Dolce Vito
«Как хорошо ничего не делать, а потом отдохнуть!» Некоторые думают, что в этих словах ключ к пониманию образа жизни средиземноморских народов и итальянцев в частности. Спорить об этом можно до хрипоты, но именно Италия стала для меня любимой страной, куда возвращаюсь часто. И всегда — как в первый раз.
Мало мест, чужих для тебя от рождения, где чувствуешь хорошо лишь от одного присутствия. Для меня таким местом стала Италия, которая эмоционально настолько близка, что как только пересекаю границу Австрия-Италия — как будто заново рождаюсь.
Почему через Австрию? Предпочитаю ездить на машине. Нравится путешествовать, нравятся автомобили, нравится независимость от времени и обстоятельств. Случалось путешествовать на разных автомобилях. В крайний раз — на Mercedes-Benz Vito. И поговорим мы только о действительно важных и необходимых для путешествий моментах в комплектации автомобиля, коротко о самой машине и о самой поездке.
Машины можно и нужно оценивать разными критериями. В путешествии главный — комфорт. Комфорт для всех: водителя, в первую очередь, и пассажиров. Поэтому предпочитаю большие автомобили. Vito — большой и комфортный. Мне предложили пассажирский 8-местный, включая водителя, вариант Tourer: 2 сиденья спереди и 2 ряда матерчатых диванов вплотную друг к другу — после. Расстояние между сиденьями, кстати, можно регулировать. Для большего комфорта есть V-класс с «кожей» и другими «хотелками». Зато в нашей машине сразу выделяю полку в багажном отсеке, которая делит его на два отделения, что позволяет удобно и полностью использовать объем высокого багажника — это важно при большом количестве вещей. Еду один, поэтому комфорт пассажиров меня не интересует.
Не читаю инструкции нигде и никогда — это принципиальная позиция. Лень! Но она двигатель прогресса. Для меня хорошая техника — это не только надежная, но и понятная. Не понимаю, почему в 21-м веке доступ в салон и запуск двигателя без ключа не стал повсеместным на всех машинах? Это же удобно! Но немцы в этом вопросе консервативны, поэтому сначала жмем на кнопку разблокирования дверей, ключ в замок, и мотор мягко и тихо затарахтел под капотом, который в новом исполнении стал более выраженным, чем у предыдущей серии.
Коробка переключения передач — 7G-Tronic Plus, автоматическая — «честная» гидромеханика с управлением на правом подрулевом переключателе. Как ей управлять, большого труда разобраться не составило. Причем, это не «кочерга», как у американцев, а «а-ля» переключатель поворотов. Для быстрого вмешательства в переключение передач предусмотрены подрулевые «лепестки». Попробовал — смысла не много, так как и в стандартном режиме при обычном движении передачи перебираются вполне адекватно. Если только есть необходимость тормозить трансмиссией, перекидывая ступени «вниз» вручную. Но не советую, ресурс КП резко снижается — проверено на другой марке.
За рулем Vito первым делом начинаю разбираться с информацией, выводимой на дисплей в центре приборной панели. Элементарно — честно. Посмотрел общий пробег, средний расход, на сколько хватит топлива. На светофоре встал рядом с таким же автомобилем — двигатель, цвет — Vito. Но полный привод. Пока ждали зеленый, перекинулись парой слов. У соседа — 7,5 л на 100 км в городском цикле, на моем дисплее — пока 8,5. Наоборот было бы логичнее.
Надо заметить, что производитель для модели предлагает разные приводы: классику — задний, полный и передний. Для российской действительности предпочитаю полный постоянный, но монопривод — самый распространенный: дешевле при покупке и в обслуживании. В нашем случае машина заднеприводная, укомплектована самым мощным для модели дизельным мотором ОМ 651 с рабочим объемом 2143 куб. см, мощностью 190 л.с. при 440 Н•м и двухступенчатым турбонаддувом. Для автомобиля полной массой 3100 кг и с двумя турбинами — одна с «низов», другая с «середины» — этой мощности достаточно для повседневной жизни.
