МЕНЯЕМ СОВЕСТЬ НА ПРАГМАТИЗМ
Давно прошли те времена, когда владельцы транспортных компаний верили (или не верили) честному слову водителей и списывали на топливо ту сумму, которую озвучивали наемники. И только когда она превышала все разумные пределы, начинались проверки, которые сводились к тому, что владелец машины сам садился за руль и в условиях реальных грузоперевозок выяснял «правду матку». Только после этого следовали оргвыводы: или ремонт машины, или увольнение водителя. А так как совесть присутствовала только у рабочих-строителей коммунизма, то мысль жестко контролировать водителей появилась на загнивающем западном рынке. Технологии, технику и тотальный контроль они предложили и российскому совестливому обывателю. В основе этих решений лежат информационные системы, способы передачи данных и их анализ. Volvo Trucks, один из лидеров этих технологий, через свое представительство стала рассказывать о новых эффективных и сберегающих достижениях российским обывателям.
В конце весны текущего года российская дочка головной компании, «Вольво Восток», в очередной раз продемонстрировала пишущей братии, насколько эффективно предложенное шведами решение под названием Fuel Advice. В основе всех информационных систем, предлагаемых компанией Volvo Trucks, заложена транспортно-информационная система Дайнафлит (Dynafleet). На нашем рынке она не первый год, и хотя стоит перевозчикам дополнительных денег, с каждым годом все больше покупателей грузовиков устанавливают ее на свои новые машины. Возможности этой системы постоянно увеличиваются.
Основная информация, которая интересует владельца грузового автопарка — это местонахождение машины в реальном времени, пройденный маршрут или его планирование, постоянная связь с водителем, количество израсходованного топлива и состояние основных систем и узлов автомобиля. Все это по отдельности или вместе, в зависимости от финансовых вложений, можно найти в приложениях к Dynafleet. На семинаре журналистам на примере одного из многих отчета были продемонстрированы информационные возможности пакета Fuel Advice: сначала продемонстрировали, а потом дали труженикам пера с пеной у рта спорить по поводу причин разницы среднего расхода топлива, показанного несколькими грузовиками одной и той же комплектации и одного и того же технического состояния.
Как видно из таблицы, разница между крайними средними значениями расхода топлива у трех машин составляет 1 л дизтоплива на 100 км пробега, что в принципе не так и много. Причина? Было много предположений от пишущей братии, правильных и не очень. Один из транспортных журналистов, часто мелькающих на экранах ТВ, радио и много рассуждающих о проблемах перевозчиков, договорился до того, что большой средний расход топлива у одной из машин потому, что она больше всех проехала. Вашему покорному слуге тяжело было ему объяснить, что количество детей никак не связано с количеством полового акта — это зависит только от желания и здоровья. Так и общий пробег машины никак не сказывается на среднем потреблении топлива — оно зависит от умения водителя и технического состояния автомобиля. А так как состояние грузовиков в нашем случае примерно одинаковое, то — только от умения водителей. Общими мыслями журналисты пришли к следующему...
Водитель прожорливого грузовика неважно прогнозирует дорожное движение — это видно по самым большим показателям торможений и остановок. Об этом говорят и данные движения автомобиля на высшей передаче — на 18% меньше лучшего результата. Любой болееменее осведомленный водитель знает, что при разгоне машина расходует максимальное количество топлива. Очевидно, что водитель машины с номером 356 любит оставлять двигатель на холостом ходу. И хотя он больше всех использовал движение накатом, на 50% больше, чем самый экономичный водитель, этого недостаточно для лидерства в экономии топливной составляющей. Превышение ограниченной скорости этим водителем характеризует его как азартного человека, но на расходе топлива это сказывается тоже не лучшим образом.
А теперь самое главное — почему водитель грузовика 443 показал лучший средний расход топлива. Во-первых, он умело прогнозирует дорожную обстановку — об этом говорит минимальное из трех наемников среднее количество торможений. Очень важная характеристика толковых водителей. У него двигатель меньше всех работал на холостом ходу. И хотя некоторые из журналистов решили, что это скажется на сроке службы турбины, которая на холостом ходу остывает, в результате чего не возникает тепловой шок ее подшипников, я уверен, что думающий, как в нашем случае, водитель осведомлен о такой проблеме и не допустит резкой остановки двигателя сразу после его нагрузки. Но в таблице есть одна цифра, которая указывает на главную причину наименьшего расхода топлива — это сколько времени машина двигалась на круиз-контроле. Водитель 443-го грузовика в 23 раза дольше двигался на «круизе», чем самый неэкономичный коллега. Мы на страницах журнала неоднократно уделяли внимание экономичной езде на грузовиках и всегда акцентировали внимание на длительном, по возможности, использовании круиз-контроля. Автоматика намного чаще человека правильно определяет количество топлива, подаваемого в цилиндры.
Но, конечно, всегда существуют нюансы, и совершенствовать умение вождения автопоезда можно бесконечно. Для этого существуют курсы экономичного и безопасного вождения практически у всех западных производителей коммерческой техники. Volvo не является исключением. Я сам не раз проходил их и всегда, повторяю — всегда, даже имея опыт работы на автопоездах, под бдительным оком инструктора улучшал расход топлива примерно на 10%. Это сразу и без тренировок. По заявлению большинства инструкторов, расход топлива у курсантов уменьшается в среднем на 15-18%. При этом оставался резерв для лучшего результата. Клоню к тому, что курсы по экономичному, а по-хорошему — и безопасному, вождению необходимо проходить всем водителям коммерческого транспорта. И владельцы автопарков должны в обязательном порядке выделить статью для таких расходов — на топливе больше сэкономят.
Но в бочке с медом как всегда оказывается и ложка дегтя: отучившись за ваш счет, водитель может найти другое место работы. Следующий момент — необходимо стимулировать его на применение тех знаний и навыков, которые он получил на курсах. Ведь умение экономично ездить — это работа мозга. А лишнюю энергию затрачивать никто не собирается, поэтому даже некоторые из водителей, которые прошли курсы, экономично ездить не собираются — был свидетелем. Кроме всего вышеупомянутого, такие курсы надо проходить каждый год. Как выяснили западные школы экономичной езды, водители максимально экономично ездят только сразу после курсов. Дальше постепенно возвращаются к старому стилю езды, и через год от экономичности не остается и следа — учиться надо снова. Вот такая вот загогулина!
А по своему опыту знаю, что учиться грамотно ездить можно всю жизнь. И даже круиз-контроль, здорово повышающий экономичность на прямых и ровных участках дорог, на подъемах требует вмешательства водителя — инструктора «Вольво Восток» на практике разложат по пальцам каждый случай. А когда поймешь и учтешь все факторы, влияющие на экономичность автомобиля, то управление им становится чем-то вроде азартной игры, требующей мозговой активности, логики мышления и умения предвидеть ситуацию. К сожалению, не всем водителям это свойственно — думать, поэтому и ездим — как умеем.