• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

03.08.2014
Автор: Влас МЫСЬКО

КАМАЗ ПОКАТИЛСЯ ПОД ГОРУ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ

Серьезное падение производства наблюдается по итогам 5 месяцев года на КамАЗе — к 1 июня автогигант выпустил 16,5 тыс. грузовиков против 20 тыс. машин за аналогичный период прошлого года.
КАМАЗ ПОКАТИЛСЯ ПОД ГОРУ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ
Рынок

Такие данные предоставил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. То есть, общее снижение выпуска «КАМАЗов» за этот период составило 17,5%. Цифра впечатляющая, хотя это и несколько меньше общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата, приведенным аналитическим агентством «Автостат», составило 21,6% с выпуском 60,3 тыс. единиц техники. Конкретно в мае в России было выпущено 13,2 тыс. грузовиков — на 21,3% меньше, чем в прошлом году.

20-АТ-6-2.jpg

На КамАЗе спад объясняют изменением производственной программы в этом году. Афанасьев напомнил, что если год назад заводчане уходили в корпоративный отпуск на месяц в июле, то в этом году 2 недели простоя пришлись на январь. Именно поэтому, по его словам, с января по май было собрано на 3,5 тыс. грузовиков меньше, чем за тот же период 2013 года. Общегодовые планы по выпуску и реализации продукции у автогиганта остались прежними, о чем руководство завода неоднократно заявляло. За 2013 год КамАЗ выпустил 46,2 тыс. машкомплектов и продал 42,8 тыс. автомобилей.

21-АТ-6-1.jpg

«У нас идет «отставание» на 3,5 тысячи грузовиков, которые мы не произвели в январе, — заявил Афанасьев. — Нам все время считают это как падение производства, но на самом деле таков наш бизнес-план на 2014 год, сверстанный из расчета на минимизацию складских запасов. И мы идем в соответствии со своим бизнес-планом, «отставание» от показателей прошлого года в него сознательно заложено на период до июльского корпоративного отпуска, который будет вдвое меньше прошлогоднего».

22-АТ-6-1.jpg

Однако даже принимая во внимание смещение половины корпоративного отпуска на первое полугодие, спад производства налицо. Согласно прошлогодним цифрам, когда за 5 месяцев было выпущено 20 тыс. грузовиков, получается, что январский отпуск «съел» у КамАЗа 2 тыс. готовых машкомплектов, разница же составляет 3,5 тыс. грузовиков. Так что с учетом предложенной КамАЗом арифметики объективное падение все равно составляет не менее 7,5.

22-АТ-6-2.jpg

«Здесь ничего особо нового, мне кажется, придумать невозможно, — прокомментировал статистику начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. — Чтобы увеличить темп сборки, на АвтоВАЗе, например, вводят дополнительные смены, работают по выходным и так далее. Думаю, на КамАЗе делается так же. То есть, нужна дополнительная рабочая сила, чтобы произвести больше автомобилей. И тут мы понимаем, что этих людей резко не наберешь, чтобы выпустить в июле в два раза больше автомобилей, а в августе уже уволить».

23-АТ-6-1.jpg

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

На КамАЗе, по словам Афанасьева, вообще «осторожно относятся» к статистике «Автостата». «Статистика агентства, конечно, правильная, но она не отражает рынок, на котором работаем конкретно мы — сегмент тяжелых грузовиков, — пояснил Афанасьев. — Для «Автостата» грузовики — это все, что тяжелее 5 тонн. А мы почти не работаем в сегменте до 14 тонн, выпускаем только «КАМАЗ-4308», но его доля ничтожно мала. Мы и считаем сами себя конкретно в сегменте тяжелых грузовиков, поэтому и получается, что, по их статистике, у нас даже доля рынка совсем не такая, как по нашей внутренней».

23-АТ-6-2.jpg

По расчетам камазовских аналитиков, рынок по сравнению с прошлым годом вовсе не изменился — выпуск в интересующем автогигант сегменте составляет по-прежнему 31 тыс. грузовиков. Более того, маркетологи КамАЗа констатируют активное восстановление сегмента магистральных тягачей, в который челнинские машиностроители вошли в конце прошлого года со своим новым продуктом.

В этом году КамАЗ планирует выпустить 1,8 тыс. магистральных тягачей, из которых, как навскидку припомнил Афанасьев, уже собрано что-то около 600 единиц.

Добавим, что по данным пресс-службы КамАЗа, снизился не только выпуск, но и продажи челнинских грузовиков — на 8% по сравнению с прошлым годом — до 13 тыс. единиц. 3,5 тыс. машин составил на данный момент складской запас, от которого автогигант пытается избавиться путем переноса половины отпуска на январь. Любопытно, что по данным «Автостата», в продажах КамАЗ вовсе не просел.

24-АТ-6-1.jpg

«Что касается продаж, то по итогам 5 месяцев у КамАЗа ситуация хорошая. Они продали 12,1 тысячи грузовиков, это без учета поставок в минобороны, МВД и другие госструктуры, — рассказал Топтун. — А в прошлом году у них к этому времени было продано 12,5 тысяч автомобилей. Учитывая ситуацию на рынке в целом, это очень хорошо! Правда, если смотреть отдельно только май, то он у них получился хуже, чем май 2013 года — 2080 автомобилей против 2400 годом ранее. Но повторюсь, в целом КамАЗ чувствует себя лучше рынка».

При этом аналитики «Автостата» не соглашаются и с камазовской оценкой общего климата в сегменте тяжелых грузовиков. По данным агентства, продажи падают и у других производителей: из большой европейской семерки только Scania за 5 месяцев показала результат лучше прошлогоднего — 2610 грузовиков против 2550. У всех остальных реализация снизилась, в том числе у МАЗа — на 20%. Однако все это КамАЗу только на руку.

