• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

05.12.2014
Автор: Дмитрий Жигульский

Юбилей основоположника

В прошлом году знаменитая марка Setra, сегодня принадлежащая компании EvoBus GmbH, праздновала юбилей. Юбиляру — автобусу Setra S6 — исполнилось 60 лет. По этому случаю владельцы бренда пригласили журналистов в Германию, где показали «юбиляра», рассказали о нем и дали прокатиться.
Юбилей основоположника
Автобусы

Setra S6 — первый в Европе автобус клубного класса. Нет, это не те клубы: футбольные, хоккейные или еще какие-либо. Во всем мире издавна существуют клубы «по интересам» — это когда некая компания людей объединяется вокруг общего увлечения. Как следствие — совместные посиделки, иногда с выездами. Вот такие увлеченные чем-либо люди и нуждаются в автобусах, больших чем микроавтобус, но меньших, чем междугородний и с хорошим комфортом. К сожалению, членов клубов филателистов в СССР если и возили, то за казенный счет, и в городских автобусах. Очевидно, что клубных автобусов значительно меньше, чем больших и коммерчески нацеленных машин. Клубный — имя нарицательное. Такие маленькие машины на 20-25 мест используют для обслуживания не только «филателистов», но и небольших делегаций, групп туристов, для корпоративных выездов: машина компактная, много места на парковке не занимает, маневренная. Такие группы могут обслуживать и микроавтобусы большой вместимости, но те не могут похвастаться уровнем комфорта, который есть в клубных автобусах: гардероб, кухня, туалет. По желанию, в клубную машину могут установить хоть трапезную, хоть джакузи. Так вот, родоначальником именно такого класса автобусов и стал Setra S6.

Первая модель серии 100 1967 г.jpg

Первая модель серии 100 1967 г

S-серия появилась в 1951 г., а ее родоначальником стал автобус S8. Первая модель Type S8 из серии автобусов, включающей модели S6, S7, S8, S9, S10, S11, S12, S14, S15 была представлена на выставке Internationale Automobil-Ausstellung в апреле 1951 года. Число в названии указывало на количество рядов пассажирских кресел в салоне. Кроме внедрения конструкции несущего кузова, используемой сейчас в большинстве современных автобусов, также было применено необычное для того времени расположение двигателя за задней осью. Это нововведение инженеров Kässbohrer-Setra через некоторое время стало массовым в автобусостроении, упростив процесс производства и создав новый облик объединенного с отсеком водителя пассажирского салона с полом одного уровня. Также, свободное пространство под полом было предоставлено для размещения багажа. Все модели S-серии имели панорамное остекление. Решение с панорамным остеклением крыши делало салон светлее и давало возможность пассажирам более полно наслаждаться прекрасными видами.

Setra 511 HD.jpg

Setra 511 HD

Название «Setra» происходит от немецкого «Selbsttragend» (самоподдержка). Такое название делало акцент на разработанной и использовавшейся компанией «Kässbohrer» новой технологии производства автобусов Setra с несущим кузовом в противовес конкурентам, использовавшим в 50-е годы прошлого века компонентный тип производства кузовов: отдельно — рама и отдельно — корпус, зачастую изготавливающиеся на разных заводах. При этом, название Setra заменило оригинальное немецкое название — «Kässbohrer», которое очевидно было труднопроизносимым для не говорящих по-немецки людей.

Слева на приборной панели ключ зажигания и ряды кнопок задействованных в движении автобуса.jpg

Слева на приборной панели ключ зажигания и ряды кнопок задействованных в движении автобуса

Чем меньше автобус, тем сложнее технические решения. Поэтому Setra S6 по праву называют жемчужиной тогдашней инженерной мысли. Посудите сами, для автобуса такого класса впервые применили дизельный двигатель, который специально был разработан для этой машины фирмой Henschel — 4-цилиндровый 517D4K. Почему специально? Да потому что на тот момент не было не только таких автобусов, но и агрегатной базы к ним. К машине многое что разрабатывалось с нуля. Ввиду ограниченного пространства и размеров трансмиссию скомпоновали в виде блока двигатель—5-ступенчатая коробка передач—мост. Сами полуоси ведущего моста — открытого типа в виде поперечных карданных валов. Мотор мощностью 86 л.с. расположили продольно. Через несколько лет после выхода серии S6 мощность двигателя довели до 100 л.с.

Справа - монитор и управление климатом музыкой освещением салона.jpg

Справа - монитор и управление климатом музыкой освещением салона

В полностью независимой подвеске применили каучуковые торсионы в двойных поперечных рычагах и гидравлические амортизаторы, что было нестандартным и прогрессивным решением, так как на тот момент повсеместно применялись рессоры. Это повысило устойчивость и плавность машины.

