Сколько стоит отечественный грузовик
После серии статей, в которых рассматривали цены грузовых автомобилей «большой семерки» на вторичных рынках России и за рубежом, мы провели анализ цен на грузовики отечественного производства. И поскольку после обзора рынка европейской техники мы дали обобщающую статью, в которой подсчитали процент уменьшения цены этих грузовиков, таким же образом обобщаем обзор цен на технику отечественных производителей, к числу которых добавляем еще и продукцию Минского автомобильного завода.
Для начала обратим внимание на некоторые особенности проведенного обзора цен на отечественную технику. Усредненные нами цены, показные в таблицах, являются ориентировочными, поскольку российские условия эксплуатации не позволяют подвести всю отечественную технику вторичного рынка «под одну гребенку». Так, например, более старый (по году выпуска) грузовик может стоить дороже аналогичного более «свежего» в силу меньшего пробега, либо лучшего общего состояния (нет коррозии кабины, кузова и т.п.).
Что касается возраста отечественных автомобилей вторичного рынка, то это, как правило, машины от двух лет и старше. Следует напомнить, что цены на «МАЗ» и «КамАЗ» рассматривались диапазонами по 4 года. Как говорилось чуть выше, это объясняется тем, что грузовик «постарше» может стоить гораздо дороже более «свежего», например, из-за значительно меньшего пробега или по какой-либо другой причине технического характера. Кроме того, ценовой разброс на эти машины довольно широк, а потому разница в цене становится существенной лишь между, допустим, 2-х и 5-и летними грузовиками.
Самый старый грузовик среднего класса («ГАЗ», «ЗИЛ») – 1997 г. выпуска, более старых грузовиков этих марок на вторичном рынке уже почти не предлагают. Если же говорить о грузовиках большого класса («МАЗ», «КамАЗ»), то самый старый автомобиль 1987 г. Но здесь следует указать, что отечественные грузовики такого класса имеют одну особенность эксплуатации, суть которой вкратце напомним.
Дело в том, что при эксплуатации автомобилей «МАЗ» и «КамАЗ» у владельца есть возможность капитального ремонта или просто замены основных деталей и узлов автомобиля (двигателя, кабины, рамы, мостов или чего-либо еще). Но заметим, что по сравнению с «КамАЗами» объявлений о продаже «МАЗов», отремонтированных таким образом, встречается меньше. Эта особенность позволяет владельцу машины, заменяя поочередно все узлы и агрегаты в течение 12-20 лет, выводить на вторичный рынок грузовик, состояние которого можно приблизительно приравнять к 6–10-летнему, по цене 8–13-летнего.
Так ремонтируют в основном седельные тягачи, реже – бортовые автомобили. Точное изменение цены на такие грузовики установить сложно по ряду причин: 1) Так восстанавливают автомобили разных типов и модификаций; 2) Различные узлы и агрегаты редко меняют все сразу – как правило, процесс идет с разницей в несколько лет и в произвольной (по мере отказов) последовательности; 3) Восстановление машин начинается примерно после восьми лет эксплуатации, а на продаже может оказаться аж 20-летняя машина (и даже постарше), притом сменившая нескольких хозяев.
Следует напомнить, что в обзоре мы не обделили вниманием и грузовики «семейств» ЗИЛ-130 и МАЗ-500. Но эти цены были даны, так сказать, «для общего развития», и при подведении итогов учитывать их не станем.
Также исключим из общего обзора ИЖ-2717, поскольку «Ижавто» их больше не выпускает (как и однотипные «Оду» и «Фабулу»). Кроме того, как вы заметили, мы не проводили обзор цен на автомобили «КрАЗ» и «Урал». Дело в том, что техника эта довольно специфичная, и рассчитана она в основном на заказчиков, которые занимаются строительством или специализируются на другом виде работ. Поэтому такая техника находится на балансе купившей ее организации до тех пор, пока полностью не выработает ресурс. А частников, занимающихся подобными работами на своем личном автотранспорте, очень мало. Другое дело – частные организации, но они нередко покупают несколько автомобилей сразу, и также их распродают (партиями). Кроме того, относительно много такой техники продается с консервации, но цены на нее усреднить невозможно – здесь все зависит только от общего состояния машины. Поэтому-то в обзор ее мы включать не стали.
Переходя собственно к общему обзору, еще раз напомним, что все приведенные цены усреднены и являются ориентировочными. При покупке автомобиля нужно иметь виду, что в зависимости от пробега и общего состояния грузовика возможны весьма значительные отклонения от данных таблицы – как в большую, так и в меньшую сторону.
При итоговом расчете процента уменьшения цены грузовика в зависимости от продолжительности его эксплуатации, здесь, в отличие от «европейского» обзора, за 100% мы взяли цену нового грузовика. Далее проследим, насколько эта цена уменьшится в течение последующих нескольких лет. То, что получилось, вы можете посмотреть на диаграммах.