Автобусы-2003
ЛАЗ. Полной неожиданностью стал дебют новейшего полутораэтажного 12-метрового туристического лайнера ЛАЗ-52081 «НеоЛАЗ». Многое в этой машине имеет приставку «впервые». Например, это первый «лазовский» автобус, полностью созданный с помощью методов компьютерного проектирования. Такой подход позволил серьезно сократить сроки работ над машиной, которые заняли всего около 8 месяцев. Также впервые на «ЛАЗе» широко применяют пластмассу: из нее изготовлены передняя и задняя панели кузова. Также стоит отметить, что боковые панели кузова из оцинкованной стали не привариваются, а приклеиваются к каркасу. И в этом случае используемые клеи, герметики и мастики создают резиновую прокладку между стальным листом кузова и каркасом, что исключает вибрации и шум при езде.
Данный автобус построен на так называемом «шасси-багги» фирмы Mercedes-Benz, представляющем собой модульную комбинацию передней и задней подвесок и силового агрегата. (В дальнейшем планируется выпускать автобус как на шасси, так и с несущим кузовом.) Оборудование салона - типичное для машин такого класса: аудиовидеосистема, туалет, мини-кухня, холодильник. Максимальная число мест для сидения пассажиров - 51, минимальное - 47. В качестве базовых силовых агрегатов покупателям предложены двигатели фирм Mercedes-Benz и MAN. В качестве опций можно заказать моторы Deutz либо Raba. Передняя подвеска - только независимая, производства ZF. Стандартный задний мост тоже несет на себе клеймо ZF, но клиент также может заказать «рабовский» мост. Такое обилие западных агрегатов обусловило и цену нового лайнера - 150 000 евро и выше. Снизить цену могло бы более широкое применение российских и украинских комплектующих, но из-за низкого качества их пока мало. Начало производства «НеоЛАЗа» запланировано на январь 2004 года. В дальнейшем есть планы сделать 15-метровую модификацию лайнера.
МАЗ. Ожидалось, что на «Автосалон-2003» минчане привезут новое поколение своих автобусов, но что-то у завода не срослось. Так что на выставке демонстрировались городские «низкопольники» МАЗ-103 и трехосный МАЗ-107. Машины эти уже давно знакомы, но привлекают внимание некоторые изменения, внесенные в них. Так, на МАЗ-103 установлена выдвижная рампа, по которой в салон теперь могут легко заезжать инвалиды-колясочники. Несколько МАЗов с такими рампами уже работают в Белоруссии, и сейчас рассматривается возможность пустить такой автобус и по некоторым маршрутам в Москве. Длинномерный МАЗ-107 для повышения маневренности оснастили задней подруливающей осью, благодаря которой радиус разворота составляет 12,5 м. Так что одиночный «107-й» в городе может легко заменить «гармошку» МАЗ-105 за счет меньшей длины и лучшей маневренности. К тому же «107-й» существенно дешевле своего сочлененного собрата. Что касается двигателей, то оба выставленных автобуса были оснащены передовыми дизелями Daimler- Chrysler серии ОМ 906, оснащенными насос-форсунками, электронным управлением и отвечающими нормам Евро-3. От силовых агрегатов Renault пришлось уйти потому, что французский двигатель стандарта Евро-3 продается только в комплекте с щитком приборов, с которым «завязана» вся управляющая двигателем электроника, что в итоге выходит дороже. С немецкими же моторами таких сложностей нет. И цена автобуса с «мерседесовским» мотором стандарта Евро-3 практически та же, что и с «реновским» двигателем класса Евро-2. Объяснение этому простое: расположенный в Мангейме завод DaimlerChrysler по производству двигателей полностью роботизирован и штампует эти моторы пачками, что позволяет немецкому концерну продавать свою продукцию по вполне умеренным ценам.
И напоследок. На выставке был замечен троллейбус, сделанный на основе... низкопольного МАЗ-103! Такие машины для России и СНГ пока в новинку. Этот троллейбус сделала венгерская фирма Ganz Transelektro, занимающаяся оборудованием для трамваев и троллейбусов. Венгры просто взяли «мазовскую» машину, поставили на нее задний мост Raba, оснастили своим современным электрооборудованием, и получился Ganz-MAZ 103T. Вот ведь грамотный подход: зачем самому разрабатывать и строить кузова и шасси, если есть уже готовые, которые надо только дооборудовать. Это и проще, и в конечном счете дешевле. Сейчас венгры возят свое детище по России и странам СНГ в поисках заказчиков. А они должны появиться, так как в стране до сих пор есть острый дефицит таких машин.