Управление роботизированной КП.jpg

Управление роботизированной КП

Какой юбилей без именинника! Поэтому организаторы нашли (что в Германии совсем не сложно) прекрасно сохранившийся (явно не обошлось без реставрации) экземпляр Setra S6. Не только привезли, но и дали журналистам на нем покататься. Сие не обошло стороной и вашего покорного слугу. Если честно, то меня автобус просто очаровал своим дизайном и гармонией: стекло до неба, объем, пространство и свет. Очень много света и ощущение, что над головой космос, а не крыша машины. Если у «железок» есть харизма, то это самый харизматичный автобус. Когда пришла моя очередь сесть в водительское кресло, то подрулевой переключатель передач сразу напомнил о моей первой машине — ГАЗ-21. Правда, на легковом автомобиле всего 3 передачи вперед, а в автобусе — 5, но все как в юности: к «баранке» и вперед, на себя и т. д. Конечно, управляемость не идеальная по современным меркам, такой люфт рулевого колеса — норма в те года, торсионы — не пневмоподушки, динамика — не для автобанов. Но все равно кайф от вождения, все равно эмоции, адреналин и восторг! Всего до 1964 г. было построено 1172 автобуса S6.

3.jpg

В 1965 г. немцы представили новое поколение клубных автобусов — Setra S7. Дизайн отличался от «шестерки» очень существенно — угловатые линии диктовали моду. Следом за «семеркой» в 1968 г. появился S80, который представлял из себя модернизацию предыдущей модели. Усовершенствование способствовало увеличению количества мест — теперь их стало 34. Интересно то, что количество продаж клубных автобусов оставалось на одном уровне: за 9 лет — с 1968 по 1977 — было продано 1246 единиц S80. В мае 1979 г. был представлен новый клубный автобус — S208Н. В этой машине, единственной из всего модельного ряда «двухсоток», отсутствовали пневмоподвеска и ретардер. В этом автобусе стали устанавливать туалет и кондиционер. Модель S210 HD, пришедшая на смену, стала первой полутораэтажной машиной среди компактных автобусов и первой моделью с обычным задним приводом, положив конец эпохе специальных приводов автобусов S6, S80 и S208. В модели S309 HD конструкторы вновь вернулись к специальному приводу с дифференциальной трансмиссией. В S411 HD ввиду грядущих нормативов Евро-3 V-образный 6-цилиндровый мотор установили вертикально. Ширина автобуса и различное оборудование делали его полноценным туристическим автобусом.

5.jpg

«Пятисотая» серия появилась в 2012 году, самая компактная модель — S511 HD. Современный клубный Setra ComfortClass S 511 HD — самая компактная модель 11-й серии длиной 10 465 мм. Модель также может иметь исполнение с входом в хвостовой части. В 3-звездочной комплектации автобус вмещает 41 пассажира, в 5-звездочной версии — 32. Диаметр поворота — около 17,5 метров. В движение машина приводится 11-литровым турбированным, с ассиметричным впускным каналом, двигателем ОМ 470 мощностью 394 л.с. В базовой комплектации установлена механическая КП с тросовым приводом, как опция — 8-ступенчатый роботизированный автомат GO 250-8 PowerShift.

Холодильник рядом с местом гида.jpg

Холодильник рядом с местом гида

модель: Setra S6

год выпуска оригинала: 1955

длина: 6,70 м

ширина: 2,25 м

высота: 2,62 м

мощность двигателя: 85 л.с.

число мест: 21-25

вес: 5850 кг

7.1.jpg

7.jpg

S6 остается самым маленьким автобусом Setra. За свои ходовые качества и маневренность, сравнимые с легковым автомобилем, Сетра S6 полюбился многим. Всего было выпущено 1170 таких машин, и их до сих пор еще можно встретить на дорогах.

511-й - достаточно маневренный автобус.jpg

511-й - достаточно маневренный автобус

Setra 515 MD.jpg

Setra 515 MD

Как вариант компоновки салона.jpg

Как вариант компоновки салона

Автоматическая КП GO 250-8.jpg

Автоматическая КП GO 250-8 11.1 .jpg

Ретардер Voith SWR.jpg

Ретардер Voith SWR

Setra 519 HD.jpg

Setra 519 HD

Setra 511 HD на переднем плане выше 516 MD что в середине на 210 мм.jpg

Setra 511 HD на переднем плане выше 516 MD что в середине на 210 мм

Продувка в аэродинамической трубе.jpg

Продувка в аэродинамической трубе

Каркас.jpg

Каркас

Скучными линии кузова точно не назовешь.jpg

Скучными линии кузова точно не назовешь

24.jpg
в конце.jpg



Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

«МАЗ-МАН»: ничего немецкого
«МАЗ-МАН»: ничего немецкого
«МАЗ-МАН»: ничего немецкого
Последнее слово о водороде – «Tevva»
Последнее слово о водороде – «Tevva»
Последнее слово о водороде – «Tevva»
Д

Другие статьи на тему

Электробус, который не боится зимы
Электробус, который не боится зимы
Автобусы
Электробус, который не боится зимы
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Автобусы
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
Автобусы
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: