Ангажированный NEXT
СТУК КОПЫТ
Скажем прямо — появление Газели NEXT было приятным сюрпризом для аудитории, связанной с перевозками и коммерческим транспортом. А таких людей в стране — не один миллион. И поэтому тоже этой машине было сразу уделено большое внимание. Скажу сразу, мне режет слух название машины. Даже биологическое образование и большой опыт работы на самых разнообразных грузовиках не способны ассоциировать грузовую машину с дикой газелью. Откуда всплыла такая «кликуха» — можно только догадываться. Ладно, развели зверинец из соболей, бычков, газелей! Но, позвольте, зачем же к этим русским словам лепить иностранное «NEXT»? В чьем воспаленном мозгу родилась такая идея, зачем мешать нижегородское с английским?
Что касается самой машины, то получился действительно новый автомобиль, на голову превосходящий предыдущую модель, с некоторыми изменениями выпускающуюся около 20 лет. Дизайн кабины — отличный, и, на мой взгляд, — один из лучших в этой весовой гамме. Интерьер уже нельзя назвать лучшим, но тоже неплохой. На узлы и агрегаты не скупились (в рамках разумного): рулевая, тормозная, электрика, трансмиссия, подшипники и другое во многом имеют импортное происхождение и производство. Китайский двигатель с американской родословной Cummins ISF2.8 мощностью 120 л.с. — лучший мотор за всю историю грузовиков Газель. К нему тоже бывают нарекания по топливной системе или соединениям фильтров, но в общем и целом это отличный агрегат. А вот с введением в РФ экологического стандарта Евро-5 судьба Камминса туманна: машина резко подорожает в цене и конкуренция с иностранными грузовиками не выглядит оптимистичной. Может и поэтому тоже введение Евро-5 в стране постоянно откладывается, но анонсируется. Правда, всегда остается ММЗ, но это уже другая и старая история. В целом, Газель NEXT — очень неплохой автомобиль с отличным соотношением цена-качество. Но есть моменты, с которыми я не согласен.
На мой взгляд, конструкторы и маркетологи ограничили рыночную нишу этого грузовика. Когда машина впервые появилась на публике на автомобильной выставке, я поинтересовался у «ответственных товарищей» о сроках появления переднеприводной версии. Ведь очевидно, сказав А — говори Б. Мировой опыт лидеров производства такой техники доказывает, что передне- и заднеприводные машины — не только норма, но и правило успешного позиционирования и продвижения марки на рынке. Но мой вопрос вызывал недоумение и невнятные комментарии о том, что переднеприводные машины на нашем рынке совершенно не нужны: заднеприводный автомобиль лучше, надежнее, удобнее и т.п. С этим мнением я категорически не согласен. Каждый из приводов имеет право на существование: передний — для городских перевозок и для более удобных и вместительных фургонов и платформ, задний — для местных неидеальных дорог, сельской местности, перевозок на дальние расстояния. Ну неужели производитель не понимает таких очевидных вещей?! И все же на очередной из выставок я докопался до истины! Один из приближенных к заводу сказал мне, что переднеприводная версия Газели рассматривалась, но, подсчитав, маркетологи пришли к выводу, что она в ценовом диапазоне не сможет конкурировать с иномарками. Наше — проще и дешевле.
Еще один маркетинговый минус — отсутствие разнообразия шасси. Газель — 1,5 грузовик. Машина должна позиционироваться в нескольких весовых категориях, вплоть до 5 тонн полной массы. Примеров у импортных производителей предостаточно. Разнообразие полной массы тянет за собой и разнообразие гаммы двигателей. Нормально, когда один мотор имеет разные мощностные характеристики: хочешь белый верх и черный низ — получи, хочешь наоборот — пожалуйста. Поговорив с перевозчиками, выяснил, что на 1,5-тонную машину грузят по 2,5-3 тонны. Мне радостно сообщают, что она едет, и едет очень хорошо. Производители, дайте перевозчикам более грузоподъемные Газели! Одной моделью вы провоцируете их на массовые нарушения и трагедии на дорогах: ведь ни тормозная, ни рулевая, ни другие системы на такой перегруз не рассчитаны. И не надо такие перегрузы рекламировать как пример надежности грузовика.
Увы, но судя по политической, экономической ситуациям в стране и методам борьбы с иностранными производителями, когда карманные антидемпинговые чиновники вставляют палки в колеса зарубежной технике, расширения модельного ряда Газель NEXT придется ждать долго. Осенью обещают цельнометаллическую Газель, но разнообразием это не назовешь.
