Грузовики в кризисе

Один за другим объявили о закрытии своих производств Scania и Volvo, Daimler и MAN, Iveco и DAF. Впрочем, аналогично поступили и американские PACCAR, Navistar и прочие, а равно японские компании. Почти так же поступили и отечественные автогиганты: на некоторое время приостановили работу КАМАЗ и ГАЗ. Все они работают на современных принципах just in time, а производственные цепочки по всей планете нарушились и практически остановились.
По данным АСЕА, в Европе за I квартал года было продано на 60 % меньше автомобилей. Только в марте рынок коммерческих автомобилей упал почти вдвое из-за пандемии. Так, всего было зарегистрировано 105 196 автомобилей, что на 47,3 % меньше, чем в том же месяце прошлого года.
Падение наиболее выражено в странах, сильно пострадавших от COVID-19: в Италии (-66,1 %), Испании (-64,4 %) и Франции (-63,1 %). Снижение же затронуло все сегменты коммерческого транспорта. Производители отмечают значительное снижение на всех 27 рынках ЕС, говорится в отчете.
По данным концерна Volvo, остановки производства и снижение спроса в результате кризиса негативно повлияли на продажи и прибыль. Выручка в Швеции снизилась в первые три месяца года почти на 15 %, до 8,3 миллиарда евро. Итоговая прибыль в 4,8 миллиарда крон вдвое ниже прибыли, чем за аналогичный период прошлого года.
Почувствовала последствия кризиса и Traton, дочерняя структура которой – VW, производящая грузовые автомобили и автобусы. По предварительным оценкам, оборот группы компаний составил около 5,7 миллиарда евро, что примерно на 11 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Операционная прибыль составила 160 миллионов евро, что примерно на две трети ниже, чем годом ранее.
В среднем по Европе снижение автотранспортных услуг составляет более 60 %. В некоторых странах, например Италии, пиковые значения доходят до 90 %.
«С закрытием строительных площадок и производственных предприятий деятельность компаний в области грузовых перевозок также резко сократилась, а потери продаж, оцененные до 30 % две недели назад, еще почти удвоились в течение 14 дней», заявляют в итальянской ассоциации строителей Cerved. Каждый второй грузовик Франции сейчас тоже простаивает, потому что, за исключением сетей супермаркетов, почти все крупные клиенты временно прекратили работу. В результате 55 % компаний, предоставляющих услуги автоперевозок частично и 25 % полностью закрыты.
На этом фоне правительства стран рассматривают экстренные меры помощи различным отраслям, пока мало, впрочем, помогающие. Так, во Франции объявили о более быстром возмещении акциза на топливо и смещению уплаты транспортного налога на более поздний срок.
Немецкое правительство тоже рассматривает различные пакеты финансовой помощи, а пока — неслыханное дело — временно приостановило наказания водителей за нарушение режима труда и отдыха.
У нас тоже ведется работа правительства по сглаживанию негативных явлений в коммерческом сегменте. Еще 16 марта Правительство РФ отменило на этот год весенние ограничения по нагрузкам на ось не только на федеральных трассах, но и на второстепенных дорогах. А с 25 марта по 25 апреля «Ространснадзор» приостановил проведение весового контроля транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости (продукты питания, детские товары, лекарственные средства). Впоследствии «Ространснадзор» продлил еще на месяц временную отмену осуществления контроля веса транспорта, перевозящего товары первой необходимости.
В этих условиях производители коммерческого транспорта, наряду с прочими, просто вынуждены возвращаться к производству, иначе последствия достигнут уровня, угрожающего безопасности стран в целом.
Daimler начал работу с 17 апреля. Это касается большей части производства легковых автомобилей, микроавтобусов и коммерческих транспортных средств, а также отдельных административных отделов. При этом работать будут только подразделения, тесно связанные с оперативной работой. Работы над важными будущими проектами исключены.
Бренды Traton Group тоже постепенно возвращаются к производству, которое простаивало с середины марта. В Швеции и Нидерландах Scania сначала проверила стабильность цепочки поставок и процессов на производственной линии в условиях охраны здоровья на пониженной скорости в течение двух рабочих дней. Затем начнется наращивание производственных мощностей Scania во Франции и Бразилии. MAN Truck & Bus постепенно возобновляет производство автобусов и грузовиков с 27 апреля. Тогда же заработает и завод коммерческих автомобилей и автобусов Volkswagen в Резенде, Бразилия. На 4 мая был запланирован старт на мексиканском заводе VW в Керетаро.
Таким же образом производства стартовали и в России. Одним из первых об этом объявил «КАМАЗ», где 6 апреля заработал конвейер, 13 апреля, возобновило работу СП «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», а также все предприятия «Группы ГАЗ» — производство самого ГАЗа, а также ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ и ярославские ЯМЗ и ЯЗДА. УАЗ возобновил работу 13 апреля, производство грузовиков Isuzu по соседству решили начать еще неделей позже. 15 апреля заработали заводы УАЗ, Isuzu, MAN и Scania под Санкт-Петербургом, а также Volvo в Калуге.
Однако заработать в полную силу производителям вряд ли удастся. Так, по заявлению шведского Volvo, концерн столкнулся со значительным снижением спроса. С конца марта количество отказов превышает новые заказы, сообщает компания. Что касается первого квартала в целом, то заказов было на 16 % меньше, чем годом ранее. Компания также вынуждена отложить производство новых типов FH, FH16, FM и FMX до начала 2021 года.
Примечательно на этом фоне выглядит обращение президента Группы ГАЗ Вадима Сорокина. Он заявил, что ГАЗ оказался в ситуации более тяжелой, чем дефолт 1998‑го или кризис 2008—2009 годов. Дело в том, что основные покупатели их продукции — это малый и средний бизнес. Соответственно, учитывая его нынешнее положение, ожидать закупки новых машин в этом году не приходится.
Этот вывод, безусловно, относится к производителям коммерческого транспорта по всему миру. Основные падения продаж придутся, очевидно, на сегмент малого бизнеса — то есть, на малотоннажники. Но и тяжелые модели, безусловно, ожидает падение продаж. Но вот кто и насколько пострадает, не сегодняшний день даже примерно оценить невозможно, ведь общемировой пик пандемии вируса еще не пройден, а значит, и ситуация остается неопределенной.