ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ ATEGO
РОДОМ ИЗ ХХ ВЕКА
Mercedes-Benz Atego появился в 1998 году. Оптимальные конструктивные решения, широкий выбор из шести двигателей и пяти вариантов коробок передач, 15 разновидностей передаточных чисел главной передачи, хорошая эргономика и просторные кабины, удачное сочетание собственной массы и полезной нагрузки – всем этим он выбивался из привычного представления об одной, пусть даже очень универсальной модели. Ровно 25 базовых версий автомобиля полной массой от 6,5 до 26 тонн с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2 и 6х4 в виде бортовых грузовиков, седельных тягачей, самосвалов и шасси для установки кузовных надстроек – всего 240 модификаций. Для конкурентов это было слишком!
Среднетоннажные автомобили Mercedes-Benz полной массой 6,5-15,9 тонн были унифицированы с серией Vario. Их оснащали компактными 4-цилиндровыми дизельными двигателями OM 904 LA рабочим объемом 4,25 л и мощностью 122-170 л.с. Представителей тяжелой гаммы полной массой 16-26 тонн делали во многом идентичными флагману Actros. Их комплектовали 6,4-литровыми 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом OM 906 LA мощностью 231-279 л.с. Позже, в 2004 году, тяжелую гамму выделили в серию Axor и тем самым упрочили рыночное положение немецкого «выскочки».
После рестайлинга появилась самосвальная версия 2633К (6х4) для работы в составе 40-тонного автопоезда. В моторном отсеке машины был установлен 12-литровый дизель мощностью 330 л.с. Специально для России и стран Восточной Европы завод подготовил самосвалы SKT 1823K и SKT 3028K, адаптированные к тяжелым дорожно-климатическим условиям. Atego занял лидирующие позиции по продажам в Германии и нескольких других странах.
С начала своей серийной жизни Atego поступал в дилерскую сеть с четырьмя типами кабин: двумя короткими S и SE, а также двумя удлиненными L и LR с одним или двумя спальными местами. На всех вариантах грузовика использовали 5-, 12и 16-ступенчатые (позже – 6и 9-ступенчатые) механические коробки передач, равно как и «автомат» фирмы Allison. На выбор перевозчиков были предоставлены ведущие мосты с планетарными колесными редукторами, более дюжины разновидностей главной передачи и дифференциалов повышенного трения. Из других конструктивных особенностей Atego ХХ века – рессорная, полностью пневматическая или комбинированная подвеска (рессорная спереди и пневматическая сзади), барабанные или дисковые тормоза всех колес.
Авансом за будущие успехи на рынке транспортных средств для дистрибуции стал титул «International Truck of the Year 1999», четвертый для Mercedes-Benz и первый для данной модели. Кстати, и тогда на пятки Atego наступал Volvo FM: одержавший победу «немец» набрал 69 баллов, а удостоенный «серебра» «швед» довольствовался 64 баллами. В 2005-м Atego второго поколения с 33 баллами замкнул тройку призеров престижного конкурса, а шведский «эф-эм» в него даже не попал. В 2010-м рестайлинговый автомобиль 2011 модельного года взял реванш и добыл почетный трофей с активом 133 балла.
С ЭЛЕМЕНТАМИ ФЛАГМАНА
С момента дебюта этот «ариец» не просто утер нос конкурентам – он сразу обратил на себя внимание транспортного сообщества. За первые семь лет серийного производства Atego разошелся по всему миру в количестве более 200 тыс. штук. И это при том, что с момента дебюта второго поколения подсчет продаж тяжелой гаммы Axor уже велся отдельно. Само название модели стало синонимом престижа и транспортной эффективности. Экономичный, надежный, выносливый – такими эпитетами наградили его сами перевозчики.