Еще один существенный компоновочный минус — рычаг коробки передач в полу. Ешкин кот, если умудрились построить отличную новую кабину, то почему привод механизма переключения передач оставили доисторическим? Это не космическая задача — сделать его тросовым с джойстиком на торпедо. Весь мир, слышите — весь, давно использует такую схему! Почему не мы?! Опять обещают, что на цельнометаллической Газели такое чудо техники появится.
Что касается надежности и опыта эксплуатации Газель NEXT, то высказываний на эту тему в сети больше чем достаточно, от чудо-автомобиля до полного г... и на эту тему — как-нибудь в другой раз и не в этом формате. Так же, как большой репортаж про каркасный автобус Газель NEXT вы сможете прочитать в одном из следующих номеров.
ПОГОНЯЛОВО — ГАЗОН
Опять же, зачем называть машину Газон? Это водительский жаргон и в нем мало что от культуры. А как машину назовешь — так она и поедет. Лично мне название Газон NEXT режет уши еще больше, чем Газель NEXT. С машинами такого класса, а точнее — с ГАЗ-3307, у меня старая любовь. С таких новых машин начинал транспортный бизнес и на них создавалась фирма. В тех, начала 90-х, годах эти машины наравне с Зилами стали транспортным костяком перевозчиков. С приходом иномарок и развалом страны производство умерло. Казалось, что навсегда. Но вот год назад горьковчане возродили Газоны, правда, в другой ипостаси.
Подошли к процессу творчески: взяли полукапотную кабину от Газели NEXT, сделали ее капотной и посадили на модернизированную раму ГАЗ-3307. Получилось, на мой взгляд, совсем неплохо. Одно тянет другое, поэтому появился 150-сильный дизельный мотор ЯМЗ-53441, пневматическая тормозная система с импортными комплектующими и дисковыми тормозами на всех колесах, синхронизированная 5-ступенчатая КП, с подвеской тоже поработали, но задние рессоры оставили многолистовыми. Двигатель изначально планировался Cummins, но рухнувший рубль отодвинул эту перспективу на неопределенное время. Конечно, капотные грузовики выглядят привлекательнее бескапотных собратьев, и мне кажется, что шанс на популярность у новой машины велик. Но, как всегда, не обошлось без критики.
Во-первых, рычаг КП. Похоже, что на заводе упорно, вплоть до фанатизма, хотят видеть этот эротический предмет в кабине машины. Господа-товарищи, кроме китайцев, индусов и может еще тройки стран такое уже не производят. Существуют другие конструкции и формы. Вспоминаю постоянную борьбу с «коробкой» на ГАЗ-3307 — ее хватало максимум на 20 тыс. Будем надеяться, что на новой машине ресурс агрегата повысится. На мой вопрос о перспективах задней пневмоподвески на новой машине — увидел удивленные глаза. Похоже, что о таком варианте даже не задумывались. При этом существует городская версия машины с 19,5-дюймовыми колесами для снижения уровня пола. Но пневмоподвеску несложно сделать и уровень будет еще ниже. Для производителей это из области фантастики!
Во-вторых, интересно, а на каком складе откопали колесные диски 20-дюймового размера со стопорными кольцами? Неужели еще на футорках? Мотивируют тем, что для колхоза это — самое то, потому что накачать бескамерную резину — проблема. Господа, колхозов нет! И дайте мне спички и стакан бензина — накачаю любую резину! Опять же, зачем колхознику машина с дисковыми тормозами на всех колесах по убитым дорогам?!
В-третьих, опять о косяке кабины, но об этом ниже.
УРАЛ NEXT — ВОЗБУДИТЕЛЬ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
И совсем недавняя премьера — Урал NEXT, которая собрала пишущую братию на покатушки в Сибири. Судя по журналистским отзывам, NEXTовская истерия достигла своего апогея. Кроме восхитительных отзывов «спецов» коммерческого транспорта в прессе не было ничего. Дошло до маразма — пластиковый капот долбили деревянной балкой, чтобы продемонстрировать его крепость. Лично я никогда не видел людей, танцующими на капоте. Спящими — видел, но не стоящими на нем. Смысла долбить по капоту, а потом выкладывать это в сети? Лбом не пробовали?