НефАЗ. Нефтекамский автозавод, известный своими городскими и пригородными автобусами, тоже, видимо, решил застолбить место на перспективном рынке туристических автобусов. На выставке завод представил свой первый лайнер - НефАЗ-52991. Автобус выдержан в традициях жанра: длина - 12 м, вместимость - 44 человека, в салоне - DVD-проигрыватель с двумя мониторами, мини-кухня, холодильник, биотуалет, климат-контроль и спальное место водителя. Базовый двигатель - V-образный 8-цилиндровый турбодизель «КамАЗ-740.50-360» мощностью 360 л.с, однако по желанию заказчика возможна установка моторов западных производителей. Двигатель агрегатирован с механической шестиступенчатой коробкой передач ZF, которая передает крутящий момент на задний мост фирмы Raba. Комфортное «плавание» обеспечивает полностью пневматическая подвеска со стабилизаторами поперечной устойчивости на обоих мостах. Цена автобуса - от $125 000. Как сообщили нам представители завода, на новичка уже поступают заказы. Например, по два автобуса заказали себе правительства Татарстана и Башкортостана. Что это, пример «поддержки отечественного производителя»?..
РусАвтоПром. Автобусный холдинг «Рус-АвтоПром» выставил продукцию трех своих подразделений - «ГолАЗ», «ЛиАЗ» и «ПАЗ». Голицынский завод привез на салон своего «туриста» ГолАЗ-5290 «Круиз», который дебютировал еще зимой. Лайнер длиной 12,5 м вмещает 45 человек, комфорт которым помогают обеспечить видеосистема, кухня и биотуалет. Двигатель (381 л.с.), коробка передач и мосты - фирмы Mercedes-Benz. Стоит все это удовольствие $165 000. Дороговато, но, по некоторым сведениям, на заводе заложены еще 5 новых автобусов.
Главным сюрпризом от Ликинского автобусного завода стал дебют новейшего 12-метрового городского низкопольного ЛиАЗ-5292 - первого российского автобуса такого типа! Ликинцам, похоже, давно не давали покоя белорусские «низкопольники» МАЗ-103, десятки которых уже несколько лет работают в Москве («Автотрак» №5 2001) и других городах России. И вот «ЛиАЗ» создал потенциального конкурента минчанам. ЛиАЗ-5292 имеет 22 сидячих места при максимальной пассажировместимости в 115 человек. Двигатель автобуса - хорошо знакомый потребителям 6-цилиндровый турбодизель Caterpillar 3116, развивающий мощность 234 л.с. и теперь отвечающий экологическим нормам Евро-3. Одна из главных сложностей для конструкторов «низкопольников» - размещение силового агрегата и других узлов. И каждый производитель решает эту проблему по-своему. На новом ЛиАЗе двигатель в блоке с 3-ступенчатым «автоматом» Voith расположен в корме поперечно, приводя задний ведущий мост Raba через угловой редуктор. Но ведь еще куда-то надо девать выхлопную систему, воздушные ресивера и т.д. На «ликинце» же все это хозяйство расположено в корме. Там же - выхлопная система и воздухозаборник, выведенные на крышу. В результате пол в ЛиАЗе получился ровным по все длине салона. Но дыма без огня не бывает, и в итоге задняя стенка у ЛиАЗ-5292 получилась глухой, а увеличившийся моторный отсек «съел» часть задней накопительной площадки. Но в любом случае пока рано давать машине какие-то однозначные оценки. Надо подождать, пока новичок покажет себя в эксплуатации. Вопрос лишь в том, когда это случится. По предварительным планам производство модели 5292 должно начаться в 2004 году.
«Низкопольную» тему на стенде «РусАвтоПрома» продолжил еще один новый автобус - малый низкопольный городской ПАЗ-3237. Это тоже первый и пока единственный автобус подобного класса, созданный отечественной автобусной промышленностью. Машину сделали по заказу Московского правительства для работы в загруженном транспортом центре столицы, где этот маневренный «пазик» может заменить более крупные и неповоротливые автобусы. При длине машины 7,75 м в салоне есть 16 сидячих мест, а всего автобус может принять на борт 54 человека. Низкопольная компоновка достигается за счет передней независимой подвески фирмы Raba. Правда, низкопольный этот автобус наполовину - за второй дверью начинается довольно высокая галерка, под которой стоит мотор. Ничего не поделаешь, машина короткая, двигатель поперек, как на ЛиАЗ-5292, не поставишь, можно только продольно. Что же до двигателя, то это 4-цилиндровый Cummins ISBe 150-30 (Евро-3) мощностью 150 л.с. при рабочем объеме 3,4 л. Коробка передач - 6-ступенчатая «механика» марки Praga. Правда, из-за этих агрегатов цена автобуса составляет около $50 000, что немало даже для богатой Москвы, не говоря уже о регионах. Так что сейчас на заводе думают, как снизить цену машины. Один из вариантов - поднять уровень пола на одну ступеньку, чтобы вместо переднего моста Raba можно было поставить цельную балку моста уже отечественного производства. С мотором еще сложнее. Подходящего российского двигателя стандарта Евро-3 нет и в ближайшее время не предвидится. Так что пока в этом проекте остается много вопросов, хотя и предполагается, что на конвейер машина встанет со следующего года. В общем, поживем - увидим.
