, ставшая роковой для команды - устроителя соревнований. Замирает с «открытым переломом» переднего моста МАЗ С. Крука под номером 402. Заезды порадовали бешенными скоростями на прямом участке в несколько сотен метров. А темп задавал, естественно, Виктор Московских на двухосном МАЗе, титаническими усилиями оставшийся на втором месте в категории СЗ. Лидером остался И. Болотов из команды ОАО «УралАЗ». А бронза в этот раз досталась другим камазовцам С. Сафонову и его штурману С Иванову. Кстати, не путайте Сергея с другими Сафоновыми, один из которых - его тезка, славится победами в кроссе на ЗИЛ-130, а другой -Александр - неоднократный чемпион по картингу, ипподромным гонкам, участник знаменитого ралли Лондон -Мехико в 1971 году на автомобилях «Москвич».