Со слов журналистов, новый Урал — космический корабль. Договорились до того, что эта машина с колесной формулой 6х4 похоронит все самосвалы других производителей, потому что будет дешева. Никто из коллег даже не задумался, что даже самый дешевый автомобиль без сети сервисных станций не имеет шансов на успех. А чем дешевле машина, тем больше сервисных станций требуется!
Чем щедрее была принимающая сторона, тем больше несло «Остапа»! Урал NEXT является преемником американских магистральных тягачей — это Нью-Васюки приобретали явные черты! В интернет вбросили рисунки нового Урала в виде магистрального тягача 6х4 с американским вариантом спальника. Смотрится эффектно, но не более. Господам журналистам следовало бы обратить внимание на большой угол наклона ветрового стекла, который не позволит сделать жизненное пространство над головой, необходимое машинам дальнего боя. Более того, этот самый угол хоть и не ухудшает обзорность (проверено лично, хотя ожидал худшего), но создает эффект сидения на солнце. Магистральным грузовикам необходимо жизненное пространство над головой водителя, чтобы он мог спокойно перемещаться по кабине, защита от солнечного света — тоже необходимое требование таких машин. Поэтому грузовики с такой кабиной никогда не будут массовыми дальнобойными, как бы не писали об этом «спецы» от журналистики.
На самом деле, такой скос ветрового стекла на новом Урале — не от хорошей жизни. Просто конструкторы группы ГАЗ решили использовать новую кабину по максимуму, но в какой-то момент не смогли остановиться и «воткнули» ее на тяжелый грузовик. На мой взгляд, нельзя кабину от 1,5-тонной машины ставить на 3-осный вездеход. Внутренние габариты уже не позволяют разместиться в ней троим — пассажирский диван полуторный, а на вездеходе в трусах и тапках не ездят. Нет, можно, конечно, прижаться друг к другу, но в связи с истерией гомофобии в стране — это могут неправильно интерпретировать.
А теперь самое главное — безопасность. «В соответствии с испытаниями на прочность крыши, крыша кабины должна выдерживать статическую нагрузку, соответствующую максимальной разрешенной нагрузке на переднюю (передние) ось (оси) транспортного средства, максимальное значение которой равно 10 т. Нормативами предусматриваются три типа испытаний:
— испытание на удар спереди (испытание А);
— проверка прочности крыши (испытание В);
— испытание прочности задней стенки (испытание С).
Испытание на удар спереди (испытание А) производится маятником. Маятник должен быть изготовлен из стали; его масса (1500±250) кг должна быть равномерно распределена. Энергия удара должна составлять 3000 кгс·м для транспортных средств с максимальной разрешенной массой до 7000 кг и 4500 кгс·м — для транспортных средств, максимальная разрешенная масса которых превышает указанное значение...» — это цитата из требований по безопасности при проектировании автомобилей. Объясните мне, как кабина, рассчитанная на Газель с нагрузкой на переднюю ось 1200 кг, сможет выполнить такие требования безопасности? Это же относится и к Газону NEXT, где полная масса равна 8700 кг! Только не рассказывайте сказки, что кабины усилены в соответствии с требованиями!
Кроме всего прочего, ни один из журналистов не обратил внимание на то, что капотные автомобили, как Газон и Урал, должны иметь откидывающийся вперед капот. Понятно, что никто из них (за редким исключением) никогда не ремонтировал такие грузовики. Смею заверить, что делать это задом кверху — не очень удобно. Казалось бы, что проще — сделать капоты откидывающимися, как на американских машинах, если уж на них ориентироваться в своих статьях?
Никто не отрицает, что машина новая и наголову лучше предшествующей модели 4320: 4-литровый мотор ЯМЗ-530 мощностью 310 л.с., коробка передач ZF, новая тормозная и т.п. А если для такой машины я захочу более мощный двигатель — можно? А если человек ростом ниже 170 см, то как он дотянется до дверной ручки снаружи, а потом залезет в кабину, если есть правый поручень, но нет левого? И почему влагоосушитель воздуха для пневмосистемы поставили внутри рамы? Тот, кто это проектировал, когда-нибудь его менял? А те журналисты, которые отрабатывали аллилуйю автомобилю, делали это? Можно нарисовать еще несколько листов критики, но караул устал! Вопросов больше, чем ответов. Я нисколько не хочу поставить под сомнение умения и знания инженеров группы ГАЗ. Более того, зная, сколько выделяется сейчас на НИОКР, отмечаю титаническую работу конструкторов. Надеюсь, что создавая хорошие, в общем-то, и новые автомобили, на мелочи тоже обращали бы внимание.