АО "Черкасский автобус". Это украинское предприятие известно своими малыми городскими автобусами семейства «Богдан». Данные машины, разработанные АО «Укравтобуспром» (бывший Всесоюзный институт автобусо-троллейбусостроения, Львов), выпускаются с 1999 года с использованием агрегатов японского грузовичка Isuzu NQR71P. Дела у фирмы идут хорошо. Если за 1999 год завод выпустил всего 3 автобуса, то в прошлом году эта цифра составила 467 единиц. План производства на этот год - уже 1000 машин. До недавнего времени главным покупателем «богданов» был Киев (в нем сейчас работают около 700 таких автобусов), хотя и другие украинские регионы сейчас все активнее закупают эти автобусы. Но успехов на родине украинцам, похоже, мало, и они хотят попробовать свои силы и на российском рынке. На выставке завод представил новую модель А-092 (она появилась в феврале этого года), оснащенную АБС и мотором экологического стандарта Евро-3. Именно эту машину будут предлагать в России, для чего уже получена российская сертификация на пробную партию из 50 «богданов». При длине 7420 мм автобус имеет 21 сидячее место, а общая вместимость составляет 46 человек. Четырехцилиндровый турбодизель Isuzu серии 4HE1-XS при объеме 4,75 л развивает 145 л.с. Городской расход топлива при полной загрузке - 17,5 л. Стоимость такого «Богдана» с учетом всех пошлин и налогов составит от $37 000.
Другой новинкой, показанной на автосалоне, стал предсерийный образец городского А-062 - самого маленького автобуса в семействе «богданов». Машинка длиной 6355 мм и шириной 2100 мм имеет 17 сидячих мест при общей вместимости 34 человека. На А-062 стоит рядная дизельная «четверка» Isuzu стандарта Евро-1 объемом 4,3 л и мощностью 103 л.с. Сейчас этот «богданчик» уже сходит с конвейера и стоит он примерно $23 000. И наконец, совсем недавно стало известно, что начинается производство самого большого «Богдана» - принципиально нового для Украины 3-осного низкопольного автобуса особо большой вместимости. Модель А-231 при длине 15 м может перевозить до 160 пассажиров. Приводится автобус харьковским 6-цилиндровым 9,5-литровым турбодизелем СМД-31Б15 мощностью 272 л.с. Мотор отвечает нормам Евро-2, тормозная система оснащена АБС. Перспективный объем производства - 250 автобусов в год, цена машины - в районе $125 000.
Hyundai. Продукцию этой фирмы на выставке традиционно представлял ее российский дистрибьютер - фирма «Hyundai КомТранс». Из новинок отметим 2-дверный автобус малого класса County («Автотрак» №5 2003), разработанный специально для России. Данная модель нацелена на работу в качестве маршрутного такси, как более современная, комфортная и безопасная альтернатива «газелям». Но по российским требованиям такие машины должны иметь две пассажирские двери. County же изначально имел только одну дверь. Поэтому по заказу своего российского дистрибьютера корейцы освоили выпуск специальной модификации с дополнительной дверью. Вместимость автобуса в зависимости от колесной базы составляет от 25 до 29 сидячих мест. По заказу возможна установка кондиционера, магнитолы с микрофоном, предусмотрена как мягкая, так и более простая отделка салона. Базовым двигателем служит новый атмосферный 3,9-литровый дизель D4DC мощностью 120 л.с., специально разработанный для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях и хорошо подходящий для России. Кроме этого, на автобусе усилена подвеска, использованы морозостойкие РТИ, установлен предпусковой подогреватель топлива. Хотя данная модификация County появилась всего пару-тройку месяцев назад, столичные и региональные пассажироперевозчики уже проявили к машине пристальный интерес. На сегодня уже заказаны несколько десятков машин. Не последнюю роль здесь играет самая низкая цена «корейца» среди конкурентов - от $40 000. Для сравнения: аналог County - японская Toyota Coaster - стоит уже от $60 000.
Setra. Как и ожидалось, на автосалон в Москву впервые прибыла «королева» - флагман фирмы, двухпалубная трехосная Setra S 431 DT. Что можно о ней сказать? Если в деталях, то лучше обратиться к второму номеру нашего журнала за этот год, где все написано. А если в двух словах... Шик, блеск, красота! Мечта водителя и туриста! Техническое совершенство и царский комфорт, возведенные в абсолют! Цена этого абсолюта в России - 550 000 евро со всеми налогами. Желающих раскошелиться не нашлось и «Ее величество» гордо удалилась обратно на родину. Вернется ли?