Не последнюю роль в конкурентной борьбе играют расходы на содержание и ремонт техники – это так называемая цена владения. В этом смысле Atego выглядит довольно привлекательно. Например, средняя стоимость его регламентного обслуживания в год для Германии составляет 245 евро, ремонтных работ – 185 евро, технического осмотра – 60 евро. Если стоимость техосмотра снизить никак нельзя, то уменьшить затраты на обслуживание и ремонт вполне реально. И эти расходы у владельцев Mercedes-Benz Atego ниже, чем у многих конкурентов с эмблемами других фирм на кабине.
Рыночные реалии таковы, что в своем сегменте Mercedes-Benz Atego востребован больше, чем какой-либо другой грузовик. До кризиса этот развозной автомобиль выбирал каждый четвертый европейский перевозчик. И это при большой палитре техники высокого качества и привлекательной альтернативной стоимости. Популярность Atego подтверждена и свежими статистическими данными. В то время как в период кризиса ведущие европейские производители коммерческого транспорта частично утратили или в лучшем случае сохранили завоеванные позиции, за последний отчетный год Atego смог упрочить свое положение, добавив в актив 2,7% рыночного пирога. Ближайший преследователь отстает от лидера сегмента на 7,7%, а это очень большой отрыв.
Сегодняшний Atego стал еще привлекательнее. Он изменился не только внешне, но и по оформлению интерьера кабины, получил несколько важных опций и теперь хорош как никогда ранее. Список улучшений модели можно пересчитать буквально по пальцам обеих рук, но дело не в их количестве, а в качестве. А в этом смысле новый автомобиль на высоте.
Зная проблемы перевозчиков, Daimler Trucks не стал кардинально менять оперение кабины. В итоге ее каркас и обвес остались практически без изменений. В конструкторском отделе здраво рассудили: по большому счету, ничего, кроме эстетики, радикальная «модернизация» не даст, а сейчас не время разбрасываться деньгами. Перевозчики ценят, когда у старой и новой модели много взаимозаменяемых деталей. Кроме того, кризис финишировал только на словах, а на деле у ряда транспортных операторов и в отрасли в целом проблемы еще не закончились. Отсюда и обновление «по сокращенной программе». Впрочем, на это можно взглянуть и по-другому: от добра добра не ищут…
Самая заметная перемена в облике Atego – решетка радиатора в стиле Mercedes-Benz Actros. Загнутые по краям уголки горизонтальных планок острые языки называют «ухмылкой над конкурентами». Теперь этот элемент присущ всем трем модельным рядам: Actros, Axor и Atego. Тем самым дизайнеры подчеркнули единство фирменного стиля, равно как и философии экономичных и высокорентабельных перевозок. Уверенный, но при этом не агрессивный облик нового грузовика, по мнению немецких маркетологов, оптимально подходит для транспортировки широкой номенклатуры товаров. А главное – он четко отражает корпоративную философию Daimler Trucks, заложенную в лозунге: Truck you can trust – «Грузовик, которому вы можете доверять» или «Грузовик, в котором вы можете быть уверены».
Основные изменения кроются внутри кабины. Речь не только о новых материалах и цветовом оформлении, но также об оборудовании. В базовой комплектации новый Atego получил мультифункциональный руль с кнопками – точь-в-точь как на флагмане грузового флота. Левый блок отвечает за выход в меню бортового компьютера, правый – за управление телефоном и радио. Кнопочное управление уменьшает рабочую нагрузку на водителя, ведь в течение рейса ему приходится неоднократно отвлекаться и совершать дополнительные манипуляции. Сам руль можно заказать в кожаном переплете с отделкой цвета антрацит.
Комфортабельные подголовники интегрированы в сиденья без выступа, с плавным переходом. Такая геометрия удобна для оптимальной посадки и существенно разгружает позвоночник. Но лучшие условия посадки обеспечивает не только водительское кресло. Пассажирское (или два пассажирских, в зависимости от комплектации) также сделано с заботой о тех, кто в нем находится. По уровню комфорта оно ничуть не уступает водительскому, с той лишь разницей, что у среднего сиденья нет собственной пневмоподвески.