25-АТ-6-2.jpg

В ЭКОНОМИКЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ДЕНЕГ

Чем объясняется спад продаж? Вероятно, колебанием валютного курса — выгоднее становится покупать «КАМАЗы», чем иномарки. Возможно, Scania продемонстрировала рост благодаря какому-то крупному контракту, но точно сказать сейчас сложно. Просто дело в том, что в последние годы MAN, например, рос, в том числе благодаря большому контракту с торговой сетью «Магнит». В этом году у них поставки гораздо скромнее — видимо, «Магнит» сформировал свой парк техники.

Руководство КамАЗа сегодня интересует господдержка в части инфраструктуры для автомобилей на газомоторном топливе. На данный момент газомоторную технику готовы обслуживать 24 сервисных центра. Продав за 2013 год 600 газомоторных автомобилей и поставив в план на 2014 год 1400 единиц, КамАЗ ждет от правительства страны помощи в стимулировании спроса: в создании сети АГНКС и подготовке инфраструктуры транспортных предприятий. На уровне федерации, по словам Когогина, бюджет Госдумой уже скорректирован, и сумма на субсидии по приобретению газомоторной техники в него внесена. Когогин сумму не назвал, только охарактеризовал — «очень существенные деньги».

25-АТ-6-3.jpg

Прогнозы же рынка от аналитиков «Автостата» совсем грустные: в агентстве указывают на нерадужные перспективы экономического развития, которые рисует правительство страны, и добавляют, что независимые игроки настроены еще менее оптимистично.

«Прямая связь между состоянием экономики и продажами грузовиков прослеживается отчетливо, — говорит Топтун. — А экономику нашей страны ничего хорошего не ожидает, в этом году уж точно. Только на следующий год может наметиться некий рост, да и то не факт. Поэтому автомобильному рынку в ближайшее время тоже ничего позитивного ожидать не приходится».

Без КамАЗа России в любом случае не обойтись — и оборонный заказ, и всякие псевдонародные гигантские стройки в последнее время не обходятся без него. Государство уже 5-7 лет как пришло к выводу: что бы ни случилось, автогигант надо сохранять хотя бы для готовности к мобилизационному стилю экономики.

Отношения КамАЗа и государства хорошо просматриваются на фоне сочинской Олимпиады и казанской Универсиады. Завод надеется на заказы по финансированию скоростной магистрали Казань—Москва, строительству моста через Керченский пролив в Крым, финансированию газопровода в Китай — здесь перспективы КамАЗа очень большие.

Ситуация напоминает время перед кризисом 2008-2009 годов. Ажиотажа на технику сейчас нет. От больших предприятий — тех, кто заказывал крупные партии техники — в настоящее время больших заказов нет. Мегастройки в стране кончились. Сейчас вообще наблюдается ситуация, когда какие-то мелкие компании и индивидуальные предприниматели покупают технику чаще и больше, чем крупные корпоративные заказчики. У крупных заказчиков финансирование нестабильное, а у частника деньги пока есть, и он обновляет свою технику потихоньку.

ЭКСПОРТНАЯ НАДЕЖДА

В дальнем зарубежье тактической целью пока остается Индия. Полный переход под контроль КамАЗа бывшего индийского СП «Камаз Вектра Моторз Лимитед» в компании называют началом нового этапа присутствия автогиганта на рынке страны. Сейчас в Индии завершаются испытания двух новых моделей, созданных в НТЦ камазовской «дочки» на берегах Ганга — они адаптированы к местному рынку и локализованы на 80%. В течение полутора лет КамАЗ планирует создать еще три-четыре новые модели. Через индийское СП КамАЗ нацелился на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Африки. Кстати, в прошлом году на сборочном заводе компании «МЕТЕК» в Эфиопии были собраны первые 100 «КАМАЗов».

В настоящее время руководство корпорации рассматривает создание сборочного производства совместно с компанией «Техника Ина» в Индонезии, пытаясь таким образом обойти большие ввозные пошлины в страну. В Латинской Америке КамАЗ тоже хочет открыть производства и рассматривает несколько вариантов. Наиболее вероятный из них — СП с компанией JC International 2004, партером КамАЗа в Венесуэле, уже собиравшим автобусы на челнинском шасси. В отдаленной перспективе рассматриваются рынки Бразилии, Аргентины и Колумбии.

Реинжиниринг автопроизводства КамАЗ позиционирует как крупнейший в своей истории. Через этот проект корпорация намерена выпускать в будущем широкий модельный ряд грузовиков в объеме 80 тыс. в год. Проектированием и логистикой в рамках реинжиниринга займется французская компания Fives, технологическую поддержку оказывает Daimler, в создании производства двигателей помогает Liebherr. Инвестиции в этот проект ожидаются на уровне 67,4 млрд рублей, но внутренняя аналитика допускает их рост в зависимости от поведения национальной валюты. Деньги КамАЗ вкладывает свои, кредитные и от облигаций, под которые надеется получить гарантии государства. Срок реализации — 2020 год.

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

«Групп ГАЗ»: все упало, но работаем как прежде
«Групп ГАЗ»: все упало, но работаем как прежде
«Групп ГАЗ»: все упало, но работаем как прежде
Д

Другие статьи на тему

Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
Рынок
Тарифы снижаются, цены расту: парадокс российских перевозок
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
Рынок
«Цены будут расти независимо от курса»: что ждет рынок автозапчастей
Автоперевозки: куда податься
Автоперевозки: куда податься
Рынок
Автоперевозки: куда податься
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: