Шведский Sпасатель
Всех этих замерзших, сложившихся, сделавших "уши" надо как-то вытаскивать и волочь до места назначения или ремонта. На Западе для этих целей существуют целые флотилии спецэвакуаторов, но у нас этих машин пока еще катастрофически мало, да и представляют они собой в основном старую маломощную российскую или западную технику. Так что для подавляющего большинства наших водителей большегрузов основным "эвакуатором" по-прежнему остается попутный КамАЗ либо нанятый в окрестной деревне легендарный "кировец", который, как известно, не то, что фуру из оврага, черта из ада выдернет! Вот только одному Богу известно, сколько слегка поврежденных при самой аварии грузовиков было окончательно угроблено при такой "эвакуации"...
Но похоже, что ситуация медленно, но все же меняется. Примером тому стал уникальный эвакуатор тяжелого автотранспорта, заказанный российским дилером Scania фирмой "Скан-Юго-Восток", что в подмосковных Люберцах. Машина, построенная на шасси Scania, пока является единственной в России. Примечательно, что брали ее не только под эвакуацию грузовиков Scania. Нет, машина будет выезжать на эвакуацию техники любых марок, причем не в пределах Московской области, а по всей стране!
...Моя первая встреча с этим диковинным автомобилем состоялась февральской ночью, когда машина только вернулась с одного из своих первых вызовов. Признаться, зрелище въезжающего в ворота эвакуатора, расцвеченного мигалками, стоило того, чтобы ради него поморозить нос! "Ну просто звездолет"! - ахнула сотрудница нашего журнала, с которой мы вместе приехали на рандеву со шведским гостем. Действительно, внешность у этого аппарата более чем запоминающаяся.
Где же таких делают? Машину построила крупная специализированная шведская фирма VM Fordonsteknik из городка Карлстад. Фирма поделена на три отделения, каждое из которых занимается определенным направлением. Отдел Nilsby axle устанавливает на грузовики дополнительные управляемые и подъемные оси. В отделении Allhydraulics специализируются на мобильных и промышленных гидравлических кранах и гидрооборудовании. Например, Allhydraulics имеет лицензию на установку и обслуживание техники таких фирм, как HIAB, Jonsered, и т.д. Нашего же героя ваяли в отделении SWS (Sweden Wrecker System), которое занимается проектированием, изготовлением и продажей тяжелых эвакуаторов и машин технической помощи. Надо сказать, что тамошние специалисты собаку съели на изготовлении подобной "профессиональной" техники, так что результат работы вышел впечатляющим.
Одна из изюминок этого эвакуатора - раздвижная гидравлическая подъемная стрела, позволяющая буксировать сломанный автомобиль методом частичной погрузки, при котором передние колеса поднимаются над землей. Причем телескопическая конструкция позволяет "подцепить" любые грузовики и автобусы, вне зависимости от того, капотной ли они компоновки или нет. При необходимости эвакуатор может таскать даже легковушки и микроавтобусы! (К слову, таких универсальных машин, да еще и новых, на российском рынке нет). Что же до грузоподъемности, то на максимальном вылете (длина составляет 5 м) стрела поднимает 8, а на минимальном - около 12 т.
Естественно, под такое мощное оборудование требовалось соответствующее шасси. Выбор был сделан в пользу капотного варианта, который обеспечивает более удачную развесовку по сравнению с "бескапотниками". Обычно, когда эвакуатор тащит, скажем, тяжеленный самосвал, его (эвакуатора) передние управляемые колеса здорово разгружаются под действием большой нагрузки на корму. Причем чем дальше выдвинута стрела, тем соответственно больше нагрузка из-за длинного рычага. В результате тягач хуже реагирует на повороты руля, что особенно заметно при подъемах в гору или на скользкой дороге: управляемые колеса вывернуты, но эвакуатор либо продолжает ехать прямо, либо поворачивает, но медленно и по увеличенной дуге. На "капотнике" же вынесенный вперед мотор играет роль противовеса, загружающего передний мост для улучшения управляемости. Для этой же цели на передний бампер дополнительно навешена и 1600-килограммовая свинцовая плита (фото 5).
