ПРОСТОЕ ЗАНЯТИЕ
КАК ПОСТРОИТЬ ФУРГОН
К работе фирм, производящих специализированные надстройки и фургоны на готовом шасси, многие люди, даже имеющие отношение к автотранспорту относятся не то, чтобы пренебрежительно, но несколько упрощенно. Их взгляды на кузовное производство примерно соответствуют строкам из знаменитого стихотворения: «Что нам стоит дом построить? — Нарисуем — будем жить!». Между тем, производство надстроек далеко не так просто, как кажется. Недаром же каждый новый автомобиль, оснащенный надстройкой на специализированном предприятии, паспорт транспортного средства получает именно там.
Пожалуй, только в Советском Союзе основную массу грузовых автомобилей полностью изготавливали на автомобильных заводах. Ведь 80% выпускаемой грузовым автопромом продукции приходилось на бортовые автомобили, самосвалы (как правило, одной-двух модификаций) и седельные тягачи. Потребность в специализированных автомобилях у народного хозяйства страны, имевшего мобилизационную экономику, была, но не столь большая, как в развитых странах. Ведь автомобиль со специализированным кузовом не может полноценно использоваться в армии в случае начала боевых действий. Да и в мирной жизни возить, в большинстве случаев, приходилось массовые и промышленные грузы, а не товары народного потребления. Между тем, во всем остальном мире производители транспортных средств давно поняли, что угнаться за разнообразными потребностями рынка самим невозможно, да и невыгодно, и работают в единой связке с производителями специализированных надстроек.
Число таких предприятий строго ограничено, попасть в их ряды нелегко. Условия производства, организация технологического процесса, а самое главное — качество готовой продукции должно соответствовать стандартам, приятым на предприятии-изготовителе шасси.
Сегодня мы познакомимся с тем, как организовано производство надстроек на примере предприятия Мосдизайнмаш, расположенного в городе Белоусово Калужской области. Я намеренно не употребляю слово «фургонов». Действительно, это сейчас самый массовый тип надстройки, устанавливаемый на базовое шасси, но все зависит от желания заказчика. По его желанию на базовое шасси может быть установлен бортовой или самосвальный кузов, кран-манипулятор, самосвал и многое другое оборудование. Окончательный вид готового транспортного средства ограничивается только фантазией заказчика и грузоподъемностью базового шасси. Клиент, сделав заказ, через 2 месяца может забрать готовый автомобиль. Сегодня мы познакомимся с тем, что происходит в промежутке между двумя этими событиями.
КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ?
В сфере обслуживания населения эта фраза давно стала девизом ее работников. Но когда речь идет о конструировании грузовых автомобилей не стоит забывать, что они по своей сути являются промышленным оборудованием, источниками повышенной опасности. Конструирование, производство и последующая эксплуатация грузовых автомобилей регулируются многими законами, государственными стандартами и техническими требованиями производителей шасси. Поэтому главная задача работников отдела маркетинга — представить себе, как будут соотноситься пожелания клиента со всеми этими требованиями.
В идеале, конечно, все должно выглядеть следующим образом: клиент, при заказе машины просто рассказывает о стоящих перед ним транспортных задачах. А уже исходя из требований, предъявляемых к условиям перевозки груза: его количеству, весу, планируемому суточному пробегу, региону эксплуатации специалисты конструкторского бюро завода сами подберут производителя шасси, разработают технические требования к устанавливаемой надстройке, скомпонуют все таким образом, чтобы лучше всего учесть требования заказчика и не вылезти при этом за ограничения, налагаемые многочисленными нормативными документами.
Большинство клиентов подобных предприятий за рубежом так и делает. Но все мы немножечко инженеры и сами лучше заводских КБ знаем, что нам нужно. А нужно нам сделать машину побыстрее, подешевле, погрузоподъемнее, и, желательно, из имеющихся в наличии компонентов. Столкнувшись с отказом, полученном на имеющем право работать с техникой определенного производителя предприятии, заказчик идет на предприятие попроще, получает там, скажем, установленный на шасси автомобиля грузоподъемностью 5 тонн 30-кубовый фургон, а потом долго недоумевает, почему его свежепостроенный автомобиль не регистрируют в ГАИ и отказываются обслуживать на сервисе? Да потому, что на каждый новый тип автомобиля требуется получать «Одобрение типа транспортного средства», а все возможные изменения в конструкции базового автомобиля очень жестко регламентированы производителем шасси.
