ЛИЗИНГ И КРЕДИТ: ЧТО ЛУЧШЕ?

ПОТОМУ ЧТО ВЫГОДНО
Удивительно, но факт: еще несколько лет назад самым распространенным способом финансирования предприятий и частных лиц в России для покупки нового (а позже и подержанного) коммерческого автотранспорта являлся банковский кредит. Международный лизинг предлагали иностранные компании и, по понятным причинам, для большинства хозяйствующих субъектов он был недоступен.
Популярности банковских кредитов в первые годы новейшей истории России способствовало длительное отсутствие альтернативных источников финансирования, а позже — недостаточная информированность о лизинге. Но в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Подобно тому, как сотовые телефоны вытеснили пейджеры, лизинговые сделки доминируют над кредитованием коммерческих банков. В пользу лизинга говорит статистика: в США восемь из десяти сделок по коммерческому транспорту проводятся с помощью этого инструмента, а в Европе и того больше — девять. В России эти показатели значительно скромнее, но совершенно четко прослеживается тенденция к увеличению количества и процента лизинговых сделок. Причина популярности лизинга — в преимуществах, которыми он обладает.
Независимо от формы собственности, транспортные предприятия рано или поздно испытывают потребность в обновлении и расширении основных фондов, т.е. подвижного состава. И если для крупного транспортного предприятия выбор в пользу лизинга очевиден, то для индивидуальных предпринимателей — не всегда. Большому перевозчику не резон изымать из оборота крупные суммы, поскольку это сдерживает развитие бизнеса. А вот частнику нужно еще подумать, насколько лизинг предпочтительнее кредита, да еще не факт, что он ему будет доступен. В то же время, практика ведения бизнеса в России показывает, что малые предприятия в год берут два-три предмета лизинга, средние — пять-шесть, крупные — 10 и более.
ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!
Деятельность финансистов и их клиентов в рамках лизинговых сделок была прописана сразу после пресловутого дефолта, в октябре 1998 года, когда в Российской Федерации был принят закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Он установил два основных вида — финансовый и оперативный. Каждый из них считается одним из самых быстрых способов получения необходимых средств.
Финансовый лизинг более распространен и предполагает полное погашение лизингополучателем стоимости арендуемого имущества, а срок договора обычно совпадает со сроком эксплуатации или амортизации объекта лизинга. При оперативном лизинге срок аренды гораздо короче нормативного срока использования подвижного состава, а размер платежей выше. Но, независимо от вида финансирования, простое сравнение расходов при разных формах получения заемных средств показывает, что в большинстве случаев лизинг выгоднее, чем банковский кредит.
Лизинг вообще более доступен для клиентов, приобретающих движимое имущество, чем банковский кредит. Требования к лизингополучателям мягче, а получить лизинг гораздо проще, чем взять кредит на грузовую технику. Лизинговые компании не требуют дополнительного залога — им является само приобретаемое имущество. Они предъявляют менее жесткие требования к претендентам, чем кредитные организации. Срок действия договора лизинга на покупку коммерческой техники, как правило, больше. Кредитные договоры заключают в основном на срок от 6 до 36 месяцев и в редких случаях на более длительный срок. А вот лизинговый договор может быть составлен на 60 месяцев (5 лет), а иногда — даже на 84 месяца (7 лет).
При лизинге транспорта лизинговые платежи включены в себестоимость продукта, а это уменьшает налогооблагаемую прибыль. Наряду с этим такая форма финансирования позволяет применять к объекту лизинга (подвижному составу) коэффициент ускоренной амортизации. На практике это реальная экономия, поскольку сокращаются выплаты по налогу на имущество. Согласно налоговому законодательству при банковском кредите проценты за пользование заемными средствами один раз в квартал или в год относят на увеличение общей стоимости предмета кредитования. А вот сокращение налогооблагаемой базы в рамках кредитного договора предусмотрено только в виде амортизации объекта кредитования.
Есть разница и в графиках платежей по договорам лизинга и кредитования. При лизинге клиент оплачивает только определенную сумму, установленную путем расчета и обозначенную в платежном графике. Она отражает выплаты с учетом остаточной стоимости предмета лизинга, т.е. зачастую ниже, чем при кредите. По условиям лизинга стороны могут выработать наиболее оптимальную для клиента схему платежей, в том числе и с учетом сезонности бизнеса.
