По городу на газе

Citaro NGT (Natural Gas Technology) — автобусы, работающие на природном газе метане. Mercedes-Benz предлагает как сочлененный автобус Citaro G NGT, так и обычный Citaro NGT. Автобусы могут работать как на ископаемом газе, так и на возобновляемом биометане. Газовые двигатели издают меньше шума и работают плавнее во всем диапазоне рабочих режимов. По сравнению с дизелем OM 936, газовый двигатель тише на 4 дБ(А), что с учетом логарифмической шкалы измерения шума воспринимается, практически, в два раза тише.
Сегмент городских автобусов Западной Европы составляет в среднем около 10 500 регистраций новых автобусов в год и держится на весьма стабильном уровне. Узкоспециализированный сегмент рынка газовых автобусов в настоящее время составляет чуть менее 1000 штук в год. Mercedes-Benz ожидает, что количество требуемых рынку газовых автобусов будет в ближайшее время увеличиваться в свете дискуссий о необходимости уменьшать экологическую нагрузку и сокращать потребление ископаемых топлив. Сам факт появления такой современной модели городского автобуса, как Mercedes-Benz Citaro NGT, сможет стимулировать спрос на газотопливные машины.
Автобусы Citaro NGT отличаются, в первую очередь, надстройкой, установленной на крыше. Под кожухом с боковыми крышками располагаются баллоны для газа, сделанные из композитного материала. Надстройка на крыше увеличила общую высоту автобуса до 3389 мм. Все остальные габариты остались неизменными. Из-за целесообразности распределения массы газовые баллоны располагаются в передней части у одиночных автобусов и над центральной осью у сочлененных. Кожух баллонов изготавливается из полиуретана. Он, как и баллоны, закрепляется на раме из алюминия. Рама крепится к крыше с помощью рельсовой системы. Боковые крышки облегчают обслуживание — они открываются вверх.
Конструкция баллонов разработана недавно. В ней используются углеродные и стеклянные волокна. Такое сочетание делает их легкими с одной стороны и прочными — с другой. Объем баллона был значительно увеличен — со 190 до 227 л. Такое решение позволяет уменьшить количество баллонов при сохранении заправочной емкости. По сравнению с предшествующей моделью, Citaro NGT имеет на один баллон меньше при неизменном возможном пробеге. В зависимости от количества устанавливаемых баллонов, это приводит к уменьшению массы от 15 до 45 кг. Баллоны заполняются через устройство, расположенное в моторном отделении. По желанию клиента заправочный вентиль можно разместить над аркой переднего правого колеса, где обычно находится заливная горловина дизельных автобусов.
По сравнению с предшествующей моделью, дополнительный вес газовой машины значительно сократился, в том числе из-за применения более компактного двигателя. Для обычного газового автобуса прибавка в массе составляет только 485 кг. Это позволило увеличить пассажировместимость Citaro NGT по сравнению со своим предшественником. Одиночный Citaro NGT в стандартной комплектации перевозит 96 пассажиров вместо 93. Сочлененная модель берет на борт 153 пассажира вместо 149.
Mercedes-Benz использует для новых газовых автобусов двигатель M 936 G рабочим объемом 7,7 л. В настоящее время это самый компактный двигатель в своем классе. Масса мотора составляет 747 кг, включая первичный каталитический нейтрализатор. Мощность газового двигателя соответствует дизелю. По сравнению с предшествующим мотором, имевшим рабочий объем 12 л, новый двигатель легче на 230 кг — почти на 25%.
Газовый мотор построен на базе турбированного дизеля ОM 936. Это дизель уже использовался на автобусах Citaro и Citaro G Eвро-6. Газовый двигатель развивает мощность 222 кВт (302 л.с.) при 2000 об/мин, обеспечивая максимальный крутящий момент 1200 Н·м в диапазоне от 1200 до 1600 об/мин. Характеристики обоих моторов, дизеля и газового, в основном рабочем диапазоне от минимальных оборотов холостого хода до 1500 об/мин — совпадают. При работе с частотой свыше 1500 об/мин газовый двигатель дает преимущество в плане мощности и крутящего момента. Только при оборотах, превышающих 2000 об/мин, дизель начинает превосходить свой газовый аналог. Однако при нормальном движении двигатель городского автобуса никогда не работает на таких оборотах. Выбросы СО2 газового двигателя, работающего на ископаемом метане, на 20% меньше, чем у дизеля.
