Вперед - в прошлое
Сколько людей занято не работой, а обыкновенным вымогательством, и все это на виду правоохранительных органов! Глядя на этот беспредел, мальчишки из ближайших домов (а может быть, совсем не из этих) перекрыли дворы и пропускали в них машины только за деньги. Бабки не делал только что ленивый. Это повторяется из года в год, несмотря на статус выставок. Во всем цивилизованном мире машины аккредитованных лиц бесплатно паркуются у выставочных комплексов. Но Россия идет своим путем, и, как показывает опыт, чаще всего диким и неоправданным.
И вот с таким настроением мы начинаем осматривать экспозицию. Может, она поднимет настроение интересными экспонатами? Увы! Складывается впечатление, что трезвомыслящих людей в автопроме становится все меньше или просто мы стали свидетелями «потемкинских деревень» в автомобильной промышленности. Но скорее всего, люди, создающие и строящие автомобили, отдают себе отчет о состоянии рынка и просто стараются состроить «хорошую мину при плохой игре», тем более что в учителях (включая первых лиц государства) недостатка нет.
Наиболее адекватная и осмысленная экспозиция была на стенде Минского автомобильного завода. МАЗ-5440-03 анонсировался как среднемогистральный тягач ценой около Si8 тыс. Слабенький двигатель ЯМЗ мощностью 250 л.с, «обрезанная» кабина, где, для того чтобы откинуть спальную полку, придется откидывать вперед сиденья. В сцепке с тягачом присутствовал двухосный рессорный прицеп объемом 83 куб.м и ценой $12 тыс. Наверное, на первый взгляд автопоезд и был похож на среднемагистральный тягач, но, по сути, получилась противоречивая комбинация, 250 «лошадей» на 38 т полной массы чрезвычайно мало. Мы уже неоднократно писали, что слабенькие двигатели российских грузовиков и низкие скорости провоцируют на обгоны их более мощными и скоростными собратьями. Опасный маневр становится источником аварий и трагедий. Отсутствие третьей оси на прицепе приведет к разборкам на весовых контролях. Весь мир, к тому же, давно перешел на пневмоподвеску. Она значительно меньше, чем рессорная, воздействует на дорожное полотно. И только мы кричим о вредном влиянии автопоездов на асфальт, продолжая клепать устаревшие рессорные подвески.
Задумка инженеров, создавших среднемагистральник, была прогрессивной, но боязнь выйти за разумный ценовой барьер тягача привела к применению регрессивных конструкторских решений. Тем не менее тягач найдет покупателей в виде российских автобаз, задействованных в жизнедеятельности городов. Перевозка строительных материалов открытыми бортовыми полуприцепами, товаров жизнеобеспечения для города - вот основное поле деятельности этих машин, но никак не магистральные перевозки.
Наиболее интересным экспонатом на стенде «КамАЗа» был опытный образец пятитонного автомобиля с рекламой пива «Красный Восток». Судя по наличию фирменной надписи на борту, автомобиль продан фирме и до массового производства не так далеко. Ознакомившись с машиной ближе, понял, что грузовик сделан по принципу «я тебя слепила из того, что было». Двигатель Cummins, коробка и задний мост чешские. Так как задние рессоры опирались на резиновые буфера, я решил, что машина уже загружена пивом никак не меньше 8 т. Все оказалось проще. Поставщики поставили бракованные рессоры, которые прогнулись на пустой машине в обратную сторону. Менять их времени уже не было. Такой машину и выставили, надеясь, что этого промаха никто не заметит. Наверное, завод доведет машину до конвейера. Развозные городские грузовики входят в моду в стране. Опыт «МАЗа» это подтверждает. Но под капотом мы, скорее всего, увидим тракторный ММЗ-245, зиловские КПП и задний мост.
Наибольшее любопытство посетителей на стенде с продукцией из Татарстана вызывал седельный тягач КамАЗ-5470. Камский двигатель мощностью 420 л.с. отвечает экологическим стандартам Евро-2 и позволяет тягачу работать в составе 40-тонного автопоезда. Коробка переключения передач ZF и задняя пневмоподвеска, конечно, прогрессивный признак для наших машин, но морально устаревшая кабина, хоть и выкрашенная в зеленый металлик, и качество исполнения тягача никак не тянут на 1 200 000 руб., или $38 000. За такие деньги я куплю трехлетний европейский тягач, но никогда КамАЗ. Скорее всего, цену назвали от «фонаря», понимая, что дураков среди перевозчиков нет. Думаю, что в том виде и по такой цене машина никогда не станет на конвейер.
Многострадальный «ЗИЛ» выкатил линейку «бычков», но новинок среди них было совсем немного. В пику минчанам и челнинцам москвичи показали бескапотный пятитонный грузовик. Если бы не качество исполнения, то машинка выглядела бы вполне сносно и понравилась мне больше, чем ее конкуренты. Под кабиной все тот же ММЗ-245. Учитывая нынешнее финансовое состояние завода, говорить о серийном выпуске грузовика и не приходится.
«Бычок» в роли тягача вещь, конечно, интересная, но рынок таких машин очень специфичен и ограничен даже в развитой Европе. Что тогда говорить о нашем.
СП «lveco-УралАЗ» показало самосвал с двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. Итальянские кабины и их внутренняя отделка хоть и выглядят устаревшими на фоне современных европейских грузовиков, но дизайном и качеством исполнения на голову превосходят современные российские и белорусские изделия. А чтобы не было скучно, Уральский автомобильный завод приделал к итальянской кабине пластиковый капот. В него «воткнули» маломощный двигатель ЯМЗ-236 под 250 «лошадей» и все это водрузили на вездеходное трехосное шасси с колесной формулой 6x6 и с седлом. Получился тягач - гроза зимников. Продукция специфичная, но учитывая географическое положение России, сбыт может быть.
Формат журнала не позволяет более подробно остановиться на августовской выставке, да и не богатая на новинки она была. Но выводы сделать стоит. Наши грузовики все больше и больше в техническом плане отстают от мировых грандов. Разрыв растет не по дням, а по часам. Нас уже давно перегнали страны, которые еще 10 лет назад мечтали достигнуть нашего уровня. Китай, Турция, Тунис, Бразилия вложились в производство современных машин.
Только наши политики и правители продолжают уповать на нефть и газ, забросив высокие технологии. Мы носимся с экологическими нормативами двигателей Евро-1,-2,-3 и т.д., забывая при этом, что европейские нормативы включают в себя не только характеристики выхлопных газов автомобилей, но десятки других параметров. Да, мы подготовили несколько двигателей под параметры Евро-2, но ни современные тормозные системы, ни подвеску, ни светотехнику мы производить не можем и в ближайшее время вряд ли начнем, не говоря уже об активной и пассивной безопасности грузовиков.