«Зубренок» на российских просторах
Глядя на грузовик со стороны, не сразу понимаешь, что перед тобой новая машина. Кабина и кузов вроде от большого «МАЗа», но что-то тут не так. И только опустив взгляд ниже уровня кабины, видишь, что колеса - меньшего размера. Конечно, импортная резина размером 17,5 дюйма не лучший способ снижения себестоимости машины, но колеса именно такого размера ни в Белоруссии, ни в России не производят. Первые «бычки» из опытной партии, я помню, тоже комплектовались покрышками размером 17,5 дюйма.
Больше всего в машине мне понравился фургон МАЗа 4370
Благодаря малогабаритным колесом, конструкции несущей рамы и малолистовым рессорам, минимальная погрузочная высота составляет 1070 мм для машины с тентованным фургоном объемом 30 м3, что является современной концепцией развозного грузовика и дает большую фору среднетоннажным «Газонам» и «Зилам». Не надо никому объяснять, насколько это важно при погрузочно-разгрузочных работах.
Автономный жидкостный подогреватель МАЗа 4370
Обращает на себя внимание кабина. Минчане не стали мудрить и на новое, оригинальное шасси установили проверенную временем кабину от самосвала с трехместным сиденьем внутри. Обивка кабины устаревшая, клеенчатая и совершенно не к «лицу» современной машине. Передняя панель из черного и до боли знакомого по советским временам пластика. В межпанельные швы не то что палец, а руку всунуть можно. Руль регулируется по высоте и наклону, водительское кресло имеет несколько степеней регулировок и позволяет достаточно удобно в нем расположиться. Кроме того, сиденье на пневмоподвеске, и это тоже добавляет комфорта при езде.
Двигатель ММЗ-Д245.9 136 л.с. МАЗа 4370
Отрегулировав под себя руль и сиденье, закрываю дверь и нащупываю ногами педали. Так, педали газа и тормоза на месте, ну а где же педаль сцепления? Тут меня ждал сюрприз: чтобы отжать сцепление, левую ногу приходится задирать так, что коленом касаешься обода руля, а это очень неудобно. Не сразу нашел рычаг ручного тормоза, пришлось тянуться левой рукой в проем между дверью и сиденьем, цепляясь рубашкой за выступы на двери. Интересно, пролезет ли туда рука водителя, одетого в зимнюю куртку?
Качество сборки МАЗ 4370 оставляет желать лучшего
Теперь о двигателе. Тракторный дизель Д-245.9 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха развивает 136 л.с. и соответствует нормам токсичности Евро-1. Топливный насос высокого давления чешский, турбокомпрессор – фирмы Garrett. В машине с работающим двигателем чувствуешь себя трактористом - шум и вибрация велики. Для колхозного поля, может, нормально, но для городской развозной машины это уж слишком. Но другого двигателя для машин такого класса в стране нет, и приходится довольствоваться этим.
Малолистовые рессоры. Гидроусилитель от большого МАЗа
Коробка передач - пятиступенчатая, механическая. Точно такая же стоит на трехтонке «Бычок». Конструкция хоть и старая, но надежная и знакомая многим водителям. Негруженая машина трогается со второй передачи, но с грузом - только с первой, иначе можно сжечь сцепление. А кто ездил на «Бычках» знает, чтобы переключиться с первой на вторую, надо гонять рычаг КПП по всей кабине. Четкость включения передач также оставляет желать лучшего.
На стандартной приборной панели МАЗ 4370 добавили пульт управления независимого подогревателя подогревателя
Тормозная система пневматическая. Тормозные механизмы всех колес - барабанные, но по заказу можно установить дисковые на передние колеса. Все машины оснащаются антиблокировочной системой тормозов (АБС) фирмы Wabco - таковы современные требования.
Педаль сцепления расположена очень высоко
Рулевое управление очень легкое, но малоинформативное, с низким реактивным усилием на руле. Работать им, протискиваясь по городским улицам, наверняка будет удобно, но на трассе при скорости 80 км/ч - не очень. Большой угол (50%) поворота управляемых колес обеспечивает великолепную маневренность в городской тесноте.
Регулируемая в двух уровнях рулевая колонка
Приятно поразила подвеска автомобиля. Малолистовые рессоры на передней и задней осях обеспечивают мягкость и плавность хода. По желанию заказчика задний мост можно оснастить пневмобаллонами вместо рессорной подвески.
Не забыли производители о противоподкатных брусьях с боков и сзади, а к раме крепятся упоры под колеса, что является не данью моде, а современными требованиями к безопасности.
Трехместная кабина МАЗа 4370 вполне удобна
С левой стороны на раме за кабиной я обнаружил независимый подогреватель двигателя и кабины - удобная и нужная вещь для водителей, совершающих дальние рейсы: разделся до рубашки и крути баранку целый день. В городе, мне кажется, достаточно и штатной печки, это проще и удобнее. Создается такое впечатление, что комплектовали машину по принципу «кашу маслом не испортишь», но в силу этого цена за грузовик возрастает. Лучше было бы устанавливать «автономку» по желанию заказчика.
Упоры под колеса МАЗ 4370
Нужна ли такая машина? Конечно, да! Современного пятитонного грузовика нет - «газоны» и «ЗИЛы» давно устарели и перевозчиков не устраивают, подержанные же иномарки погоды не делают. МАЗ со своим «Зубренком» попал в точку.
Удалась ли такая машина? Я думаю, да. Бесспорно, портят впечатление тракторный двигатель, устаревшая КПП, качество сборки и цены за машины: $12 500 за бортовой «МАЗ» и $17 000 за изотермический фургон. Правда есть надежда на то, что с постановкой машины на конвейер цены снизятся. Теперь слово за потребителями, только от них будет зависеть, завоюет ли минский «Зубр» российские просторы.
Технические характеристики МАЗ-4370
Колесная формула | 4x2 |
Грузоподъемность автомобиля, кг | 5000 |
Масса снаряжения автомобиля, кг | 4875 |
Полная масса автомобиля, кг | 10100 |
Двигатель | ММЗ-Д245.9 |
Мощность двигателя, л.с. | 136 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Объем кузова, м3 | 30 |
Шины, размер | 235/75R17.5 |
Контрольный расход топлива, л/100 км, (при скорости 60 км/ч (80 км/ч) | 15(21) |
Топливный бак, л | 130 |
Тормоза | Барабанные |