Газовый двигатель работает на стехиометрической топливной смеси. M 936 G оснащен переработанным турбокомпрессором с ассиметричной геометрией турбины и двумя перепускными клапанами, что обеспечивает отличную приемистость двигателя и подачу охлажденных рециркулируемых отработавших газов. Из-за того, что, в отличие от дизеля, при сгорании газа не образуется сажи, для M 936 G не требуется сажевого фильтра. Также не требуется применение технологии SCR для восстановления оксидов азота и, соответственно, не требуется впрыск реагента AdBlue. Как и бензиновым двигателям, газовому мотору для соблюдения экологических норм достаточно тройного каталитического нейтрализатора. Свою надежность мотор M 936 G доказал эксплуатацией на специальном грузовике Mercedes-Benz Econic.
Благодаря схожести блоков дизеля и газового двигателя, конструкция задней части автобуса Citaro NGT не сильно отличается от конфигурации обычного автобуса. Изменения потребовались только для адаптации таких компонентов как масляный поддон, ременный привод, компрессор, фитинги для воды, гидравлического насоса и воздушных дефлекторов.
Новый газовый мотор чрезвычайно эффективен. По сравнению с предшествующей моделью, он потребляет примерно на 15-20% меньше топлива. Экономичности двигателя способствует интеллектуальное управление навесными агрегатами. Еще большую экономию можно получить при использовании дополнительного модуля рекуперации энергии.
Экономичности эксплуатации новых газовых автобусов способствуют значительно увеличенные интервалы смены масла и свечей зажигания по сравнению с предыдущим мотором. Для автобусов Citaro NGT этот интервал может составлять 45-60 тыс. км. Так как реальный пробег городского автобуса составляет в год около 60 тыс. км, то техническое обслуживание нужно будет проводить раз в 12 месяцев.
Автобусы Citaro NGT оснащаются автоматической коробкой передач с гидротрансформатором производства ZF и Voith. Гидротрансформатор был специально адаптирован к работе с газовым двигателем. Из-за разницы в оборотах дизельных и газовых моторов, для автобусов с газовым агрегатом используется «короткая» главная передача. Для «одиночки» она имеет передаточное отношение 6,19:1, а для сочлененного — 6,98:1.
Новые Citaro NGT проходили тестирование в течение трех лет в самых жестких условиях эксплуатации. Испытания включали в себя зимние тесты в Скандинавии, летние в Милане и Зельдене (Тироль). Автобусы эксплуатировались на высоте 1600 м над уровнем моря. Также проводились ресурсные испытания: три опытных автобуса преодолели дистанцию около 130 тыс. км. Поставки новых Citaro NGT начнутся уже осенью этого года. Полное серийное производство — весной следующего.
Вместе с Citaro NGT дебютировало новое поколение складных сидений. Они имеют большую ширину и могут указываться в регистрационных документах как полноценные сиденья. Складные сиденья могут быть не только одноместными или двухместными, но и размера «мать и ребенок» — это новое предложение. Откидные сиденья могут устанавливаться на раме по ходу или против направления движения, а также крепиться к боковой стенке.
Автобусы Mercedes-Benz Citaro появились на рынке в 2011 г. С тех пор их было продано свыше 7 тыс. штук. В 2012 г., в связи с переходом на экологический стандарт Евро-5, задняя часть автобуса была переработана. Для новых автобусов Citaro NGT доступны светодиодные фары.
На выставке Busworld Kortrijk компания Mercedes-Benz презентовала Citaro NGT в исполнении с двумя двойными дверьми. Автобус был окрашен эмалью цвета серебристый металлик. На крыше машины находилось семь баллонов емкостью 1589 л для работы на большие дистанции. Передняя ось была адаптирована к максимальной осевой нагрузке 7,5 т. На автобусе установлена коробка передач Voith и модуль рекуперации. Демонстрируемый Citaro NGT оснащался светодиодными фарами, ESP, датчиком дождя и освещения, системой контроля давления в шинах и системой пожаротушения. Для безопасности автобус оснащен системой видеонаблюдения, состоящей из четырех камер для наблюдения за двумя выходами и пассажирским салоном.