NP300 ПОШЕЛ В НАРОД

Образ настолько стандартный, что можно подумать, будто совершенно разные компании разрабатывали пикапы по одному техническому заданию: дизель рабочим объемом 2,5 л, длина 5 м, колесная база 3 м, грузоподъемность 1 т. На самом деле облик небольшого по американским понятиям пикапа сформировал таиландский рынок, где такие автомобили являются основным транспортным средством. NISSAN NP300 PICK UP не исключение из этого ряда. Однако изготовлен он все-таки в Японии.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
В полном соответствии с объявленными планами компания OOO «Ниссан Мотор Рус», дочернее подразделение Nissan Europe S.A.S., начала продажи первой на российском рынке коммерческой модели – NISSAN NP300 PICK UP. Это обновленная версия прежней модели PICK UP. Модель NP300 в нашей стране впервые представили в марте 2008 г.
Накануне начала продаж NP300 журналистам предоставили возможность ознакомиться с пикапом. В программу тест-драйва входило движение по Москве и Подмосковью, а также по трассе для мотокросса, расположенной рядом с аэродромом «Дракино». Организаторы сделали все, чтобы пикап понравился. Первоначально, до выезда из Москвы, автомобили были загружены 230–250 килограммами балласта. Это не только повышало плавность хода, но и выравнивало нагрузку по осям, что влияет на управляемость автомобиля. С другой стороны, такая загрузка пикапа наиболее характерна при эксплуатации. Перед выездом на внедорожную трассу автомобили разгрузили.
Не только журналисты могли еще до начала продаж увидеть машину – ее весной выставляли на COMTRANS-2008. Тогда еще не была известна окончательная цена, а она при покупке коммерческого автомобиля, как известно, имеет значение. NP300 оценен, в зависимости от комплектации, в 607 560–750 000 руб. Такая стоимость делает пикап привлекательным для потенциальных покупателей. Им предлагают три комплектации: Base, Comfort, Premium. Перечень оборудования приведен в таблице. Список недлинный – перед нами рабочая лошадка, а не игрушка для взрослых.
Все варианты NP300 оснащены одинаковым силовым агрегатом и полноприводной трансмиссией. Кстати, в Европе продают машины и с приводом на одну ось. Двигатель YD25CTi, которым комплектуется пикап, является, пожалуй, самым весомым аргументом в пользу широкого применения NISSAN NP300 на российских просторах. Автомобили других производителей, оснащаются топливной системой Common Rail. Такая система, конечно, более прогрессивна, однако и более требовательна к качеству топлива. Давно ставшее головной болью качество в ближайшее время наверняка не изменится (в отличие от стоимости).
Двигатель имеет цепной привод распределительного вала. Дополнительные агрегаты приводятся двумя клиновидными ремнями. Такое незамысловатое решение обеспечивает высокую надежность в самых тяжелых условиях и неплохую ремонтопригодность.
ВНЕДОРОЖНЫЕ КАЧЕСТВА
NP300 – не просто автомобиль с полным приводом, а самый настоящий внедорожник, то есть машина для тяжелых условий эксплуатации. Для этого есть все конструктивные предпосылки. Раму пикапа иначе как мощной не назовешь. По всей длине она выполнена из профиля замкнутого сечения, обладающего наибольшей жесткостью.
В автомобиле аккумулирован многолетний опыт компании в создании легких автомобилей повышенной проходимости. Свой первый внедорожник Patrol компания выпустила в далеком 1951 г. Тогда же Toyota выпустила свой Land Cruiser. Конструкторам обеих компаний пришлось работать в условиях жесткой конкурентной борьбы, а их автомобилям – в тяжелейших условиях бездорожья.
Знакомясь с конструктивными особенностями, нельзя не отметить опыт NISSAN в разработке рессорной подвески задней оси пикапа. Рессоры на пикапах применяются сегодня повсеместно. На NP300, кажется, конструкторы сделали все возможное для совмещения несовместимого: комфорта и грузоподъемности. Рессора изготовлена таким образом, что ее листы вступают в работу последовательно. При сильной нагрузке работает уменьшающий длину рессоры отбойник. Это позволяет значительно увеличить жесткость пружины и избежать «пробоя» подвески. Несмотря на все предпринятые конструкторами меры, при движении по шоссе можно столкнуться с неровностями такого профиля, с которыми задняя подвеска справляется не так хорошо, как с более низкими или высокими. Законы физики никто отменить не может, и большая неподрессоренная масса неразрезного моста вносит свои коррективы в комфорт движения.
Торсионная передняя подвеска NISSAN NP300 – традиционное решение для автомобилей такого класса. Для пикапов с мощной базой торсионная подвеска – подходящая конструктивная схема, простая и компактная. Она позволяет легко пропустит приводные валы между элементами подвески.