На торпедо целых три ниши под бумаги и мелочь - это слишком
На следующий день, заправившись топливом под завязку и залив 20 л фирменной немецкой мочевины (AdBlue), беру курс на запад. Для достижения экологического стандарта Евро-6 немцы решили делать ставку на мочевину, пообещав взамен более низкий расход топлива. Забегая вперед, скажу, что 20 литров Adblue хватило на все 6500 км пути при среднем расходе топлива 7,5 л на 100 км — это с одним водителем и небольшим грузом около 100 кг.
До деревни Красная горка на российско-белорусской границе — 470 км хорошего асфальта, заброшенных полей вдоль дороги и разношерстных кафе-столовых, ларьков, мотелей-гостиниц, продавцов всякой ерунды в виде мягких игрушек, гипсовых статуй, чучел животных. Много брендовых заправок, редко попадаются и совсем «левые» (но капитального строения) с актуальным для нас дизельным топливом почти в два раза дешевле, чем на фирменных - обходите такие стороной. Российские дороги, к сожалению, единственные на маршруте следования, которые имеют грунтовую обочину. Чем это грозит, рассказывать смысла нет. В остальных странах - асфальтированные.
Разделительная полка очень функциональна
Дорога до Беларуси хоть и хорошая, но требует постоянной концентрации внимания: населенные пункты, постоянные перепады скоростного режима, десятки (сотни?) камер, засады с радарами, опасная разметка на перекрестках, отсутствие нормальной по ширине разделительной полосы между встречными потоками с нелепыми пластиковыми столбиками или железными тросами — худшие 470 км на всем пути. Только в Польше два участка, 180 и 50 км, совсем отдаленно будут напоминать этот. Скоростной режим до Беларуси — то 80, то 110 км/ч с учетом разрешенных двадцати сверх. Поэтому и средний расход — 6,8 л.
Я не ем в придорожных кафе до польской границы — брезгую. Раньше, пока не ездил в Европу, ел. После поездок «за бугор» на машинах понял, что наш придорожный общепит — пещерный век. Обычно в поездку беру бутерброды, газ с плиткой, что-то из продуктов быстрого приготовления, чай-кофе. Еду не более 3-4 часов, дальше останавливаюсь размяться и подкрепиться — ритм, выработанный годами и, на мой взгляд, самый правильный. Приготовить пожевать и заварить кипяток — 10 минут максимум.
Так как в Беларуси топливо уже лет как несколько дороже на 10-15%, чем в РФ, то заливаю полный бак перед границей: 34 литра и 10, которые можно официально ввезти в таре в Евросоюз, — в канистру.
Для въезда к братским славянам необходимо иметь международную страховку ОСАГО. Перед границей на заправке покупаю полис на Беларусь и Европу. Можно купить предварительно в Москве — цена будет та же самая. За автомобиль класса Vito заплатил 2190 рублей за 2 недели.
Беларусь выглядит по-советски, но культуры больше — у батьки не забалуешь: поля обработаны на всех 700 км пути, придорожных продавцов нет (не сезон), радаров меньше и информация о них броская и задолго, общепита и заправок — значительно меньше, чем в России. Но главное — дорога! Само покрытие может и хуже, чем в Смоленской области, но точно безопаснее: широкий разделительный газон, отсутствие перекрестков, минимум населенных пунктов и ограничение скорости 120 км/ч. Пытаюсь разобраться с круиз-контролем, который из-за рваного темпа не трогал в России. Без подсказок — не более минуты. Заодно выясняю, что этим же подрулевым переключателем активируется и ограничитель скорости, удобный в населенных пунктах. На мой взгляд, круиз-контроль — необходимая вещь при дальних поездках. Но с одной поправкой — на хороших дорогах. Еще лучше — адаптивный круиз-контроль, отслеживающий расстояние до впередиидущего транспорта. Его возможности позволяют тормозить не пользуясь педалью тормоза. Скорость на круиз-контроле в ходе движения можно менять в диапазоне от 1 до 10 км. Кто активно пользуется такой опцией — оценит.
