• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Рассылка
 
Выберите рубрики:
 
 
 
CAPTCHA
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты

татьи

15.03.2002
Автор: А. Дмитриев

Умный в гору не пойдет

Российская промышленность в целом похожа на человека, который с маниакальным упорством пытается вот уже второй десяток лет влезть на отвесную скалу. Ему мешают, его хватают за ноги, он срывается, падает, но упрямо карабкается, хотя совсем рядом есть дорога в обход препятствия.

Каждый год нам докладывают о росте промышленности на несколько процентов, но очередной кризис не только съедает эти несчастные проценты, но откатывает страну все дальше назад. Нам обещают, что кризисы идут на пользу производству, и мы опять начинаем лезть на гору, отвоевывая очередные несколько метров пути, чтобы опять в очередной раз сорваться.

Мировое производство коммерческих автомобилей тоже переживает не лучшие времена. Но производителей это не пугает, так как давно выявлена закономерная цикличность падения и роста продаж коммерческих автомобилей. Сейчас мировые производители готовятся к очередному росту, и, по прогнозам специалистов, к 2010 году перевозки грузов автотранспортом возрастут почти в два раза. Но это у них, у нас ситуация несколько другая. Десятилетиями хронически больная экономика нашей страны не позволяет делать столь оптимистические выводы. Но прогнозы делать надо, хотя это вещь не благодарная, чтобы готовиться к будущему. Какова же ситуация на рынке производства и продаж коммерческой техники в нашей стране полной массой свыше 20 т.

Основной поставщик отечественных магистральных тягачей МАЗ и КамАЗ. На данный момент лидирует продукция минского завода. Она больше удовлетворяет запросам потребителей и по мощности двигателей, и по качеству. Слабые камазовские двигатели совершенно не конкурируют с ярославскими моторами, поставляемыми минчанам. По комфорту мазовская кабина также превосходит чел ни некую. Надо отметить, что техника обоих производителей порядком устаревшая и разрыв между современными машинами европейских производителей и той, что выпускают «МАЗ» и «КамАЗ», все увеличивается. Эти машины совершенно не соответствуют современным требованиям: Приходится констатировоть, что современную магистральную машину мы уже никогда самостоятельно не построим.

Несколько лет назад минчане начали выпускать автомобиль МАЗ 5440 и анонсировали его как альтернативу европейским магистральным тягачам на международных перевозках. Но сами поняли, что сравнение слишком смелое и уже не призывают перевозчиков ездить на нем в Европу. «КамАЗ» пытается внедрить машину с новым, более мощным двигателем и новой кабиной. Что из этого получится - посмотрим. Очевидно, что на рынок грузовиков, осуществляющих международные перевозки, производители из России и Белоруссии не выйдут никогда. Мало построить хорошую машину. Надо обеспечить приемлемый сервис во всех странах. Для примера скажу, что все семь основных производителей такой техники в Европе имеют сеть сервисных фирменных станций, где расстояние между ними не превышает 1 50 -200 км. Поэтому расстояние от станции до автомобиля, в какой бы точке он ни находился, не превышает 70 - 100 км.

Ежегодно сотни миллионов долларов вкладываются европейскими производителями в разработку новых систем и узлов автомобилей. Машины становятся все более интеллектуальными, безопасными, экономичными и эффективными. Современные требования международных перевозок диктуют и новые требования к подвижному составу. Годовой пробег тягача 180 тыс. км становится в Европе нормой. Как правило, за 5 - 6 лет работы машина себя окупает и продается. Требовать такой же работоспособности от нашей техники глупо. Выехать бы за ворота завода.

Много шума было по поводу внедрения европейских экологических нормативов в стране. Совершенно бесполезное занятие в стране, где экономика разрушена. Цена такой машины возрастает на 30 — 40%, и заставить перевозчиков в массовом порядке покупать такую технику можно только силовыми методами. Да, производство машин, отвечающих экологическим нормативам, растет, но это капля в море. Нужно не только создать такой двигатель, но и сделать под него топливо, соответствующее новым требованиям. Сейчас содержание S в дизтопливе столько, что о введении нормативов Евро-2 говорить не приходится.

Изношенное оборудование всей металлургической отрасли приводит к тому, что изделия из металла теряют в качестве на всем протяжении технологической цепочки: от литья до сборки узла или агрегата. Есть попытки предприятий закупать новое оборудование, но это больше похоже на латание дыр - из плохого металла хорошую деталь на современном станке не сделаешь. Можно закупить лицензию на производство современного двигателя. Только технологическое оборудование, не то что вчерашний, а позавчерашний день. Мы делаем машины для бедных людей и бедной страны. Да, мы продаем их даже за границу, но опять же в бедные страны. Казалось бы, ничего плохого в этом нет - капают деньги за производство, даже такое. Есть спрос, на такие машины - будем их клепать. Но надо учесть, что прогресс но месте не стоит и полно других производителей, выпускающих современную технику. Как только у перевозчика появляются деньги, он стремится закупать лучшую технику - это законы экономики. Если проследить статистику продаж грузовиков на российском рынке после кризиса 1998 г., то видно, что продажи иностранных машин возрастают стремительными темпами. По данным ГТК, в России в 2001 г. растаможено 675 новых и 5730 подержанных тягачей, почти в два раза больше, чем в 2000 г. Основная масса этих машин будет осуществлять международные перевозки, но часть уйдет на внутренний рынок, конкурируя с отечественными машинами. Что касается грузовиков полной массой свыше 20 т, то новых в России продано в 2001 г. 1023, а б/у 1619. Для российского рынка это болезненная цифра. Если тенденция сохранится, то придется спасать отечественный автопром.

А выходов немного. Во-первых, самый прогнозируемый и реальный - поднять таможенные пошлины. Так, скорее, и будет. Во-вторых, не дать перевозчикам стать богаче, чтобы он не смотрел на сторону. Бедные не будут покупать дорогую технику. Экономическое состояние страны и политика правительства здорово этому помогают. Третий способ - продаться иностранцам. Может быть, они вложат капиталы и внедрят новые технологии в производство коммерческой техники. Но инвесторы уже не раз обжигались на непредсказуемости политического и экономического курса страны и вкладывать деньги не спешат, за исключением некоторых проектов. А вот когда начнется инвестиционная активность, то это будет означать, что перевозчик стал жить лучше, а из этого следует, что отечественную технику он покупать не будет. Как ни крути, но спасти наши заводы с сегодняшним ассортиментом может только бедность покупателя. Поэтому выводы следуют писсимистические.

В Польше складывалась такая ситуация лет 6 назад. До распада СССР поляки на своих заводах выпускали примерно 26 тыс. грузовиков. Для такой страны это много. Как ни боролись заводы с экспансией европейских производителей, но за 2001 г. польская промышленность сделала не более 100 грузовых машин, в то время как европейцы продали 4 тыс. автомобилей. Но это означало только одно, что поляки стали жить лучше. Нашим производителям следовало учесть опыт коллег по соцлагерю.

Что происходит в других секторах рынка коммерческих автомобилей, читайте в следующем номере.
Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

амое популярное

ругие статьи на тему

Экономика с ног на голову
Экономика с ног на голову
Рынок
Экономика с ног на голову
Когогин просит увеличить, но все равно не сможет
Когогин просит увеличить, но все равно не сможет
Рынок
Когогин просит увеличить, но все равно не сможет
Российским перевозчикам не хватает тягачей, они предлагают упростить импорт
Российским перевозчикам не хватает тягачей, они предлагают упростить импорт
Рынок
Российским перевозчикам не хватает тягачей, они предлагают упростить импорт
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: