В основе всего — закон

Возможность владеть техникой, немедленно начинать получать доход от ее использования, а платить в рассрочку — использовалась рулившими страной смекалистыми борцами за коммунизм и в не менее тяжелое мирное время. По такой схеме приобреталось промышленное оборудование, пассажирские суда, которые тут же направлялись для зарабатывания валюты в капстраны, и прочие особо дорогостоящие и крупногабаритные изделия. В наше время лизинг стал доступен частному бизнесу и до кризиса абсолютно все самолеты, более двух третей сельхозтехники и около половины грузовиков и автобусов приобретались по этой схеме.
Уместно ли говорить про лизинг теперь, когда на площадках дилеров наконец воцарились тишина и порядок? Вполне. Несмотря ни на какие кризисы, население продолжает есть, пить, одеваться и лечиться. Грузовики всех калибров ездят, чтобы удовлетворить эти потребности и заработать своим хозяевам немножко денег. Между тем, ресурс техники не бесконечен. Обновление парка можно откладывать, но избежать этого нельзя. А значит, нас неизбежно ждет рост продаж при явном недостатке средств у клиентов. И практически единственный способ обновить парк в условиях кризиса — лизинг.
Вроде, нехитрая схема: получаешь технику, платишь взносы и работаешь на ней, а потом получаешь ее в собственность. Но в условиях кризиса надо держать ухо востро, внимательно читать договоры, которые подписываешь, чтобы не остаться без машины и без денег. Необходимое, но, к сожалению, далеко не достаточное условие для этого — знание Закона. Точнее, Федерального закона о финансовой аренде (лизинге), вкратце ФЗ-164.
«…Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования…» Так в нем написано в самом начале и это вселяет оптимизм. Помимо оптимизма, он (закон) во 2-й статье дает понятие о том, что такое «договор лизинга». «…Договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование…»
То есть, договор лизинга включает в себя три стороны, а не две, как при покупке. Лизингодатель приобретает в собственность у продавца технику, обязательно известив его о том, что техника приобретается для передачи в лизинг, и предоставляет ее лизингополучателю во временное пользование за плату. Сделка подлежит государственной регистрации. По окончании действия договора лизинга техника передается лизингополучателю на основании договора купли-продажи. Это наиболее распространенный тип лизингового договора сегодня. Его еще называют финансовым лизингом.
О том, какое имущество можно взять в лизинг, лучше всего нам расскажет статья 3: «предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество». То есть, в лизинг можно брать не только грузовые, но и легковые автомобили, а также квартиры и дачи.
Теперь самое время познакомиться с «действующими лицами и исполнителями», называемыми иначе «субъектами лизинга».
В статье 4 прописано, что субъектами лизинга являются:
лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Обратите внимание, лизингополучателем может быть не только юридическое, но и физическое лицо. Как, кстати, и лизингодателем. То есть, лизинговая компания — не единственное место, где нам помогут взять в лизинг интересующую нас технику. И, в принципе, если найдутся два «извращенца», готовых выполнить все формальности, то даже соседский холодильник можно взять в лизинг, предупредив об этом продавца.
Обязательно ли этот холодильник использовать в коммерческих целях? Нет. Ранее, действительно, говорилось, что в лизинг можно передавать только предметы, используемые для коммерческой деятельности. Сейчас такого ограничения нет, и в лизинг можно взять и «ладу калину», и квартиру. Но для «частников» это лишено смысла, почему — будет понятно позже.
Далее, как ни странно, немногие лица обращают внимание на разницу, которая есть между терминами «собственник» и «владелец». Между этими двумя понятиями разница принципиальная. Если кратко, то собственник — это тот, кто заплатил деньги и получил право собственности на что-то. Он вправе делать с купленной вещью все, что угодно: эксплуатировать, продавать, закладывать и так далее.
А владелец — это тот, кто владеет каким-то предметом. Например, на основании доверенности или по договору лизинга. Разница понятна? Кончилась доверенность или нарушил условия лизингового договора, владелец отдает предмет своего вожделения собственнику.
Какие бывают формы лизинга? Что за вопрос! Финансовый и оперативный — скажет любой более-менее подкованный в вопросах лизинга индивидуум. А вот и не угадали. Статья 7 вам в помощь, где сказано, что основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
Если лизингополучатель заключает договор с резидентами РФ и сам является таковым, то лизинг — внутренний. Если мы заключаем договор с нерезидентом РФ, лизинг — международный. При международном лизинге растаможка техники — проблема лизингополучателя, но иногда он (лизинг) оказывается дешевле внутреннего.
Лизинг тягача иностранного производства, поставленного российским представительством фирмы, не есть международный лизинг. Достаточно вспомнить, как называется поставщик: «Мерседес-Бенц Автомобили Россия», «Ивеко-Руссия», «Скания-Русь» и т.д. Все эти организации зарегистрированы в России. Только если лизингодатель зарегистрирован за границей, лизинг будет международным: можно приобрести автомобиль в лизинг не в российском представительстве компании, а непосредственно у нее самой.
Есть еще и сублизинг — аналог субаренды. Но если мы передаем свою технику в сублизинг, надо на это получить согласие лизингодателя (статья 8). Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.
Надо иметь в виду, что если по каким-то причинам первоначальная сделка лизинга будет оспорена, без техники может остаться тот, кто берет ее в сублизинг. Так что, поосторожнее со всякими, даже не «серыми», а просто нестандартными схемами.
О том, что нас ждет в случае просрочки платежей, говорит статья 13. В случае не перечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа, их списание со счета лизингополучателя осуществляется…в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.
Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.
Не заплатили 3 раза подряд? Ждите неприятностей. Как минимум, средства будут списаны с вашего счета без вашего участия. Как максимум, вы должны будете за свой счет вернуть имущество. И хорошо, если это автомобиль. А если взяли в лизинг мини НПЗ? Демонтаж и перевозка оборудования — за ваш счет.
Следующие статьи очень важные:
1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.
2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.
3. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.
Лизингодатель в абсолютном большинстве случаев приобретает технику за счет банков, так как своих финансов на эти цели у него нет. Банки же — далеко не благотворительные организации. Мало того, что они «нагло» требуют какие-то проценты с лизинговой компании (кстати, именно поэтому лизинг не дешевле просто кредита), они еще смеют требовать залог! Какой такой залог, ведь речь идет о возрождении экономики страны! Нет, отвечают, залог — и все. А что может им предложить в залог лизинговая компания, кроме малоинтересных столов и стульев в арендованном офисе? Правильно, лизинговые автомобили!
В принципе, это не запрещено и не страшно при нормальном развитии событий. Лизинговая компания имеет право для обеспечения кредита на приобретение передаваемого в лизинг имущества (и только для этого) передать в залог банку лизинговую технику. Об этом лизингополучатель обязательно ставится в известность. Но в большинстве договоров написано, что лизингодатель может произвести отчуждение техники, лишь известив лизингополучателя. То есть, передать их в залог банку он может уже в ходе осуществления договора лизинга. Закон на его стороне.
Зачем нам это надо знать? Затем, что если лизинговая компания «внезапно» разорится (а разоряются они внезапно только для клиентов), то, соответственно, не сможет платить кредит за машины банку. Банк потребует их обратно, чтобы реализовать на аукционе. Да пожалуйста! В этом случае новый собственник уже почти вашего автомобиля получит вместе с ним договор лизинга и автоматически станет лизингодателем, обязанным исправно принимать платежи (см. пункт 3 выше) и передать вам, в конце концов, машину в собственность. Но здесь надо учитывать то, что и противоположная банковская сторона обладает грамотными юристами, которые будут искать любую неточность в договоре, любую щель в законе, а возможно, и откровенно подтасовывать факты для того, чтобы оставить вас без машины и без денег.
Лизинговые платежи
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона. Размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В последнем предложении описывается одно из главных преимуществ лизинговой схемы приобретения средств производства — уменьшение налогов. Популярно говоря, если лизинговые платежи у нас считаются расходами, связанными с производством, на их величину уменьшается прибыль. Меньше прибыль — меньше налоги. Тех, кто взял в лизинг машину, чтобы ездить, а не зарабатывать деньги, это не касается. Поэтому лизинг не очень популярен среди физических лиц.
Стоит обратить внимание и на то, что платежи начинаются с момента использования лизингополучателем предмета лизинга. Здесь, конечно, открывается широкое поле для толкований: например, должны ли вы платить, если по каким-то, не зависящим от вас причинам не можете поставить машину на учет? Рано радоваться. Во-первых, этот пункт касается только начала платежей и к вопросу о том, можно ли не платить за «полностью погибший в результате ДТП» предмет лизинга — отношения не имеет. Во-вторых, составители договоров в лизинговых компаниях в акте приемки-передачи пишут, что предмет лизинга передан вам во владение и пользование и, подписав его, вы соглашаетесь с тем, что начали использовать свой автомобиль.