Не я включил опцию движения по полосам, но она здорово выручала, когда машина начинала пересекать границу разметки, толчками на руле. Начинаю уставать, пытаюсь устроиться поудобнее — опускаю правый подлокотник. Левый интегрирован на дверную панель. Это позволяет разгрузить плечевой пояс. Все-таки подлокотник придумали не дураки!
В Польше топливо стоит уже значительно дороже, чем в Беларуси — 1-1,25 евро/л, поэтому перед границей заливаю 46 л в 70-литровый бак. Максимальная скорость возросла: белорусский участок был пройден с включенным круиз-контроль и средним расходом 7,9 л/100 км. Необходимо помнить, что на белорусских заправках российские рубли не принимают: плати или картой, или местными, которые можно обменять до этого в конторах по обе стороны границы. Картой невыгодно, так как банковская система РФ устроена таким образом, что при транзакции валюты сверх списывается еще процентов 10 от цены.
На брестский погранпереход «Варшавский мост» попадаю часов в 10 вечера. И действительно — попал! Так как хобби приграничных жителей — торговля всем, что можно продать по обе стороны границы, то тысячи местных бизнесменов оккупировали погранпереход и установили порядки: одни машины держат очередь для своих, другие предлагают за деньги возможность ускоренного перехода транзитникам из России.
Любимое занятие некоторых австрииских граждан - уезжать на велосипедах далеко от дома. Эти туристы встретились в Италии в нескольких сот километрах от Австрии
На въезде в таможенный пост местная бабенка предлагает ускорить процедуру за 4 тыс. российских рублей. Поняв, что простою в очереди не менее 6 часов, объявляю цену, которая спасет «отца русской демократии» — тысяча. Она «падает» до двух и на этом мы расходимся. Принимаю решение ехать до погранперехода «Домачево», который находится в получасе езды от Бреста. Его прохождение заняло 1,5 часа. На погранпереходе приходится часто глушить машину, автоматический стояночный тормоз на новом Vito – бонус лентяям. В полночь по местному времени я уже в отеле «Паджеро», который находится в 20 км от перехода «Варшавский мост». Приличный номер за 30 евро, суп с потрохами и кровяная колбаса на второе — лучшее после продолжительного дня.
Так как после границы до отеля добирался уже в темное время суток местными узкими дорогами через леса-поля и редкие населенные пункты, автоматика автомобиля включила фары ближнего света. Вау — биксенон! Вот это свет! У меня уже были машины с ксеноновым светом и считаю, что нет таких денег, которые заставили бы от него отказаться. Почему? Да потому что 90% информации человек получает с помощью зрения! На Vito ксеноновые фары нового поколения, адаптирующиеся к дорожным условиям: скорости, встречному транспорту, степени загрузки.
Утром завтрак в ресторане отеля и курс на юго-запад — в Австрию. Если больше о Польше, то страну можно ставить в пример нашим чиновникам: без ресурсов, без ракет-атома-балета, без претензий на сверхдержавность ляхи делают свою страну удобной для жизни. Отличные дороги, включая сеть новых автобанов; придорожный сервис с низкими ценами и хорошего качества — это несмотря на то, что 25 лет назад при распаде соцлагеря наши телевизоры рассказывали, как Польша будет мучительно «умирать» без поддержки России. У «покойника», похоже, хорошее здоровье и одна из самых стабильных в Европе валют!