КОНСТРУКТОР — ВСЕМУ ГОЛОВА
После того, как заказчик и специалист отдела маркетинга пришли к согласию относительно конструкции, цены и сроков поставки транспортного средства, в дело вступает хорошо отлаженный заводской механизм. Заказ поступает в конструкторское бюро завода. Оно существует не зря. Впечатление, что все производимые на предприятии автомобили-фургоны, пусть даже и на одном и том же шасси, одинаковы, обманчиво. У всех потребителей разные условия эксплуатации, и если есть возможность приспособить технику к ним, большинство ею пользуется. Если присмотреться к готовой продукции ближе, можно увидеть много отличий: и по применяемой фурнитуре, и по материалам, и по конструкции фургона. Очень часто приходится изменять длину базового шасси.
Завод имеет допуск для выполнения подобных работ. И при проектировании главный конструктор, как дирижер слаженного оркестра, определяет основные параметры вновь изготавливаемого автомобиля, выдает задания конструкторам на проектирование отдельных узлов и деталей, разработку рабочих и сборочных чертежей, определяет сроки готовности нового автомобиля и следит за его выполнением.
Установка кузова-фургона, даже с изменением длины шасси — самая «простая» работа, выполняемая на этом предприятии. Если требуется устанавливать кран-манипулятор или самосвальный кузов, то речь идет уже о расчете прочности нового автомобиля, о работе рамы на изгиб, об отборе мощности для работы гидронасосов. И это только вершина айсберга. Работ по расчетам на прочность, по заготовке материалов, по разработке технологических карт тут на порядок больше.
Каждый новый автомобиль требуется сертифицировать. Так что конструкторское бюро на заводе называется таковым совершенно справедливо. По большому счету от КБ производителей шасси оно отличается тем, что не выбирает тип двигателя и трансмиссию базового автомобиля. Во все остальные узлы КБ завода уже может вносить изменения.
Немаловажен и контроль выполнения плана графика постройки автомобиля. Конструкторов и технологов завода можно встретить на всех участках производства — в заготовительном и сварочном цехах, у прессов, формирующих целиком боковины кузова, на участке окончательной сборки. Контролю подлежит все, вплоть до количества и размера закрученных шурупов. Один из результатов такой организации труда - полная взаимозаменяемость всех стандартных узлов и деталей, произведенных заводом. Вещь общепринятая в мировом и российском машиностроении, но, как ни странно, у многих российских производителей надстроек такого нет. И пригоняя на ремонт, скажем, полуприцеп с пострадавшей от аварии дверью, клиенты многих предприятий вынуждены ждать, пока такую же дверь не изготовят по-новой.
Одним контролем такого качества не добиться. Конечно, размеры и допуски при производстве крупногабаритных деталей, особенно в полуприцепах, более похожи на строительные. Да и технология их изготовления тоже несколько смахивает на применяемую на стройках. Добиться же точности, применяемой в машиностроении, удалось благодаря повсеместному введению шаблонов и кондукторов и, конечно, всемерной стандартизации сборочных узлов.
Уже упоминалось, что основная часть заказов завода Мосдизайнмаш сегодня — это фургоны: в основном изотермические и рефрижераторные. Главнейший параметр, по которому оценивается качество такой продукции — теплопроводность. Немало в деле ее снижения зависит от конструкции фургона, технологии сборки. Чем более она совершенна, тем меньше остается «мостиков холода» — деталей, выполненных из нетеплоизоляционных материалов. Решается это использованием сэндвич-панелей собственного изготовления, правильной технологией их сборки, специальными термовставками в обвязке дверей и множеством других ноу-хау завода Мосдизайнмаш.
Немало зависит и от теплоизоляционного материала. Сегодня применяемый на Мосдизайнмаш материал — экструдированный пенополистирол американской компании DOW Chemical обеспечивает необходимый коэффициент теплопроводности кузова в зависимости от требований клиента, что подтверждено международным сертификатом ATP.
Других вариантов изотермической продукции «попроще и подешевле» здесь нет, и это правильно. Продукция завода у потребителей ассоциируется с высоким качеством, надежностью и ремонтопригодностью, что заставляет эксплуатантов, уже имеющих на своем балансе специализированные автомобили производства завода Мосдизайнмаш, снова и снова заказывать их на этом предприятии. В столичном регионе конкуренция немаленькая. Но клиентов у предприятия более чем достаточно. В месяц завод выпускает порядка 100 специализированных автомобилей и полуприцепов, из них 80 — изотермических.