Трансмиссия пикапа также из разряда классических. Пятиступенчатая механическая коробка передач состыкована с двухступенчатой «раздаткой». Основным режимом эксплуатации пикапа является 2Н, то есть с приводом только на заднюю ось. Включение полного привода, режим 4Н, можно произвести на ходу при скорости автомобиля, не превышающей 40 км/ч. Он включается при перемещении рычага управления в положение 4Н или 4L. Как только передний карданный вал придет в движение, муфты в ступицах передних колес автоматически срабатывают. О перемещении рычага управления раздаточной коробкой в режим включения переднего ведущего моста предупреждает световой индикатор.
Пикап не имеет межосевого дифференциала, поэтому полный привод следует использовать при движении по мягкому и скользкому покрытию. В условиях тяжелого бездорожья целесообразно перейти на пониженную передачу в раздаточной коробке (4L). Скорость автомобиля при этом не должна превышать 30 км/ч. Чтобы автоматические муфты вышли из зацепления с приводами передних колес после преодоления малопроходимых участков, следует переместить рычаг переключения в режим 2Н и тронуться задним ходом. Для большей проходимости в главной передаче заднего моста установлен дифференциал повышенного трения.
Высокий крутящий момент дизеля и большие передаточные числа позволяют NP300 преодолевать крутые подъемы с малой скорость движения, тем самым способствуя бережной транспортировке груза. Максимальная эксплуатационная скорость на шоссе составляет 130 км/ч. На ней двигатель работает уже на 4000 об/мин. При увеличении оборотов его тяга заметно падает. При этом двигатель не повышает голоса, не напоминает, что он все-таки дизель и «крутить» его не следует. На холостом ходу дизельный характер двигателя проявляется в заметной вибрации ручки переключения передач.
ЗА РУЛЕМ
Рулевой привод автомобиля выполнен по четырехзвенной схеме с маятником. В ее пользу можно сказать, что такая система более долговечная, чем конструкция с рулевой рейкой. Рулевое управление не вызывает нареканий при движении автомобиля с любой скоростью. Интегрированный усилитель работает хорошо.
Тормозное управление NP300 оснащено 3-канальной антиблокировочной системой. Усилие на задней оси ограничивает регулятор тормозных сил. Педаль позволяет хорошо контролировать замедление пикапа.
При поездке на NP300 главное не забывать про скорость движения. Порог скорости, при которой автомобиль ведет себя очень послушно, нетрудно превысить. Это все-таки автомобиль с большим дорожным просветом и высоким центром тяжести. Присматриваясь к машинам этого класса, стоит принимать во внимание внутренние размеры кабины. В отличие от грузовиков сиденья стоят низко. Из-за этого на заднем ряду сидишь почти как на корточках. При этом голову лучше наклонять вперед, так как худенькие подголовники негостеприимно встречают затылок. К тому же отсутствует подголовник для третьего пассажира на заднем сиденье. Называть автомобиль пятиместным, значит, кривить душой. На передних сиденьях рослому человеку также будет тесно.
Особо порадовал интерьер NP300. При любых условиях движения автомобиля он не издавал ни звука. Это как раз тот вариант, когда молчание – золото. Приборный щиток лаконичен и функционален. На двух больших циферблатах спидометра и тахометра размещаются жидкокристаллические дисплеи. На одном из них можно вывести показания одометра или значение пройденной дистанции. Прибор позволяет сделать две отметки расстояния. Из возможных аксессуаров я бы советовал приобрести в обязательном порядке сцепное устройство. Если имеешь полный привод, то, как показывает практика, целесообразно иметь «фаркоп». Это подсказывает опыт езды на «Ниве». Пикап может буксировать прицеп массой до 3 т, если, конечно, он оборудован тормозами. Для NISSAN PICK UP предлагается как разборное, так и неразборное сцепные устройства.
Также имеет смысл приобрести коврики-кюветы. Для эксплуатации автомобиля в условиях снежной российской зимы «родные» резиновые будут мелковаты. Добротность обивки сидений и пластика интерьера нареканий не вызывают. А вот для грузового отделения хочется чего-то еще. Окрашенные внутренние панели не самое практичное решение для кузова коммерческого автомобиля. Неизбежные повреждения лакокрасочного покрытия нечем даже прикрыть, так как никакого тента не предусмотрено.
Пикапы окрашиваются в четыре цвета обычной эмалью (цвета: черный, голубой, красный, белый) и четырьмя металлизированными эмалями (зеленый, голубой, красный, серебристый). NISSAN дает трехлетнюю гарантию. Она действует до пробега 100 000 км. На сквозные повреждения от коррозии распространяется шестилетняя гарантия. Межсервисный интервал составляет 10 тыс. км.
В настоящее время у ООО «Ниссан Мотор РУС» 59 дилерских центров. Есть планы расширения – в течение года будет открыто еще несколько точек. Однако речь идет о легковых машинах. Продажи и обслуживание коммерческих автомобилей будут производиться в отдельных центрах. Сейчас сеть состоит из девяти дилерских центров: трех в Москве, одного в Санкт-Петербурге и пяти в регионах.