Дорог строят много, но есть одно направление, которое принципиально обходят польские дорожники — Варшава—Тересполь. Трасса длиной 180 км до границы с Беларусью как была в два ряда еще при Российской империи, так и есть до сих пор. Плотный трафик, множество населенных пунктов и минимальное количество полос роняют среднюю скорость до 50-60 км/ч. Но уже от Варшавы начинаются отличные автобаны со скоростным лимитом 130-140 км/ч. Расход топлива возрастает до 9 литров. Опытным путем определил, что у автомобилей класса Vito в скоростном интервале 80-130 км/ч разница в расходе топлива составляет примерно 0,5 л при изменении скорости на 10 км. Выше 130 км/ч расход возрастает по экспоненте. На нашем маршруте именно в Польше самые высокие разрешенные скорости. Будет, правда еще один «медленный» 50-километровый участок в районе города Честохова со светофорами и населенными пунктами, но в каждую сторону по две полосы с разделительным газоном — никогда там не «зависал». Зато в окрестностях этого города прямо на трассе есть отличные рестораны с прекрасной кухней и смешными ценами: фирменный суп жур (журек), который подается в каравае хлеба — 5 евро, стейк из великолепного мяса, не уступающий таковым в фирменных заведениях Москвы, — те же 5 евро. Обычно там обедаю. У поляков можно есть — качество отличное, но надо помнить, что валюта своя — злотый, хотя не было случая, когда паны отказывались от евро.
В процессе поездки обнаруживаю другие функции на Vito, подсказывающие обстановку на дороге — предупреждение о помехах сбоку и дистанции до автомобиля впереди.
Польский отрезок — около 550 км. Перед границей с Чехией заправляюсь — только чтобы доехать до пункта назначения в Австрии — по 1,25 евро за литр на фирменной заправке Orlen, так как в соседней Чехии топливо дороже и, главное, туалеты платные. При этом валюта тоже своя, и в пересчете на евро посетить заведение — 50 центов. И нет придорожных обменников. Но за монету в 1 евро автоматы пропустят. Так же на польской заправке покупаю виньетки на Чехию и Австрию — начинаются платные дороги. За минимальный срок — 2 недели — отдаю 36 евро.
Чехию прохожу быстро — 250 км, поэтому останавливаться и тормозить незачем. Из придорожных достопримечательностей можно упомянуть поле, на котором произошло историческое Аустерлицкое сражение. Его (поле) вместе с монументом видно с дороги, не доезжая Брно километров 20. Кому интересно, может съехать с трассы и, как Андрей Болконский, поваляться на траве, рассматривая облака на небе и пытаясь найти смысл жизни. Наш смысл — добраться до Италии.
На автобанах и скоростях под 140 Vito показал себя молодцом. Очень приятное впечатление оставили шумоизоляция салона и великолепная подвеска — особенно задняя. Думал, что пневмо, но, заглянув под машину, обнаружил обычную комбинацию пружины и амортизатора. Подвеска независимая что спереди, что сзади, с настройками на комфортабельную езду. Рулевое управление понравилось. Усилитель электрический, меняющий усилие на «баранке» в зависимости от угла поворота и скорости автомобиля — заявка на спортивность.
Вы думаете Vito без грехов? Их есть и у Mercedes! Не понравились тормоза: неважная информативность и прогнозируемость, высокое усилие на педаль. Склоняюсь, что это такой экземпляр, так как в одной статье я отмечал тормоза предыдущей модели Vito как идеальные. Но есть в машине и неоправданный, на мой взгляд, косяк - играющая панель передних дверей. Они широкие, а ребер жесткости металл не имеет. Поэтому при закрывании панель идет волной и дверь издает звук, какой машина такого класса и цены генерировать не должна.
После Чехии въезжаем в Австрию. В районе границы по обе ее стороны есть участок примерно в 25 км в обе стороны с двумя полосами, затруднительным обгоном из-за плотного трафика, населенными пунктами и возможностью встать в многочасовую «колейку», как говорят дальнобойщики-международники, в районе старинного и красивого городка Пойсдорф. Автобан в стороне от городов тянут, и через несколько лет кошмар для местных жителей закончится.
