Зачем частить с заменой масла?
Есть несколько факторов, оказывающих негативное влияние на работоспособность и сроки смены моторных масел при эксплуатации дизельных грузовиков в российских условиях. Главные отличия наших условий от западноевропейских заключаются в следующем:
- худшее качество дизельных топлив
- худшее состояние автомобильных дорог
- иные, менее благоприятные климатические условия
Основные различия в качестве дизельных топлив, оказывающие значительное влияние но сроки смены моторных масел, характеризуются двумя показателями. Это содержание серы и полициклических ароматических углеводородов. Согласно европейскому стандарту EN 590-2000 содержание серы с дизтопливе должно быть не более 0,035%, а полициклических ароматических углеводородов не более 11,0%. В России почти 80% дизельных топлив вырабатывают по ГОСТ 305-82 с содержанием серы около 0,2%. Содержание в топливах полициклических ароматических углеводородов этот стандарт вообще не нормирует.
Более высокое содержание серы в топливе, прежде всего обусловливает ускорение расходования щелочности масел. Сгорая, сера образует SO2 и SO3 , которые в присутствии воды превращаются в сернистую и серную кислоты. На нейтрализацию этих кислот расходуются детергенты, (щелочные моющие присадки). С повышением содержания серы в топливе, необходимо увеличивать нижний предельный уровень щелочного числа работающего масла. Ускорение расходования щелочности и поддержание ее предельного значения на более высоком уровне, приводят к необходимости чаще менять моторное масло.
Но негативное влияние большего содержания в топливе серы не исчерпывается ускоренной срабатываемостью щелочных присадок. Сера способствует более интенсивному сажеобразованию в процессе сгорания топлива и этим увеличивает загрязнение работающего масла, а также выброс твердых частиц с отработавшими газами. Аналогично влияют на загрязнение масла сажей полициклические ароматические углеводороды, содержание которых в отечественных топливах не лимитировано. Худшее состояние автодорог приводит к снижению средней скорости движения. Сроки смены масла обычно устанавливают по пробегу автомобилей. При меньшей скорости движения время работы масла в двигателе за ровный пробег увеличивается. За большее время, масло подвергается более глубокому старению. Поэтому смена масла потребуется чаще.
Продолжительность зимы в России существенно больше, чем в странах Западной Ев-ропы и средние температуры воздуха зимних месяцев у нас ниже. Это причина большего числа холодных пусков двигателей, увеличения времени их прогрева до оптимальной температуры масла и более интенсивного разжижение масла топливом.
При низкой температуре, в картере двигателя происходит более интенсивная конденсация воды из газов, прорывающихся через поршневые кольца. Накопление в масле воды даже в количестве десятых долей процента, приводит к ускорению износа смазываемых деталей и распаду некоторых присадок и синтетических базовых компонентов (эфиров). Кроме того, возрастает вероятность образования низкотемпературных отложений, нарушающих исправное функционирование смазочной системы. Совокупное влияние перечисленных факторов приводит к необходимости сокращения пробега автомобилей между сменами моторного масла в 2 раза.