В списке улучшений Atego-2011 есть жесткая вешалка для одежды с четырьмя регулируемыми крючками. Зачем так много? А вот и не много: на одну «запятую» вешать несколько предметов неудобно, а на разные – сподручнее. Практичнее организована и центральная зона. Для экипажа подготовлены два по-разному скомпонованных вещевых отсека на тоннеле двигателя: открытый и закрытый. В них есть жесткие колодцы для размещения чашек с напитками и гибкие держатели бутылок. Предусмотрен раскладной столик для письма, который легко сойдет и за обеденный. Есть также набор отделений для документов и вещей водителя, без чего представить себе развозной грузовик просто невозможно. В общем, новый Atego позволяет создать конфигурацию рабочей зоны, исходя из индивидуальных предпочтений. Прежде такой роскоши для развозных машин марки Mercedes-Benz не наблюдалось.
У Atego-2011 новая комбинация приборов со спидометром и тахометром в хромированном обрамлении. В центре расположен графический дисплей. На нем отображается информация доступа к управлению системой мониторинга парка FleetBoard (если такая имеется) и бортовому GPS-навигатору. Обращает на себя внимание и свежий дизайн ключа зажигания. Тем самым производитель хотел подчеркнуть: Atego – ближайший родственник коммерчески успешного Actros, основного грузовика в палитре Mercedes-Benz.
Чтобы по праву считать Atego-2011 совершенно новым автомобилем, полдюжины изменений в стандартной комплектации явно недостаточно. Но кто сказал, что список улучшений этим исчерпывается?! За дополнительную плату модернизированную решетку радиатора могут окрасить в цвет кабины. Вместо старого руля на заказ ставят более удобный новый. За доплату можно получить 23-литровый холодильник с регулировкой степени охлаждения в диапазоне от +10 до –180 С. Есть также секционная крышка и вертикальный отсек для хранения четырех 1,5-литровых бутылок. Все это позволяет расширить готовность нового Atego к поездкам на большие расстояния даже в самую жаркую погоду.
Перечень опций вобрал в себя сделанные по профилю пола коврики и встроенный магнитный ретардер. Последний повышает безопасность движения и сокращает эксплуатационные расходы. Его монтируют на выходе коробки передач, тем самым уменьшая потребность в применении рабочей тормозной системы до 60%. При использовании ретардера с пневматическим приводом значительно уменьшаются затраты, связанные с износом тормозов и шин, а это одни из основных статей эксплуатационных расходов. Ретардер весит всего 39 кг, при этом он способен обеспечить тормозную мощность 180 кВт при максимальном тормозном моменте до 650 Нм.
На заказ возможна также установка устройства для буксировки прицепа. Таким образом, грузовик полной массой до 12 т способен буксировать 8-тонный прицеп и работать в составе автопоезда полной массой до 20 т. Более того, 16-тонному Atego по силам буксировать и 12тонный прицеп, создавая сцепку полной массой до 28 т. Не каждый одноклассник «немца» блеснет такими возможностями!
НА ПИКЕ ФОРМЫ
Обновленный Atego имеет три базовых исполнения по полной массе: 6,7; 11,99 и 16 тонн. Инженеры подготовили для него три мерседесовских двигателя BlueTec Евро-5 семи вариантов мощности: от 95 до 210 кВт (от 129 до 286 л.с.). Кроме них есть еще шесть обычных версий уровня Евро-3 мощностью от 90 кВт до 205 кВт (от 122 до 279 л.с.). Никто не сбрасывал со счетов и двигатели последнего поколения уровня EEV – чуть выше, чем Евро-5. Наконец, в линейке появился серийный гибрид. Как говорится, выбирай – не хочу.