По дороге заезжаю на заправку с мойкой: заправляюсь до крышки бака по 1,05 евро и самостоятельно мою машину. Вот поэтому я заправился в Польше только чтобы доехать до местной австрийской заправки, где дизель дешевле. В любой стране на автобане топливо стоит дороже, чем на местных дорогах. В Польше из-за 20 литров съезжать с автобана смысла нет, а вот в Австрии это надо взять за правило, так как это крайняя страна перед Италией с ее высокими ценами на топливо.
Утром выезжаю на 5-полосный бетонный автобан сразу за Веной и через Альпы, которые из австрийской столицы еще не видны, на юг. Австрийцы — самые правильные водители по всему маршруту следования. Обгон справа — и тебе уже возмущенно показывают пальцем у виска, при первой возможности машины уходят на правую полосу, превышение скорости выше чем на 5 км — редкость.
Несмотря на то, что культура российских водителей повышается, в Москве — точно, но наши водители, попадая на европейские автобаны, совершают несколько грубейших ошибок: любят ездить в левом ряду, тормозят на полосе разгона при заходе на автобан и до съезда с него на полосу торможения, не освобождают полосу разгоняющемуся со второстепенной дороги автомобилю.
В пятидесяти километрах от Вены начинаются Альпы, и тянуться они будут 400 км до итальянского города Удине. Несмотря на горы, сама трасса совершенно не сложная и скоростная — 130 км/ч. За 40 км до итальянской границы сворачиваю с автобана на указатель Граффенштайн, и в 100 метрах от съезда заливаю дизель по 1,08 евро. На самой трассе это удовольствие на 25% дороже на заправках той же компании. Туалеты на австрийских заправках — платные. Кстати, если решили сэкономить на австрийской виньетке, то милости просим на местные дороги: красота неописуемая, ехать будете бесплатно и в два раза дольше. Да и кухня австрийская — с колбасками и капустой — на любителя.
От нечего делать начинаю рассматривать торпедо машины — это через два дня пути! Все-таки мерседесовский стиль мне нравится: не вычурный, продуманный, с удобным и понятным расположением кнопок и регуляторов. Сам пластик хотелось бы видеть мягче. Удивило то, что электрический разъем для подключения потребителей — один. Или не нашел больше? Лишней считаю нишу на приборной панели перед водителем — дополнительный пыле- и мусоросборник. Тем более что правее такая уже есть. А вот очечник на потолке — к месту, ценю такие мелочи. Из пожеланий - больший диапазон регулировок водительского сиденья. Может кому-то и нравится сидеть высоко, я не из таких. А ниже опустить сиденье под свои привычки - задача невыполнимая.
А вот и цель нашего путешествия — Италия! И если австрийские пограничники еще появляются иногда на границе для профилактики, то итальянцам — все равно, кто въезжает и выезжает из страны. А едет к ним вся Европа — особенно в сезон отпусков, каникул и распродаж. Итальянцы во многом похожи на нас! Пятничная вечерняя забава для наших народов — стоять в пробках на выездах из городов. Различие в том, что мы едем отдыхать на дачи, работая на грядках, итальянцы — загорать и веселиться на море. Ну а что, море в Италии — с трех сторон, а континентальная — одна большая грядка. В воскресенье вечером две наши страны опять стоят в пробках в обратную сторону.
Правила дорожного движения в Италии есть. Но если у вас будут «висеть на хвосте» при вашей скорости 150 км/ч на дороге с ограничением 110 и требовать фарами уступить дорогу — это итальянец. Обгон справа — проще простого. Включенные указатели поворота — издеваетесь? А перестроение за несколько сантиметров до бампера вашего автомобиля на скорости за 150 не хотите? Я тоже не хочу, но постоянно с этим сталкиваюсь на итальянских дорогах.
