«Зубренок» с характером
Машина на наш взгляд, интересная и достойна того, чтобы следить за ее судьбой. К сожалению, объемы производства таковы, что массовый перевозчик ее практически не знает. Три сотни машин в год на Белоруссию и Россию - совсем не серьезная цифра. Но тем не менее в Москве уже ездят два десятка таких машин. Чтобы узнать, какова она в эксплуатации и с какими проблемами приходится сталкиваться ее владельцу, мы обратились в одну из московских фирм, занимающихся поставками продуктов питания в магазины и эксплуатирующих одну машину МАЗ-4370.
Когда летом 2000 года на фирме встал вопрос о приобретении городской развозной машины грузоподъемностью более 1,5 т, то кандидатом номер один сначала был «Бычок», так как других практически и не было. В результате поисков выяснилось, что существует еще один «парнокопытный» - «Зубренок». После недолгих раздумий сердце решили отдать дикому брату «Бычка» МАЗ-4370, тентованному фургону грузоподъемностью 5 т. Приобретена машина была в августе 2000 года с 800 км на спидометре и на середину апреля 2001 года прошла 19 500 км. Пробег за рабочий день составляет 150 - 200 км, загрузка 4 - 4,5 т. Что же происходило с машиной за эти восемь месяцев, с нами любезно поделился информацией водитель Андрей.
Кабина и органы управления
Надо отдать должное большому внутреннему объему кабины, где три человека свободно могут разместиться, не создавая проблем друг другу. Кабина от самосвала удачно вписалась в архитектуру новой машины. Удобно сиденье водителя на пневмоподвеске с продуманной регулировкой. Органы управления такие же, как на большом МАЗ. Нарекания вызывают качество сборки и материалы, из которых изготовлена кабина. Дешевый дерматин и пластик хоть и вызывают ностальгию по СССР, но на современной машине смотрятся нелепо. Пластик в местах крепления уже потрескался. Про щели в палец толщиной в стыках панелей мы уже писали в первом репортаже. Открытая полка над головой для документов не справляется со своими обязанностями - периодически бумаги на ходу падают вниз. Водителю среднего роста приходится сдвигать сиденье почти к задней стенке, чтобы удобно устроиться за рулем. На новой машине спинка сиденья не касается задней стенки кабины, но со временем конструкция разбалтывается до такой степени, что спинка начинает тереть о стену кабины и рвать ткань. Протяжка крепления сиденья ни к чему не привела, и остается только ждать, когда ткань совсем слетит со спинки. Можно сдвинуть кресло ближе к рулю, но рулевая колонка оказывается между ног. Если говорить о педальном узле, то нами уже отмечалось высокое расположение педали привода сцепления. Более того, чтобы ее продавить, необходимо было затратить большое усилие. Но причина крылась не в педали, а в самом сцеплении. Почти сразу порвался трос привода газа - подошел от большого МАЗ. Закисла педаль тормоза - небольшое количество смазки сняло проблему.
Пластиковые крылья не откидываются вместе с кабиной
Система отопления не справлялась с холодами. Если на обогрев лобового стекла тепла хватало, то боковые замерзали и- никакие режимы отопления не спасали их ото льда. Зимой на ходу сквозняки свободно «гуляли» по кабине, водителю пришлось утеплять и заделывать щели. Кабине не хвает жесткости. Если ее откинуть, то двери уже невозможно ни открыть, ни закрыть. Поэтому, если вы решили поднять кабину, то не забудьте взять из нее все необходимое. И последнее о кабине. Открыть двери можно любым ключом, даже от дома. Об этом знают большинство водителей. Андрей вышел из положения тем, что в одну из личинок замка забил деревянный клин, а другая дверь блокируется автоматически при включении сигнализации, при этом личинка дверного замка не участвует ни в процессе открытия, ни в процессе закрытия двери.
Двигатель
Мы уже указывали, что тракторные двигатели хоть и модернизированные для установки на автомобили - не лучший агрегат для грузовика. Они достаточно шумные и вибрация от его работы наводит на мысль, что грузовик замерз и у него «зуб на зуб не попадает». Но как говорит мой знакомый: «На безрыбье и рак шансоньетка». За неимением лучшего и дешевого приходится довольствоваться таким. Проблем с ним пока не было никаких. Родное масло заменили сразу на Mobil. В процессе обкатки потребление масла двигателем все время уменьшалось и сейчас оно столь незначительно, что говорить о нем не приходится. Что касается обслуживания двигателя, то это уже отдельная песня.
Большая ошибка проектировщиков в том, что пластиковые подкрылки закреплены не в колесных нишах кабины, как на большинстве машин, а но раме автомобиля. Если на нормальных машинах при откидывании кабины подкрылки с последней поднимаются вверх и доступ к двигателю свободен, то на «Зубренке» они остаются на месте и приходится изображать сапера, лежащего на брюхе и обезвреживающего мину, чтобы добраться до систем двигателя. Согласитесь, что, лежа на подкрылке, особенно зимой, много не на ремонтируешь.
