MAN показал городской «почти беспилотник»
Преимущество использования этих систем для водителя и других участников дорожного движения состоит в том, что эти устройства никогда не теряют бдительности, не устают и потому способны предупредить водителя об опасности, а если ситуация будет ухудшаться дальше — то и оперативно отреагировать. При этом важно, чтобы автоматика не сбивала с толку водителя многочисленными экранами и сигналами. Она должна быть предельно наглядной, понятной на интуитивном уровне.
Поставив перед собой такую задачу, исследовательская группа MAN разработала концепцию визуального и пользовательского интерфейса, получившую название «Интеллектуальный круиз-контроль». Используя цифровые карты и информацию об объектах инфраструктуры, система способна собирать и обрабатывать данные, представляющие значимость при прохождении определенного маршрута, такие, как ограничение скорости и фазы светофора, изгибы дороги и повороты. Располагая такой информацией, автоматика может рассчитать наиболее эффективную с точки зрения расхода топлива стратегию движения и, соответственно, регулировать скорость. Система способна просчитывать действия вперед лучше, чем это мог бы сделать водитель, хотя она и не снимает с водителя обязанность контролировать транспортное средство. Например, система узнает о наличии знака «стоп» за поворотом еще до того, как его сможет увидеть водитель, и тем самым позволяет раньше начать замедлять движение грузовика. В другом случае автомобиль может подъезжать к горящему красным светом светофору не снижая скорости, потому что система знает, что светофор через несколько секунд переключится на зеленый свет. Упреждающий стиль вождения подразумевает значительную экономию топлива, особенно в случае грузовиков и автобусов, ведь на разгон 40-тонной машины с места до 50 км/ч уходит немало энергии. Позволив автомобилю плавно катиться вместо постоянных режимов старт-стоп на светофорах, можно сэкономить немало топлива. Система может иметь два уровня: рекомендательный и активный. В первом случае она только рекомендует водителю скорость и предупреждает о дорожной ситуации впереди, во втором — сама регулирует скорость грузовика или автобуса.
В основе системы лежит бортовой компьютер, который рассчитывает энергосберегающую стратегию движения на основе доступной информации о переключениях сигналов светофоров по маршруту. Чтобы получить график переключения светофоров, автомобиль использует мобильную связь для запроса информации с сервера. На основании полученных данных автоматика рассчитывает стратегию движения, которая при идеальном сценарии позволит транспортному средству следовать по маршруту, встречая на светофорах только зеленый сигнал. Система способна прогнозировать состояние нескольких светофоров на маршруте и планировать остановки в режиме энергосбережения в тех случаях, когда подъехать к светофору во время зеленой фазы невозможно. Компьютер также учитывает качество данных, используемых для прогнозирования. Грузовик может быть оснащен активным круиз-контролем (АСС) с функцией поддержания безопасной дистанции до впередиидущего автомобиля и предусматривающий в случае необходимости остановку на светофорах. При этом, по соображениям безопасности, автомобиль не начнет движение без команды водителя. Для решения подобных задач необходима подготовленная инфраструктура. Соответствующие вопросы были согласованы UR:BAN с администрациями модельных городов — Дюссельдорфа и Касселя. Тестовые рейсы в реальном городском трафике Дюссельдорфа используют именно такой тип серверной инфраструктуры.
Кроме того, перед разработчиками MAN встал вопрос: каким должен быть интерфейс, который поможет водителю получать именно ту информацию, которая ему необходима?
Чтобы определить, какие сведения нужны водителю, исследователи смоделировали описанные выше ситуации на автосимуляторах и пригласили для проведения тестов профессиональных водителей грузовиков. В результате появился концепт комплексного дисплейного интерфейса, который MAN показал в демонстрационной кабине грузовика на выставочной площадке в Дюссельдорфе. В этом интерфейсе полностью упразднена аналоговая приборная панель.