Токийский автосалон: навстречу зеленой энергетике
Если описать одной фразой обширные экспозиции, заполненные новинками, то этот показ можно было бы назвать подготовкой к торжественным проводам ДВС на пенсию. Именно такая мысль приходит в голову, когда начинаешь пристально знакомиться с обилием электротранспорта — как легкового, так и коммерческого — а также c разнообразными роботизированными концептами, нашпигованными беспилотными системами управления. Японские автопроизводители не виртуально, а очень даже наглядно — «в железе» — продемонстрировали нам текущий тренд автоиндустрии. Он заключается в двух словах — «электрификация» и «автоматизация».
Mitsubishi Fuso
Дочка мирового автогиганта Daimler Group — японская компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC) — использовала площадку автосалона для мировой премьеры концептуального тяжелого грузовика E-Fuso Vision One, оснащенного полным электроприводом. Видимо, успехи со среднетоннажным «электриком» Fuso eCanter, который совсем недавно стал серийным продуктом, сподвигли корпорацию к созданию более тяжелой модели. Полная масса концепта E-Fuso Vision One составляет 23 тонны, а ее грузоподъемность не превышает 11 тонн, что, по сведениям Daimler, всего лишь на 2 тонны меньше, чем у сопоставимого с ним дизельного аналога. Для привода грузовика используется электродвигатель переменного тока мощностью 300 кВт (408 л.с.). Электромобиль оборудован литий-ионными аккумуляторными батареями общей емкостью 300 кВт•ч. На одной полной зарядке Vision One сможет преодолеть примерно 350 км. Максимальная скорость электротранспортного средства ограничена электроникой и не превышает 80 км/час.
Аналитики Daimler пока не ощущают значительного спроса на тяжелые электромобили, но нисколько не сомневаются в значительном потенциале этих транспортных средств, особенно в региональных и внутригородских перевозках.
Батарейная технология развивается очень быстро. Ее прогресс очевиден, особенно в динамике снижения цен на литий-ионные аккумуляторы. Если в 2010 году стоимость 1 кВт•ч в АКБ составляла примерно 1000 долларов, то в 2016 году она не превышала 275. Японские менеджеры на выставке поведали, что в течение четырех лет доведут E-Fuso Vision One до серийного производства. После этого продажи тяжелого электрогрузовика начнутся в Японии, Европе и США.
Вторым электромобилем стенда Mitsubishi Fuso стал среднетоннажник Fuso eCanter, который два месяца назад встал на конвейер. Грузовик комплектуется электродвигателем мощностью 185 кВт (крутящий момент 390 Н•м) и блоком литий-ионных батарей общей емкостью 70 кВт•ч. На одной зарядке электромобиль сможет покрыть расстояние от 100 до 120 км. Полная масса eCanter составляет 7,5 тонн, а грузоподъемность не превышает 4,6 т. Цена нового еCanter сегодня выше, чем у дизельного аналога, но его эксплуатация при каждых 10 000 км пробега будет на 1000 евро дешевле. Учитывая разницу в цене между соляркой и электричеством, дополнительные траты окупятся в течение трех лет.
То, что корпорация Daimler видит перспективы в электрификации автотранспорта, подтверждают не только ее новые электрогрузовики, но и сделанные инвестиции. Недавно автогигант приобрел крупнейшую в мире сеть электрозарядных станций Chargepoint, количество которых продолжает увеличиваться день ото дня, а также начал инвестировать в израильский стартап StoreDot, занимающийся разработкой систем ускоренной подзарядки батарей.
Японская корпорация также презентовала обновленный флагманский тягач Fuso Super Great и автобус Fuso Aero Queen. Перечисляя нововведения в модельный ряд Super Great, можно одной строкой описать так: новый двигатель, новая трансмиссия, новая кабина и современные электронные узлы и системы.