В 12-тонном исполнении Atego комплектуют как 4-х, так и 6-цилиндровыми моторами. Это позволяет максимально адаптировать грузовик под характер решаемых задач, не переплачивая за лишнюю мощность и неоправданный расход топлива. Плюс еще и в том, что мощные двигатели нового «коммерсанта» могут использоваться в комбинации с системой Start-Stop, выключающей двигатель при остановке в пробке и на светофорах. Она обеспечивает снижение расхода топлива на 2,8%. С учетом каждодневной эксплуатации выгода от использования подобных транспортных средств становится очевидной.
Atego 2011 модельного года выпускают с четырьмя версиями кабины по размеру: узкой дневной и дневной широкой для развозных операций, магистральной со спальным местом и комфортабельной с двумя спальными полками для «дальнего боя». Все они имеют одинаковую внутреннюю ширину 2300 мм. Такая унификация удешевляет само производство и делает рыночные цены на новый продукт вполне конкурентоспособными. Для развозных перевозок используется стандартная короткая кабина S (Distribution) длиной 1650 мм или с увеличенным пространством длиной 1830 мм. Для региональных перевозок предлагается кабина L (Long-Distance) с одной нижней спальной полкой шириной 685 мм. Наконец, для «дальнего боя» и обеспечения максимального комфорта существует кабина Luxury с двумя спальными полками шириной 685 и 700 мм. К слову, точно такие же места для отдыха имеются на флагманском Actros, а это говорит о многом. Внутренняя высота Luxury составляет 2015 мм, что позволяет перевозчику переодеваться стоя, не выходя на улицу.
Благодаря раме, опущенной вперед в зоне переднего моста, высота пола над уровнем дороги составляет всего 818 мм. Это значит, что во время выполнения своей работы водитель меньше устает. За счет широкой подножки обеспечивается удобный и безопасный доступ в кабину, и это тоже важное обстоятельство. Медиками доказано, что низкий вход в кабину развозного грузовика влияет на поддержание работоспособности человека, занятого на внутригородских перевозках. При частых остановках в многочисленных пунктах погрузки и разгрузки такая забота совсем не лишняя.
На Atego-2011 улучшена настройка ходовой части, хотя и прежняя особых нареканий не вызывала. В результате нынешний Atego получит более высокую остаточную стоимость, чем его же предшественники с таким же именем. Используя имеющиеся наработки, немцы выжали из грузовика максимум возможного. Следующего улучшения, скорее всего, придется ждать уже на совершенно новой модели.
ДЛЯ САМЫХ ПРОДВИНУТЫХ
Европейцы первыми стали использовать гибридные грузовики своих производителей, хотя конструкция этих машин была далека от совершенства, а экономической целесообразности не было никакой: гибриды весят больше дизельных аналогов на 300-350 кг, стоят дороже на 40-45 тыс. евро, а их грузоподъемность меньше на вес аккумуляторных батарей. Тем не менее, тема гибридизации коммерческих перевозок набирает обороты. Не иметь гибрид в модельном ряду сегодня такой же нонсенс, как создавать грузовики, работающие на высокооктановом бензине.
Первый гибридный грузовик Daimler Trucks создал несколько лет назад, и тоже на базе Mercedes-Benz Atego. В результате постоянной модернизации он был улучшен буквально по всем параметрам. На прототипе 2007 года использовались литий-ионные аккумуляторы высокого напряжения первого поколения, а на нынешнем Atego BlueTec Hybrid – АКБ нового поколения. Старый гибрид имел трансформатор первого поколения, соединенный с двигателем через адаптер; гибрид же 2010 года работает с новым трансформатором, интегрированным в мотор в приводе трансмиссии. Исходный гибрид оснащали обычной автоматической трансмиссией Telligent, а модернизированный получил такую же, но с функцией Hybrid Roll. На первенце был предусмотрен ручной пуск и выключение двигателя, тогда как автомобиль образца 2010 года оснащен автоматической системой. При эксплуатации раннего образца использовались элементы управления производства компании-поставщика, а теперь задействованы элементы управления производства Mercedes-Benz. Это позволило оптимизировать расход топлива и упростило взаимодействие клиента с заводом.