При пользовании банковским кредитом заемщик возвращает кредитному учреждению всю одолженную сумму с процентами. Кроме того, он имеет дело с фиксированным графиком равномерных или убывающих платежей и строго ограниченным количеством возможных изменений в период его действия. При кредитном договоре график может не отражать скрытых платежей и отдельных комиссий, выплат финансовых вознаграждений банку и дополнительных расходов. При этом лизинг — одна из немногих схем финансирования, при которой скрыть от клиента дополнительные платежи невозможно.
Контролируя технологическую и производственную деятельность предприятия, лизингодатель может оперативно вносить изменения в условия договора, делая выплаты неравномерными. Лизингополучатель имеет возможность досрочно погасить свои обязательства в любой момент. На досрочное погашение кредита, как правило, устанавливается мораторий минимум на 6 месяцев. Иными словами, если месяц назад вы взяли кредит, а потом решили погасить всю сумму, придется заплатить штраф за досрочное погашение или подождать, когда закончится срок действия моратория.
В отличие от кредитных операций, лизинговые платежи обеспечивают сохранение финансовой стабильности предприятия. Лизинг не оказывает влияния на показатели ликвидности и финансовой устойчивости фирмы, поскольку на ее балансе отражается только задолженность по текущим платежам. Лизинговые платежи в полном объеме относят на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (статья 28 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Лизинговые платежи, включая аванс, в полном объеме относят на затраты, тогда как при использовании кредита на затраты можно отнести лишь проценты, а не платежи. В большинстве случаев лизинговые платежи существенно ниже выплат по банковским кредитам. Важно и то, что при возникновении форс-мажорных обстоятельств лизингодатели помогают клиентам справиться с временными трудностями и чаще всего не требуют скорейшего погашения задолженности, чего не скажешь о банковских кредитах. Крупным компаниям-лизингодателям невыгодно расторгать договора с клиентами, поскольку аннулирование лизинговой сделки влечет за собой дополнительные риски, связанные с продажей бывшего в употреблении и не всегда востребованного на рынке подвижного состава, особенно если это специфический транспорт (автовозы с низкой кабиной, бортовые тягачи для «паровозных» сцепок и т.д.).
Имеет место экономия на налоге на имущество за счет ускоренной амортизации с коэффициентом до трех (статья 259 Налогового кодекса РФ). Другими словами, амортизация позволяет на законных основаниях втрое уменьшить налог на имущество. Наконец, уплаченный по договору лизинга налог на добавленную стоимость (НДС) государство возвращает в полном объеме — принимает к зачету при уплате в бюджет (глава 21 Налогового кодекса РФ). Проще говоря, эти деньги остаются в бизнесе. А еще лизинг обеспечивает минимальные дополнительные затраты. Скажем, расходы на доставку объекта договора, его страхование, таможенные выплаты и прочие траты берет на себя лизинговая компания. В случае с кредитом все эти расходы должен оплачивать заемщик. На круг выходит приличная сумма, и это тоже аргумент в пользу лизинга. В конечном итоге, при получении автомобильной техники в лизинг по сравнению с прямой покупкой или приобретением в кредит экономия денежных средств может достигать 20%. Согласитесь, для бизнеса любого масштаба это немало.
Лизинг хорош тем, что при заключении договора он требует минимум собственных средств. Зачастую достаточно иметь 5 или 10% стоимости предмета лизинга, тогда как при кредитовании эта сумма чаще стартует с отметки в 20%. В любом случае это гораздо выгоднее, чем покупка за собственные средства компании. При лизинге вы можете взять 10 единиц подвижного состава, которые будут сами зарабатывать на погашение задолженности, а вот приобрести такое же количество техники в кредит гораздо сложнее, поскольку транспорт будет «привозить» денег меньше ежемесячного платежа. Проще говоря, полученный в лизинг транспорт будет окупать себя сам, чего не скажешь об оборудовании, купленном в кредит. По сути, при лизинге вы платите за аренду имущества, которое впоследствии получаете в собственность, а при кредите сразу становитесь собственником без возможности экономить на платежах.
Как уже отмечалось, в большинстве случаев при лизинге залог не требуется. А при банковском кредите на большую сумму он обязателен. Лизинг обеспечивает улучшение бухгалтерской отчетности, так как передаваемое в лизинг имущество учитывается на балансе лизинговой компании и не отражается на балансе лизингополучателя. Предмет лизинга не отражают в активах, а задолженность — в пассивах. Финансовые показатели улучшаются за счет удачного соотношения заемных и собственных средств, а также рентабельности активов. Тем самым ликвидность баланса не ухудшается, а главное — сохраняется возможность получения дополнительных займов. При кредите транспорт учитывается на балансе, а потенциал получения новых кредитов (по крайней мере, в том же банке) снижается.