Hino
Крупнейший изготовитель коммерческих автомобилей в Японии — компания Hino Motors Co. Ltd., входящая в корпорацию Toyota Motor Corporation — показал на Токийском автосалоне обновленные модели своих грузовиков: тяжелые машины Profia полной массой до 25 тонн и среднетоннажные Ranger (полная масса до 8 тонн). Автомобиль Profia 2RG-FW1AXHG получил новый 6-цилиндровый, 9-литровый 380-сильный двигатель Hino A09C — VA (AT-X), развивающий максимальный крутящий момент 1765 Н•м. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач Hino ProShift 12. Дизайн двухместной кабины Profia изменился незначительно — эту коррекцию скорее можно отнести к рестайлингу. Интерьер внутреннего пространства был оптимизирован, эргономика рабочего места водителя стала более функциональной. В кабине появились новые удобные кресла водителя и пассажира, в новой панели приборов был встроен 7-дюймовый ЖК-монитор, демонстрирующий текущую информацию о состоянии и работе всех систем автомобиля. Надо отметить значительное повышение уровня безопасности нового грузовика Profia. Теперь в стандартную комплектацию машины входят система контроля непроизвольного выхода из занимаемой полосы движения; система PCS (Pre-Collision Safery System), предотвращающая столкновение с припаркованными машинами, а также медленно двигающимися впереди автомобилями; система Driver Monitor, оценивающая состояние водителя и позволяющая предотвратить засыпание за рулем, и новинка для японских грузовиков — система автоматического управления дальним светом фар, позволяющая водителю не заботиться о его выключении при появлении встречного автомобиля или при сближении с попутным.
Следующей новинкой фирмы стал гибридный малотоннажный грузовик Hino 300 Series Hybrid, оснащенный гибридным приводом. Инженеры Hino давно занимались разработкой собственной гибридной технологии, и вот годы трудов воплотились в новинку компании. Основная идея оригинального концепта — по максимуму использовать энергию транспортного средства. Для этого грузовик Hino 300 Series Hybrid TSG-XKU712M оснащается дизель-электрической гибридной трансмиссией, которая включает 4-литровый дизельный двигатель Hino N04C-UL мощностью 160 л.с., электромотор 36 кВт с функцией генератора и новейшую 6-ступенчатую автоматическую коробку передач. Выработанная генератором электроэнергия накапливается в никель-металлгидридных аккумуляторных батареях. Как известно, установка гибридной трансмиссии приводит к заметному сокращению расхода топлива. Контрольные замеры, которые сделали японские инженеры, показали, что новый 2-тонный грузовичок сжигает всего 7,5 литров топлива на 100 км. В завершении надо отметить, что развозной автомобиль Hino 300 Series Hybrid получил новую более широкую (2180 мм) трехместную комфортабельную кабину.
Поскольку тема «электриков» доминировала на полях TMS-2017, то и компания Hino не прошла мимо нее. В Токио японцы показали новый городской автобус Poncho, оснащенный полным электроприводом с инсталлированной системой подзарядки на конечных пунктах. Компактная 7-метровая пассажирская машина Hino Poncho EV SKG-HX9JLB с шириной кузова всего 2080 мм оборудована электродвигателем мощностью 200 кВт и блоком литий-ионных аккумуляторных батарей общей емкостью 30 кВт•ч. Их полного заряда хватит всего на 10 км пути. Этого может показаться мало, но расчет делается на небольшие по дальности маршруты, и, к тому же, малые по емкости АКБ позитивно влияют на цену транспортного средства. Салон электробуса рассчитан на перевозку 35 пассажиров, включая 11 мест для сидения. Полная масса автомобиля составляет 7775 кг.
Isuzu
Компания Isuzu Motors, отмечающая в этом году свой 80-летний юбилей, показала в Токио несколько новинок. Среди них — новое полноприводное шасси под незатейливым названием Isuzu 6x6. Думаю, японцы долго искали повод для создания этого внедорожного грузовика, ведь в Японии осталось не так много бездорожья для тяжелых транспортных средств с полным приводом. Isuzu 6x6 с односкатной ошиновкой всех осей предназначен для эффективной работы на грунтах с низкой несущей способностью, на каменистых ландшафтах, а также при движении по лесу, снегу, льду и участкам суши, находящимся под водой. Понятно, что новому японскому грузовику с его продвинутыми способностями прямая дорога в фирмы, занимающиеся изготовлением и установкой пожарно-спасательного оборудования. Автомобиль оборудован двигателем Isuzu мощностью 191 кВт (260 л.с.) при 2400 об/мин.
