Рынок грузовых автоперевозок: падаем
Как следует из доклада PR-директора агентства маркетинговых исследований MegaResearch Елизаветы Шариповой на прошедшей международной онлайн-конференции «Преодоление COVID-19 для индустрии транспорта», ситуация может развиваться по трем основным сценариям.
Оптимистичный («азиатский») сценарий
Наиболее оптимистичный сценарий основан на предположении, что спад пандемии коронавируса начнется в России уже в апреле-мае. Как полагают аналитики MegaResearch, в этом случае — в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, — произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок.
По словам Елизаветы Шариповой, после прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период одного-двух месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. «При реализации оптимистичного сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в 2020 году и постепенное восстановление в 2021–2022 годах», — отмечает она.
Базовый сценарий
Согласно умеренному, базовому, сценарию пандемия будет продолжаться более двух месяцев. В этом случае закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы.
Как считают в MegaResearch, введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. В результате в борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей.
«Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения», — говорит Елизавета Шарипова.
Пессимистичный сценарий
Пессимистичный сценарий (европейский вариант, в частности «итальянский») предполагает, что широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств. По мнению аналитиков, это может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный, и как следствие, финансовый кризис. Как считают в MegaResearch, выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков.
Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы.
В 2020 году ситуация на рынке грузовых автоперевозок может развиваться по трем сценариям: умеренно плохому, плохому и очень плохому (графика: MegaResearch)
В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ретейлеров, считают аналитики.
«При реализации пессимистичного сценария в ближайшие два года рынок потеряет до 20% своего объема. После 2021 года может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка», — комментирует Елизавета Шарипова.
Возможное падение рынка на 3%
Как показал ретроспективный анализ, проведенный MegaResearch, отрасль автомобильных грузовых перевозок в высокой степени подвержена влиянию кризисных ситуаций. Так, по оценкам специалистов, снижение ВВП на 1% приводит к падению рынка перевозок на 3%.
Игроки рынка уверены, что выйти из кризиса они смогут только при тесном взаимодействии и помощи со стороны государства.
Аналитики констатируют, что введенные в связи с распространением коронавируса ограничения уже вызвали значительное сокращение спроса, рост конкуренции и снижение рентабельности бизнеса.
«Игроки рынка уверены, что выйти из этого кризиса они смогут только при тесном взаимодействии и помощи со стороны государства. Меры господдержки отрасли уже разработаны и запущены, однако динамика рынка в ближайшей перспективе зависит от дальнейшего развития событий, связанных с обвалом цен на нефть и пандемией коронавируса», — говорит Елизавета Шарипова.
Таким образом, заключают аналитики, кризисные ситуации, вызывающие замирание производства и потребления, отражаются прежде всего на сегменте коммерческих перевозок.
«Но и восстанавливаться после окончания кризиса он будет одним из первых, так как рост экономической активности сразу же пропорционально увеличит спрос на доставку и транспортировку коммерческих грузов», — констатируют в агентстве маркетинговых исследований.