Еще несколько важных моментов. Лизинг предусматривает комплексное обслуживание, включая помощь в подборе поставщика и предмета лизинга, льготного страхования, постановки на учет в органах ГИБДД, прохождение техосмотра, предоставление подменного автомобиля и т.п. При кредите все эти заботы ложатся на плечи заемщика. В течение срока действия договора лизинга транспорт остается собственностью лизингодателя, т.е. защищен от притязаний третьих лиц. Лизинг чаще всего предполагает льготные тарифы по страхованию, скидки поставщиков и прочие приятные мелочи. Подготовку всей документации осуществляет лизинговая компания, в то время как при кредите — заемщик. Решение по финансированию принимает непосредственно лизинговая компания, и в большинстве случаев делает это быстрее, чем банки. Предварительное решение по лизингу принимается по заявке, а комплект документов при этом минимальный и не требует нотариального оформления.
Справедливости ради нужно сказать, что для большинства малых предприятий и индивидуальных предпринимателей банковский кредит остается единственно доступным способом финансирования покупки грузовых автомобилей и прицепного состава. В то же время, лизинг обладает бесспорной экономической эффективностью и отвечает ожиданиям большинства представителей транспортного сообщества. У ведущих российских лизинговых компаний одобрение получает более 95% всех поданных заявок, тогда как по банковским кредитам этот показатель ощутимо ниже.
В ЗАЩИТУ КРЕДИТА
Справедливости ради стоит отметить, что ряд финансистов считает кредит более дешевой сделкой, нежели лизинг. Аргументация такая: при выдаче кредита клиент получает деньги, которыми вправе распоряжаться по своему усмотрению. Утверждение спорное, поскольку очень часто при оформлении сделки банк переводит сумму безналичным путем на счет продавца, и «живых» денег покупатель не видит.
Сторонники кредита козыряют тем, что сразу после зачисления средств транспортное средство переходит в собственность заемщика. Но не нужно обольщаться: автомобиль оформляется в залог, а ПТС (как и при лизинге) сдается на ответственное хранение кредитору — в данном случае в банк. До полного погашения задолженности вы не можете перепродать движимое имущество, подарить его или выполнить другие действия, не предусмотренные кредитным договором.
Простые расчеты показывают, что при прочих равных условиях (стоимость имущества, количество приобретаемой техники и т. п.) сумма ежемесячных платежей при кредите все-таки меньше. Однако не нужно обольщаться: анализ и практика работы компаний показывают, что лизинг все-таки выгоднее: итоговая сумма с учетом всех экономий на налоге на прибыль и НДС при лизинге значительно меньше. Выходит, как ни крути, а лизинг действительно выгоднее кредита.
Эксперты признают, что лизинг — более гибкий финансовый инструмент. В то же время, малые предприятия могут использовать кредит как более выгодный для себя способ решения проблем замены автопарка. Кредиты на покупку коммерческого автотранспорта выдают юр. лицам и ИП. При этом число сотрудников фирмы-заемщика не должно превышать 50 человек для сферы услуг и 100 человек для производственной сферы, а фактический срок работы компании на рынке должен составлять не менее 6 месяцев.
Аналитики полагают, что кредит в коммерческом банке не решает проблем перевозчика, а растягивает их по времени. Кроме того, он сопряжен с дополнительными расходами. Есть и другие подводные камни. Например, если финансовое состояние заемщика за период кредитования ухудшится, по условиям договора банк может потребовать вернуть кредит досрочно. Ни один уважающий себя лизингодатель позволить себе таких действий не может.
Кстати, если транспортная компания или ИП не может приобрести подвижной состав в лизинг, его можно взять в кредит. И, как показывает практика, наоборот это правило, увы, не работает. В то же время, надо отдавать себе отчет в том, что и лизинговый контракт несет в себе большое количество ограничений по использованию техники. А в случае просрочки погашения задолженности здесь так же применяются штрафы и пени. В общем, и с лизингом не все так «шоколадно», как может показаться на первый взгляд. И, тем не менее, на сегодняшний день это самый эффективный способ решения задач пополнения и обновления автопарка. Другого действенного способа увеличения численности подвижного состава на законных основаниях пока не придумали.