МЫ МОЖЕМ МНОГОЕ
ЗАЧЕМ ОНО НАДО?
Такой вопрос возникает у каждого, кто впервые видит установленный на четырехосном шасси «MAN-TGS» с бортовой платформой могучий, но, в то же время, занимающий много места кран-манипулятор «EFFER». Зачем же нужна такая многофункциональная машина? Ведь хорошо известно, что универсальная машина не может полноценно заменять специализированную технику. Возьмем, к примеру, автомобиль Винтика-Шпунтика, который мог ездить по дорогам, преодолевать препятствия, пилить дрова и снабжать пассажиров газированной водой. Вроде хорошая машина, но трелевщик из него никакой, скорость и управляемость — тоже не на уровне требований даже жителей Цветочного Города, а запаса газированной воды не хватит и на час торговли. Так, на первый взгляд, обстоят дела и с этим манипулятором. Но это на первый взгляд, потому что прежде чем дать оценку, необходимо рассмотреть все функции крана в отдельности.
С этим вопросом я обратился к генеральному директору завода коммерческого транспорта «РусКомтранс» Елисееву А.В.
«Сейчас в России, в основном, изготавливаются и автомобили и спецтехника, способные выполнять какое-либо одно действие. Мы же предлагаем многофункциональный автомобиль, на который есть высокий спрос пока только за рубежом. В нашей стране это еще редкость в большей степени потому, что потребитель не представляет в полной мере функциональность тяжелых кранов-манипуляторов. Представленный нами кран-манипулятор способен выполнить целый комплекс строительных, монтажных и транспортных работ, а это, как показывает практика, в современных экономических условиях крайне актуально, т.к. владелец данной машины может предложить более широкий спектр своих услуг, нежели имея в арсенале один манипулятор или одну вышку» — ввел меня в курс дела Антон Валерьевич.
— Как может использоваться данный кран-манипулятор?
— Например, для подъема и перевозки крупногабаритного и тяжелого строительного оборудования. С помощью нашего манипулятора можно поднять груз весом 16 тонн на расстоянии 5 метров и около 3 тонн на расстоянии 20 метров. С помощью гуська можно извлечь или доставить груз в те места, доступ к которым затруднен — внутри строящихся зданий или в котлованах. Это очень удобно и выгодно — не нужен автокран, крановщик, мало времени тратится на развертывание машины из транспортного состояния в рабочее.
Манипулятор на четырехосном шасси — далеко не первый. Предыдущая аналогичная машина работает в компании, обеспечивающей строительные объекты электроэнергией. Разброс точек большой, объектов много. А когда надо обслуживать много адресов в день, пониженная, по сравнению с обычными автомобилями, скорость автокрана; повышенное, по сравнению с манипулятором, время на развертывание-свертывание начинают сказываться.
Снабженный люлькой грузоподъемностью 300 кг, такой манипулятор — это очень удобный инструмент для отделочных, монтажных и ремонтных работ. С его помощью можно подняться на высоту до 39 метров, широко использовать возможность горизонтального перемещения в 32 метра, подбираться к разным нишам, нижней части пролетного строения мостов.
— Но ведь перевозка строительного оборудования и отделочные работы — очень узкие задачи. Велик ли спрос?
— Это лишь часть примеров использования машины. Возьмем такие работы, как монтаж-демонтаж оборудования в существующих зданиях. Если мы используем автокран, на какие только ухищрения не приходится идти! Допустим, надо вытащить станок со второго-третьего этажа. Для начала надо этот станок как-то пододвинуть к окну (та еще эпопея), оборудовать специальную площадку для приема грузов (подача груза в оконные проемы, не оборудованные приемными площадками, запрещена правилами безопасности — прим. автора). Дальше стропальщики, работая на высоте, цепляют груз, автокран опускает его на землю. Здесь все гораздо проще. Благодаря тому, что стрела манипулятора имеет многочисленные сочленения, я могу поднять ее до нужного этажа, раздвинуть на необходимую длину внутрь здания, а там в удобной и безопасной обстановке стропальщики зацепят груз. Это намного быстрее. А если мы не забыли о том, что наш автомобиль еще и грузовик, то получается просто красота. Конечно, на полном вылете грузоподъемность сильно уменьшается, но для описанных выше работ ее более чем достаточно. Кстати, для любителей кранов в машине есть специальная опция — лебедка, и манипулятор может работать как полноценный автокран.
