Berliet: рождённый удивить

Франция была еще одной из величайших колониальных держав, когда руководство страны решило максимально интегрировать территорию Алжирской Сахары под свой протекторат. Геологи определили новые залежи нефти намного ниже горячей поверхности пустыни, что требует новых технологий для ее разработки и, соответственно, новой логистики по доставке современного оборудования и всего необходимого.
К концу 1950-х годов это был логистический кошмар, потому что не было ни одной мобильной машины, которая могла бы доставить тяжелый груз к скважине. Французское правительство поручило специалистам Berliet разработать автомобиль, который будет выполнять эту работу.
Таким образом, проект T100 был запущен, и Berliet, как ведущий производитель грузовых автомобилей премиум-класса, быстро нашел решение. Французский производитель автомобилей отправил группу инженеров в Алжир для изучения географических условий, и делегация могла вернуться домой с окончательной идеей создания необходимого автомобиля. Исследователи выполнили задачу, и после недели дикой жары в пустыне обнаружили, что грузовик должен был быть намного больше, чем любая ранее сделанная модель марки. Он таким и стал — самым большим грузовиком!
Работы по разработке начались в январе 1957 года и с довольно необычного поступка — покупки самых больших шин Michelin. Дизайнеры разработали дизайн грузовика и построили первый Berliet T100 в октябре того же года — после всего лишь девяти месяцев разработки.
Использование ряда существующих компонентов и технологий от внешних поставщиков помогло ускорить процесс. Французы, между прочим, установили на грузовик готовую силовую установку — они выбрали 29,6-литровый V12 Cummins мощностью 600 л.с. Большой двигатель передавал свою мощность на шесть колес через полуавтоматическую коробку передач Clark с четырьмя передними и четырьмя задними передачами. Максимальная скорость пустынного крейсера составляла около 34 км/ч.
Длина грузовика составила 13,5 м, высота — 5 м, ширина — 4,4 м, полная масса — 111 т. В 12-цилиндровый дизель топливо поступало из пары 946-литровых топливных баков. Пикантным моментом являлось то, что в дополнение к Cummins машина оснащалась двигателем Panhard Dyna, который приводил в действие только насос гидроусилителя руля. Таким образом, стало возможным передвигать колоссальный грузовик на сцепке без запуска основного агрегата. Кроме того, машина прошла серию исчерпывающих испытаний, чтобы убедиться, что детали были устойчивы к суровому климату в Сахаре.
В ходе дальнейших испытаний инженеры предпочли увеличить мощность мотора V12 до 700 л.с., а второй грузовик T100 получил более мощный двигатель на стапеле. Первые два T100 были отправлены в Африку, а третий представлял собой 10-колесный самосвал, заказанный французским правительством для использования в шахте. Четвертый образец был отправлен в США в качестве демонстрационного прототипа.
Сотрудничество с американцами могло быть многообещающим для Berliet, но производство застряло всего на четырех экземплярах. В то время никто не ожидал, что президент Шарль де Голль предоставит Алжиру политическую независимость в 1962 году, что сделает практически невозможной добычу французской нефти в этом районе. Франция логически ограничила свои сахарские амбиции, и шансы на производство еще нескольких T100 испарились.
Первый сделанный экземпляр работал несколько десятилетий: сейчас он стоит на приколе где-то в пустыни и нуждается в полной реконструкции. Вторая модель вернулась домой в 1981 году и была восстановлена, чтобы сохраниться как музейный экспонат. Третий гигант покинул месторождение в 1964 году, некоторое время помогал в строительстве шоссе, а затем был ликвидирован. Четвертый Т100 постигла та же участь и он оказался в утиле. Сегодня гигантский грузовик — просто воспоминание о лучших временах в истории колониальной сверхдержавы.