А в-третьих, в договорах лизинга, которые предлагается подписать лизингополучателю, можно встретить пункт о том, что лизинговые платежи должны перечисляться независимо от фактического использования предмета лизинга. Тот пункт, что платежи должны перечисляться только после начала использования — остается за скобками договора.
Здесь закон на стороне лизингодателя. Но мы должны знать, что Закон допускает и другую, более выгодную для лизингополучателя формулировку в пункте 3 статьи 28 — «…если иное не предусмотрено договором лизинга».
А что, если лизингодатель захотел изменить размер платежей? Время-то сейчас нелегкое, кушать хочется и ему. Может он это сделать? На этот вопрос отвечает пункт 2 статьи 28. Да, может. По соглашению сторон. Изменения могут происходить не чаще, чем раз в три месяца. Так же, кстати, и лизингодатель может пойти вам навстречу, и уменьшить размер платежей, если вы согласны. Так говорит закон. Например, ваш бизнес перестал приносить планируемый доход — кризис, как-никак, но какие-то крохи еще дает. Лизингодатель может, конечно, в случае невыплат более 2 платежей списать деньги со счета, а если денег никаких нет, дело пахнет изъятием предмета лизинга.
Но так ли уж нужно ему этот предмет лизинга изымать? Если лизингодатель, к примеру, компания, созданная автопроизводителем, зачем ей обратно свой грузовик? Кому она его продаст? Куда его ставить на хранение? Все площадки и так забиты нереализованной техникой. Одни расходы и головная боль!
Между тем, вы хоть небольшие платежи — но производите, ТО (согласно условиям большинства договоров) на фирменном сервисе — делаете, расходники — покупаете. Хоть небольшой навар с вас — но идет. Так зачем изымать автомобиль? Не лучше ли договориться об уменьшении платежей, благо Закон это позволяет?
Однако лизингодатели, как правило, в договорах четко прописывают ситуации, когда можно изменить размер платежей, и никакой благотворительности и поблажек в них не предусмотрено. Более того, если лизингодателю захотелось увеличить размер платежей, в договорах можно встретить упоминание о том, что лизингоплучатель обязан в течение трех (или скольких) дней, после «хотения» заключить это самое соглашение сторон, согласившись на предложенные им изменения. Иначе — расторжение договора.
У всех лизингополучателей праведное недовольство вызывает необходимость страховать КАСКО чужой, по сути, машины. Почему я обязан страховать чужую собственность, да еще в навязанной мне компании? Ответит нам на это статья 21 — «страхование предмета лизинга и предпринимательских (финансовых) рисков» — где прямо сказано, что:
1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения... Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.
3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.
Итак, обязан ли лизингополучатель страховать машину? Нет, не обязан, если это не предусмотрено договором. Почему владелец выступает страхователем машины собственника, а выгодоприобретателем также является собственник? (Страхователь — это кто страхует, выгодоприобретатель — это тот, кто получает денежки в случае наступления страхового случая). Потому что это может быть предусмотрено договором лизинга. Внимательно прочитаем еще раз статью 29, пункт 1, последние его предложения: «…стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга».
Там что-нибудь написано про то, что страховщика (страховую компанию) определяет договор лизинга? Ничего! Договор лизинга может определять только саму необходимость страхования того, кто платит взносы по КАСКО и того, кому идут денежки в случае повреждения или утраты предмета лизинга. Выбор страховой компании — дело того, кто является страхователем. Но и здесь капиталисты-кровососы из лизинговых компаний нашли выход. Они предлагают заключить дополнительное соглашение, в котором все и указано. И если вас толкают в ненужную вам, но нужную лизинговой компании страховую, с точки зрения Федеральной антимонопольной службы это называется «тайные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию».
Полезно знать такие вещи, не правда ли? Помимо ФЗ 164 «О финансовой аренде (лизинге)» у нас в стране действует еще Гражданский кодекс, да и основные положения закона о несостоятельности (банкротстве) на случай банкротства лизингодателя нам неплохо бы знать. И эта статья — не панацея от всех проблем, могущих возникнуть в процессе выполнения договора лизинга. Это, скорее, призыв иногда почитать законы и сравнить то, что в них написано, с теми договорами, которые предлагается вам подписать.