Различия гибридных грузовиков первого и второго поколения этим не исчерпываются. Тестируемый подразделениями DHL прототип соответствовал уровню Евро-5, а новый гибрид отвечает более высоким требованиям Евро-5+EEV. Atego BlueTec Hybrid образца 2007 года не имел дисплея системы гибридного привода, а вот автомобиль 2010 года получил отдельный экран на приборной панели. Отныне водитель не примеряет на себя роль гадалки, пытаясь определить степень зарядки батарей. Благодаря информации на дисплее он может видеть, каков реальный расход энергии и уровень заряда аккумуляторов. Ранний Mercedes-Benz Atego BlueTec Hybrid дорожная полиция регистрировала как испытательную передвижную лабораторию, а поздний ставили на учет как «безопасный испытательный образец высокого напряжения с автоматическим отключением в опасных ситуациях». Прежний гибридный Atego выпускали в леворульном варианте и продавали только в Германии, новый может быть и с правым рулем, а разрешение на продажу есть для всех 27 стран Евросоюза.
Новейший развозной грузовик компании Daimler Trucks с гибридным силовым приводом построен на платформе Mercedes-Benz Atego 1222 L полной массой 11,99 тонн. Компоненты гибридного привода встроены прямо в трансмиссию, но основным является 4-цилиндровый 4,8литровый 218-сильный дизельный мотор Mercedes-Benz OM 924 LA. Он развивает максимальный крутящий момент 810 Нм при 1200-1600 об/мин и обеспечивает хорошие тяговые характеристики. Дизель работает в паре с установленным непосредственно за ним электродвигателем с водяным охлаждением мощностью 44 кВт, пик крутящего момента которого составляет 420 Нм. Электродвигатель переменного тока с постоянным магнитом расположен между сцеплением и 6-ступенчатой коробкой Mercedes-Benz G85-6 с системой автоматизированного переключения передач Telligent. Трансмиссия передает крутящий момент на карданный вал, идущий к задним ведущим колесам. Система охлаждения, трансформатор, кабели высокого напряжения и аккумуляторы вынесены влево, поскольку справа от рамы установлен топливный бак.
Новый Atego BlueTec Hybrid получил постоянный магнитный ретардер с мощностью торможения до 180 кВт и тормозным моментом в 650 Нм при скорости 80 км/ч. Это самый легкий в мире подобный агрегат, и мы говорили о нем выше. Кстати, на дорогах Европы в настоящее время эксплуатируется более 13 тыс. Mercedes-Benz Atego с ретардером, и это число постоянно растет.
Создание Atego BlueTec Hybrid дало экономию топлива в объеме до 15%, существенно сократило выбросы СО2, NОx и твердых частиц. Конструкторы добились снижения уровня наружного шума. Надежность тоже на высоте: по этому параметру гибридный вариант не уступает дизельному, и его компоненты обеспечены такой же заводской гарантией, как и обычный силовой агрегат. Даже интервалы сервисного обслуживания остались прежними. Конструкцию гибрида довели до соответствия стандартам Европейской ассоциации производителей автомобилей. Кроме того, Atego BlueTec Hybrid отвечает требованиям правил безопасности ЕС в отношении управления высоковольтными системами, аккумуляторными батареями и предотвращения непроизвольного ускорения.
Все проверки остались позади, и Atego BlueTec Hybrid является серийным. Как и дизельный аналог, его выпускают на заводе в Вёрте. Теперь, по словам создателей, слово за транспортниками Европы. Хочется верить, что в их числе окажутся и российские перевозчики, ведь нашим городам так не хватает подобного транспорта. А потенциальных покупателей – хоть отбавляй: службы экспресс-доставки почты и продуктов питания, передвижные аптеки и мастерские, да мало ли кто. Товар есть, должен найтись и купец.