Теперь посмотрим, как выглядит процесс "захвата" эвакуатором аварийного транспортного средства. Гидравлическая "рука", в походном положении стоящая вертикально (фото 9), опускается на землю (фото 2) и, раздвигаясь, подводит под колеса неисправного автомобиля опорные вилки (фото 8). (Сами вилки - регулируемые и могут быть подстроены под колеса и колею как грузовых, так и легковых автомобилей.) Затем в торцы вилок вставляются штифты, зажимающие колесо, а само колесо дополнительно привязывают специальными ремнями (фото 1). Теперь колеса уже не соскочат с вилок, даже если эвакуатор будет ехать по ухабистым дорогам. После того как колеса надежно закреплены, "рука" сдвигается и подтягивает автомобиль как можно ближе к эвакуатору. Затем стрела с помощью двух гидроцилиндров поднимается и отрывает колеса буксируемого автомобиля от земли (фото 3). Теперь только остается окончательно "привязать" буксируемую машину к эвакуатору с помощью цепей или тросов лебедки. Все, сцепка готова к движению.
На случай если неисправный автомобиль нельзя поднять за колеса, предусмотрен специальный комплект дополнительных съемных вилок (фото 10), устанавливаемых на стрелу. С их помощью буксируемую машину приподнимают над землей, захватив ее под балку моста либо за кронштейны рессор. Есть тут и весьма необычная съемная опора (фото 4), с которой эвакуатор может тащить один только полуприцеп!
Да, чуть не забыл. Часто случается, что на аварийной машине нет возможности запустить мотор (из-за его поломки, закончившегося топлива и т.д). А это значит, что не работает компрессор, обеспечивающий воздухом всю пневмосистему. В итоге, когда из ресиверов выходит весь воздух, тормоза блокируются (в случае если там стоят энергоаккумуляторы), баллоны подвески спускаются и грузовик превращается в неподвижную гору железа, которую можно сдвинуть разве что бульдозером. Поэтому в конструкции эвакуатора предусмотрена возможность подачи с помощью шланга воздуха в пневмосистему буксируемого автомобиля. Это позволяет разблокировать на аварийной машине тормоза, подкачать баллоны подвески или подвести воздух к пневмомеханизму смены передач, чтобы включить "нейтраль" в КПП (в случае, если мотор заглох на включенной передаче). Не забыли конструкторы снабдить эвакуатор и розетками, чтобы можно было подать ток на электросистему буксируемого транспортного средства. Особенно пригодится эта возможность в ситуации, когда, например, грузовик сломался во время перевозки замороженных мясопродуктов в рефрижераторе, отключение холодильников которого приводит, сами знаете к чему...
С буксировкой вроде бы разобрались. А если надо вытащить грузовик, улетевший в придорожную канаву, или поставить на колеса перевернутый автопоезд? Швед справится и с этой задачей. Для этого машина вооружена двумя гидравлическими лебедками Sepson тяговым усилием 15 и 20 т, и тросами длиной 40 м. Причем для того, чтобы при вытягивании тяжелого грузовика, скажем, из оврага эвакуатор сам не "уехал" туда же, в корме машины установлены две выдвижные гидравлические опоры, которые упираются в грунт и держат "спасателя" (фото 7).
Остается только добавить, что все это сложное гидравлическое хозяйство управляется с двух пультов. Один из них, собственно, стоит на самом эвакуаторе, а вот второй пульт управления - дистанционный
(фото 6). На нем продублированы все функции: от управления лебедками "рукой" и упорами до регулировки оборотов двигателя и выбора скорости работы гидравлики. Чертовски удобная штука, особенно если работаешь в одиночку!
...Вообще-то, прибытие этого уникума на фирме "Скан-Юго-Восток" ждали еще в конце 2002 г., когда из-за высокой дорожной аварийности на такой эвакуатор был большой спрос. Но спецы из VM Fordonsteknik машину задержали. Дело в том, что шведы долго (и с успехом) возили свое творение по выставкам, показывая: вот, мол, какие аппараты мы умеем строить. Кстати, по слухам, в самой Западной Европе таких машин не больше десятка! Неудивительно, что появление каждого нового экземпляра вызывает такой интерес. Штучная работа, однако! И очень приятно, что один такой автомобиль теперь живет и в нашей стране. Хорошо бы, если не последний...