ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧАСТЯМ

Соревнования за титул самого крупного и мощного грузовика на земле не прекращаются. До недавнего времени им считался американский Caterpillar 797В, но, похоже, ему пришла пора потесниться. Весной этого года на Мюнхенской выставке строительной технике Bauma компания Liebherr представила новый карьерный самосвал модели Т 282 В, и теперь он считается самым большим в мире дизель-электрическим 2-осным грузовиком. Его размеры впечатляют: длина 14,5 м, высота 7,4 м, ширина – 8,8 м. У Caterpillar-797В габариты примерно такие же (правда, он немного ниже), зато у Liebherr выше весовые показатели: грузоподъемность Т 282 В составляет 363 метрические тонны, тогда как Caterpillar берет «всего» 345 т. Масса пустого Liebherr Т 282 В составляет 229 т, а максимальная полная масса достигает 592 т.
Сердцем гиганта служит 20-цилиндровый турбодизель, созданный совместными усилиями американской компанией Detroit Diesel и немецкой фирмы MTU. Сам двигатель весит 10,5 т и при рабочем объеме 90 л развивает мощность до 3650 л.с., что делает его самым мощным на сегодня в мире мотором, установленным на грузовик.
Кроме этого, T 282 B — это еще и самый большой в мире грузовик, который приводится в движение тяговыми электромоторами (по одному на каждое заднее колесо переменного тока! Пусть такая схема дороже и сложнее, зато она надежнее, легче, экономичнее и требует меньше обслуживания.
Сокрытая внутри силища двигателей позволяет разогнать груженый T 282 B до 64 км/час. А вот как потом эту громадину остановить? Делается это так. Привычной педали тормоза здесь нет, вместо нее – педаль так называемого электрического ретардера. Водитель нажимает на педаль и приводные электромоторы заднего ведущего моста начинают работать как генераторы, развивая при этом замедляющую мощность в 6030 л.с! Весь процесс торможения полностью управляется компьютером, и когда электродвигатели замедляют самосвал до скорости 0,8 км/час, автоматика включает основные дисковые тормоза, плавно останавливает машину и удерживает ее на манер ручного тормоза, даже если водитель отпустил педаль ретардера. То, что рабочие тормоза используются на черепашьих скоростях, и только для окончательной остановки и удерживания самосвала, позволило отказаться от традиционного масляного охлаждения дисковых тормозов, что облегчило самосвал, упростило конструкцию и ее обслуживание и, в конечном счете, помогло повысить грузоподъемность.
Не менее впечатляюще выглядел процесс доставки этого гиганта на выставку и вывоза обратно домой. Дело в том, что Т 282 В был изготовлен на заводе компании в США, где строят все грузовики Liebherr. И до немецкого порта Бремерхафен гигантский самосвал плыл через океан, будучи разобранным на несколько крупных частей (иначе никак!), плюс еще 6 стандартных контейнеров, набитых более мелкими деталями. Из порта контейнеры поехали в Мюнхен поездом, а вот остальные крупные части - шасси, кузов весом 50 т, шесть колес диаметром по 3,8 м, электродвигатели везли на выставку на пяти грузовиках с тралами-тяжеловозами. Причем больше всего проблем было с огромным 71-тонным шасси длиной 11, шириной 4,4 и высотой 4,2 м! Мало того, что поднять его могли только два крана разом, так еще и разрешенная в Германии габаритная высота автопоезда (4,5 м) оказалась сразу превышена, как только шасси погрузили на прицеп. Власти грозили запретом на транспортировку, шасси пришлось заново перегружать на специальный многоосный низкорамный полуприцеп и пробираться до Мюнхена по холмистым районам Центральной Германии, где местами автопоезд был вынужден ползти со скоростью не более 6 км/ч. Еще неделя с лишним ушла на сборку машины на территории выставки. После того, как шоу закончилось, и пришла пора возвращать исполина обратно за океан, весь вышеописанный геморрой повторился в обратной последовательности. Только в этот раз для облегчения транспортировки самосвальный кузов разрезали автогеном на 4 части. Нет, все-таки Гулливеру повезло!