Привод воздушного компрессора – главный источник расхода моторного масла
Чтобы поменять масляный фильтр, вам придется снять турбину наддува воздуха. Иначе поменять фильтр не получится. Вот они - конструкторские издержки, когда на тракторный двигатель с компоновкой блока, не приспособленного под турбонаддув, приходится устанавливать турбокомпрессор. Он же (турбокомпрессор) здорово мешает при работах с топливным фильтром грубой очистки. Стакан фильтра закреплен на четырех болтах за турбиной, и, чтобы их открутить-закрутить, руки должны иметь змеиную гибкость.
Сцепление
На 3000 км лопнул привод вала сцепления. Сняли, заварили, поставили на место. Поездив немного, получили ту же проблему. Ремонт провели по той же технологии. Но Бог троицу любит, и через какое-то время все повторилось сначала. Закончилось все тем, что лопнул сам вал привода сцепления. Когда стали разбираться, оказалось, что бракованный вал встал но перекос во втулках и поэтому усилие на педаль сцепления значительно возросло. Рычаг сцепления не выдерживал нагрузок и ломался. После установки нового вала проблема исчезла.
Крестовины
Почти сразу пришлось заменить две крестовины. На одной лопнула одна шейка, на другой две.
Подвеска.
На первых двух тысячах километрах лопнули сразу две стремянки на одной рессоре заднего моста. Они оригинальные, и поиски их ни к чему не привели. Пришлось нарезать новые и закаливать в кузнице. Подушку под стремянки с небольшими изменениями поставили от «Бычка». После этого срезало болт крепления нижнего кронштейна переднего амортизатора. Такой болт найти не смогли и пришлось опять вытачивать. На этом приключения с подвеской не закончились. Где-то на 9000 км пробега сломалась передняя рессора: сразу оба листа и посередине. Рессоры оригинальные, переменного сечения: в середине толстые и узкие, а к концам становятся тоньше и шире. В Москве найти их невозможно. Пришлось ехать в Минск. Оказалось, что за день на заводе делают всего четыре такие рессоры и они в большом дефиците даже там. Как рассказали представители завода, сначала при испытаниях на МАЗ-4370 устанавливали многолистовые рессоры, но они не выдерживали нагрузки и ломались. Судя по тому, что подумывают об установке дополнительного листа в переднюю рессору, проблема существует и ее пытаются решать. Что касается ходовых качеств подвески, то претензий нет никаких: машина идет мягко и даже при максимальной загрузке нет ее пробоя.
Чтобы снять топливный фильтр грубой очистки (1) и масляную центифугу (2), необходимо демонтировать турбину (3)
Рулевое управление. На нашей машине происходят какие-то странности с гидроусилителем. При вращении руля в крайнем положении вдруг резко начинается вибрация. Машину трясет как при пробуксовке ведущего колеса в песке или рыхлом глубоком снеге. В чем причина, понять не могут до сих пор. Как мне рассказали, но «Зубренке», эксплуатирующемся в одной из московских фирм, лопнул шток гидроцилиндра. Деталь оригинальная и в Москве не найти.
Электрика
Основная проблема в том, что двух аккумуляторов по 90 А, по мнению Андрея, не хватает зимой на прогрев двигателя жидкостным независимым обогревателем и следующим за ним пуском двигателя электростартером. Если в двадцатиградусный мороз прогревать двигатель перед запуском автономным отопителем до 40°С, то аккумуляторов хватает только на пару попыток запуска двигателя. Если не запустил со второй попытки, отсоединяй энергоаккумуляторы, цепляй буксир и гадай, сообразит ли водила на тягаче не останавливаться резко или нет. Как сказал водитель с «Зубренка», плотность электролита и зарядку аккумуляторов проверяли.
А теперь по мелочи
Окраска машины оставляет желать лучшего. Краска на бортах и на боковых противоподкатных брусьях слезает лоскутами. Диски колес в идеальном состоянии, правда, они немецкие. Тент рвется на клееных швах. Топливный бак на 100 л и, по мнению водителя, маловат - часто приходится заправляться. Чтобы проверить уровень тосола, приходится поднимать кабину, но на приборную доску выведена контрольная лампа уровня охлаждающей жидкости. Зимой на плоской тентованой крыше в углублениях скапливается лед и при резком торможении можно получить глыбу льда на крышу машины. Хорошо, что на крышу, а ведь можно и дальше.
Что имеем
По мнению водителя Андрея, МАЗ-4370 идеальная машина для города. Мягкая, вместительная, маневренная, удобная для погрузо-разгрузочных работ. Что касается поломок, то да, неприятно, но для водителя нет ничего невыполнимого или из ряда вон выходящего. Живы будем, починим.
Два листа передней рессоры сломались одновременно
Лично мне, автору этих строк, машина очень симпатична. Да, качество оставляет желать лучшего. Но это проблема всего постсоветского автопрома, она свойственна всем заводам и всем машинам. Нельзя говорить о проблемах автомобильной промышленности отдельно от проблемы всей экономики в целом. Больная экономика не может породить качественный товар. Да, есть конструктивные недоработки, но главное, чтобы над их устранением работали. Нет запасных частей? Но при выпуске трех сотен автомобилей в год их и не может быть. Да, грузовик на 50% дороже «Бычка», но чтобы снизить цену, необходимо наращивать выпуск. Если машина встанет на конвейер, то при правильной ценовой и маркетинговой политике она будет очень популярна, поверьте мне. Главное, чтобы руководители, конструкторы и рабочие завода сделали правильные выводы.