Второй новинкой фирмы стал развозной легкий грузовик Isuzu ELF EV, оснащенный электроприводом. Машина оборудована электродвигателем переменного тока мощностью 110 кВт, блоком литий-ионных аккумуляторных батарей общей емкостью 80 кВт•ч, устройством ускоренной зарядки АКБ и электронным контроллером трансмиссии следующего поколения. Максимальный радиус действия с одной полной зарядки достигает 100 км. Грузоподъемность электромобиля составляет 3000 кг, а полная масса транспортного средства не превышает 5000 кг. Инженеры предусмотрели возможность питания электрооборудования надстроек от трансмиссии автомобиля.
Дизайнерский концепт фургона FD-SI стал завершением списка новостей от японского автопроизводителя Isuzu. Как сообщается в пресс-релизе, при создании футуристического легкого грузовика дизайнеры черпали свое вдохновение в природе, особенно их вдохновили пчелы и медовые соты. Грузовое пространство фургона получилось структурированным подобно пчелиным сотам. С одной стороны, это усилило прочность кузова, а с другой — сформировало множество шестиугольных сегментов для хранения грузов. Место водителя расположено по центру кабины для удобства перемещения от одного борта к другому. Кроме того, были полностью оптимизированы все органы контроля и управления транспортным средством. Рулевое колесо легким движением руки может быть полностью убрано.
UD
Японская корпорация UD Trucks Corporation, входящая в группу Volvo Group, показала на выставке седельный тягач Quon, который совсем недавно встал на конвейер. Обновленный флагман, как уверяют, демонстрирует «умную логистику». Внешне Quon напоминает грузовик Quester, который компания UD Trucks уже выпускает в Таиланде. При этом интерьер японского грузовика выглядит более элегантно и привлекательно. Ну это и понятно, ведь новый Quon ориентирован прежде всего на премиальный рынок страны восходящего солнца. Тяжеловоз оборудован новым 11-литровым 6-цилиндровым двигателем GH11 мощностью 460 л.с. с крутящим моментом 2200 Н•м. Поскольку речь идет об азиатской «дочке» Volvo Trucks, то не будет лишним добавить, что это аналог европейского мотора Volvo-Renault 11. Двигатель агрегатирован с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач UD ESCOT-VI с обновленным электронным управлением, которая является адаптированной японской версией трансмиссии I-Shift.
Кроме знакомых нам узлов привода, водителю в пути поможет система электронной картографии, связанная с адаптивным круиз-контролем. А безопасность нового Quon будет повышать система Traffic Eye Brake, которая снизит риск столкновения при помощи инсталлированных радаров и камер наблюдения. Снаряженная масса тягача составляет 6740 кг. Предельная нагрузка на ССУ не должна превышать 11,5 тонн.
Daihatsu
Небольшая японская фирма Daihatsu, специализирующаяся в основном на производстве компактных легковых автомобилей, показала в Токио несколько оригинальных концептов. Первый из них — миниавтомобиль Daihatsu DN Pro Cargo, относящийся к популярному у японцев сегменту «Kei car». Секрет этой популярности кроется во всевозможных льготах. Эта категория малых транспортных средств с максимальной длиной 3,4 м, шириной 1,48 м и высотой 2 м, мощностью двигателя 64 л.с. включает легковые автомобили, фургоны и пикапы. Они выпускаются в соответствии с жесткими регламентами японского налогового и страхового законодательства. Например, в большинстве префектур Японии для использования кей-кара не требуется обычное для прочих авто удостоверение о наличии парковочного места, страховка будет на 16% дешевле, а налоги и дорожный сбор начисляются по минимальной шкале.