Было бы полцарства — отдал бы за климат-контроль. Знаете, почему? Чтобы включить, настроить, и не вспоминать никогда. До Италии погода была не жаркой, после Альп — за 30 тепла. Мой Vito в правильной комплектации, поэтому вспоминаю о температуре в машине только после долгой стоянки на солнце. Минут за 5 кондиционер нагоняет в салон комфортную температуру. Никак не могу понять, как в юности ездил на советской машине без кондиционера при 45-градусной жаре. Но на Vito есть одна особенность - на полной мощности вентилятора воздушные дефлекторы схлопываются на закрытие от потока сильного воздуха: или необходимо открывать дефлекторы на максимум, или - ничего.
Конечный пункт поездки — Пескара на Адриатике. Еду туда на полтора дня ради двух вещей — моря и магазина со старыми вещами. Стоит у дороги неприметное строение, но, попадая во внутренний двор и помещение в нем, погружаешься в другой мир лет на 50-100 назад — от старинных открыток до автомобилей. Был там один раз с твердым намерением вернуться еще раз для фотосъемки ретро-автомобилей. Увы, с обеда пятницы и до понедельника — выходной.
Несмотря на широкую сеть отличных платных и бесплатных дорог, решаю ехать по платной. На въезде на автобан выдергиваю талон с указанием начального пункта, на съезде — вставляю его же в автомат, который показывает стоимость. Платить можно наличными и картой. Один км обойдется в 4-5,5 руб. — это в 3,5 раза дешевле, чем на платных дорогах Подмосковья. Надо помнить, что чем чаще съезжаешь с автобана, тем дороже, но не значительно. Как уже говорил, заправляться лучше на второстепенных дорогах — дешевле на 20-30%. Это притом, что дизель на автобанах стоит в Италии 1,8 евро. Здесь-то и пригодится канистра с топливом из России — копейка, но наша. Колонки на одной и той же заправке делятся на те, где самообслуживание, и где тебя обслужат. На вторых будет дороже. И главное, не заправляйтесь картой на полностью автономных АЗС! Прежде чем топливо пойдет в бак, с карты спишется 101 евро в любом случае, даже если залили вы на 10. Как возвращать — не понял. Наверное, поэтому итальянцы будут стоять в очереди, чтобы оплатить топливо или дорогу «кэшем», но не пойдут к свободным окнам с картой.
Иногда итальянцы работают! Начинают часов с 10, после 12 уже обедают. Продолжается это «безобразие» — обед — часа 3, после еще 2 часа работы и уставшие потомки этрусков расходятся по..., нет, не по домам, — по кабакам и кофейням. Понимаю, жизнь — тяжелая штука!
Если хотите узнать вкус настоящего кофе — вам в Италию. Капучино — не в жару и не после полудня. Эспрессо, ристретто, корретто — это, то что бодрит как красивая женщина. Судя по тому, что итальянцы кофе пьют на ночь, с личной ночной жизнью у них все хорошо. Спросил у одного бариста о сортах кофе, используемых в Италии. Оказалось, что лучший в мире кофе делают из самого дешевого сырья. Главное — технология жарки. Или разыграл?
Тест длинои 6500 км
Технические характеристики Mercedes-Benz Vito Tourer
Снаряженная масса 2542 кг
Полная масса 3100 кг
Двигатель ОМ 651
Рабочий объем двигателя 2143 куб. см
Мощность 190 л.с.
Крутящий момент 440 Н•м
Коробка передач (автоматическая) 7G-Tronic Plus
Привод задний
Подвеска независимая пружинная
Максимальная скорость 160 км/ч
За поездку (питание не включено)
Пройдено 6500 км
Средний расход топлива 7,5 л/100 км
Потрачено топлива 490 л
Средняя скорость 82 км/ч
Стоимость топлива 26 700 руб.
Стоимость страховки 2190 руб.
Платные дороги 9960 руб.
Отели (5 ночей) 14 125 руб.
Разное (кофе-вода) 5000 руб.
Итого 58 000 руб.