То есть, DN Pro Cargo — это миниатюрное транспортное средство, выполненное по стандартам «Kei car», оборудованное водородными топливными элементами нового поколения, компактным преобразователем электроэнергии и четырьмя электромотор-колесами суммарной мощностью 47 кВт. Но главное достоинство концепта заключается не только в его безвредности для экологии, а в компактности, многофункциональности и удобстве эксплуатации. При всей миниатюрности DN Pro Cargo обладает довольно просторным салоном с внутренней высотой 1600 мм, широкими дверными проемами, сдвижными дверьми с электроприводом, абсолютно ровным и низким полом, а также задним гидробортом, облегчающим процесс погрузки и выгрузки. Пневмоподвеска DN Pro Cargo помогает регулировать высоту дорожного просвета.
Если посмотреть внутрь концепта Daihatsu DN Pro Cargo, то можно увидеть два кресла, а также универсальный грузовой отсек (у выставочного образца — медицинский). Выбор этой комплектации руководством компании Daihatsu был сделан неспроста, ведь сегодня в стране восходящего солнца проживает очень много стариков. По данным японского статистического бюро (Japan Statistics Bureau), 27% населения имеет возраст старше 65 лет.
Toyota
Toyota Group показала на Токийском автосалоне концепт городского электробуса Toyota Sora, оснащенного водородными топливными элементами. Автобус получил два синхронных электродвигателя с общей пиковой мощностью 226 кВт (суммарный крутящий момент — 670 Н•м), несколько секций водородных топливных элементов Toyota Fuel Cell System (твердый полимерный электролит), а также электронную систему управления электротрансмиссией. Топливо — водород в количестве 600 литров — хранится в сжатом состоянии в 10 специальных танках под давлением 70 МПа. Основа силовой установки электробуса Toyota Sora — мембранный водородный топливный элемент мощностью 12 кВт•ч, который ранее применили в легковом электромобиле Toyota Mirai FCEV. В топливном элементе протекает химическая реакция взаимодействия водорода с кислородом, в результате чего вырабатывается электричество для питания электромоторов и вода. Суммарно система топливных элементов генерирует 235 кВт•ч электроэнергии.
Салон 10,5-метрового низкопольного электробуса Sora рассчитан на перевозку 79 человек, включая 22 пассажиров на местах для сидения. Интересной деталью автомобиля можно назвать горизонтально ориентированные откидные сиденья пассажиров. Это было сделано для получения значительного внутреннего пространства. Такое решение способно улучшить размещение пассажиров на колясках, а также повысить комфорт. По утверждению Toyota, такая идея была впервые реализована в Японии.
В итоге посетителям представили двухместный электромобиль, где кресло пассажира может быть легко установлено или удалено. Органы управления, включая руль, педали, а также кресло водителя, обладают функцией автоматической подстройки до его оптимального положения. Стоит отметить необычное положение дверей при открывании: оно по замыслу японских дизайнеров должно максимально упростить доступ в салон, а также облегчить процесс погрузки и выгрузки перевозимых вещей.
Руководство Toyota убеждено, что их концептуальный однообъемник длиной 4,7 метра станет многофункциональной платформой, которая будет востребована покупателями. Модельный ряд, как ожидается, будет сформирован в зависимости от назначения автомобиля. Первый вариант — это коммерческий фургон с большим грузовым отсеком (LCV D-Cargo Concept); второй представляет собой пассажирскую версию, доведенную до уровня комфортабельного бизнес-шаттла (LCV Business Lounge Concept); а третий (LCV Athletic Tourer Concept) — транспортное средство для перевозки людей, отягощенных значительной и избыточной массой тела, а также пассажиров на инвалидных колясках.
К сожалению, в истории компании Toyota Auto Body ни один из созданных ими концептов не был доведен до серийного производства. Не буду строить прогнозов относительно появления на дорогах фургона Toyota LCV D-Cargo, но думаю, что в данном случае японцам должно быть стыдно, если они не сделают этого.