Автокран — это здорово. Когда груз подвешен на длинном тросе, всегда есть возможность поправить его при установке на место. Получается, что эта машина уже «четыре в одном» — кран, манипулятор, вышка и грузовик на одном шасси.
Эта машина однозначно не застоится на площадке. Клиенты умеют считать деньги и приобретают подобную технику.
ТИГР УСТРОЕН ИЗ…
Если попытаться рассказать о машине подобно дрессировщику из фильма «Полосатый рейс», все получится просто: берется подходящее шасси, за кабиной устанавливается кран-манипулятор, на оставшемся месте монтируется кузов — и в путь!
Если бы все было так примитивно, подобные машины выпускались бы серийно и десятками стояли бы на площадках готовой продукции. Но все не так просто. Процесс создания подобных спецавтомобилей — творческий.
Как известно, производители шасси в большинстве своем надстройками не занимаются, но это не значит, что купив кабину с рамой, установщики специального оборудования могут делать с ней все, что угодно. Весь процесс конструирования и производства, выбор технологии работ и применяемых материалов идет под строгим контролем производителя шасси, который, конечно же, продолжает в этом случае нести ответственность за свою продукцию и после переоборудования. Безопасность же подъемно-транспортных машин — это область работы Ростехнадзора, который, во-первых, допускает или не допускает установку иностранного, да и отечественного оборудования к использованию, выдвигает свои требования к процессу конструирования и производства. То есть, конструкторы должны суметь выполнить и требования производителя шасси, и Ростехнадзора.
Но главные проблемы при конструировании подобной техники — обеспечение прочности и грузовой устойчивости. Стандартное автомобильное шасси не рассчитано на такие нагрузки и моменты, которые возникают при работе крановой установки. В первую очередь это касается ходовой части. Во избежание ее перегрузки, повреждения и, как правило, опрокидывания крана необходимо устанавливать выносные опоры-аутригеры. Часть нагрузки переносится на них, и проблема перегруза ходовой части становится неактуальной.
Но при установке выносных опор надо иметь в виду, что момент, возникающий на них от работы крана, неизбежно передается раме автомобиля. Поэтому просто так приделать их в любом месте не получится. Рама может или сломаться, или пойти «винтом». Чтобы этого не произошло, ее обычно усиливают. На данном автомобиле рама в месте установки манипулятора и аутригеров усилена накладками. Кроме того, сверху рамы находится, изготовленный из листов толщиной 10 мм, короб. Задняя пара аутригеров также установлена на специальной балке коробчатого сечения, усиливающей раму. Все эти усовершенствования не лишают возможности проводить техническое обслуживание автомобиля, поскольку доступ к мостам, узлам подвески, карданным валам снизу по-прежнему свободный. Кстати, карданов здесь прибавилось. Гидронасос манипулятора настолько мощный, что закреплять его на коробке отбора мощности конструкторы посчитали нецелесообразным. Он установлен на специальных опорах и приводится в действие карданом, идущим от КОМа. Насос поршневой, с наклонным диском. Угол наклона регулируется в зависимости от потребности манипулятора и управляется распределителем КМУ гидравлическим способом. Он один снабжает маслом и манипулятор, и гидромотор крановой лебедки, и выносные опоры.
Золотники, управляющие потоками масла, открываются-закрываются не от рычагов, механически связанных с ними, а под действием электрических катушек. Электрическая система управляется также не напрямую, а от процессора установки. Получив сигнал с выносного радиопульта о том, что оператор желает повернуть или поднять стрелу с определенной скоростью, процессор решит, можно ли это делать с учетом возможностей перегруза или опрокидывания. Также имеются запреты на совмещение движений — при подключенной люльке одновременно разрешается только одно движение.
Радиопульт снабжен кнопкой аварийной остановки, а если в нем сядет аккумулятор (кстати, его возможно заряжать от напряжения в 24 вольта), его дублирует пульт, установленный на раме машины. Если оператор уронит пульт, также ничего страшного не произойдет. «Мозги» машины способны отличать осознанные управленческие движения рук оператора от резких непроизвольных нажатий на джойстике, характерных для падения.
Уделили внимание конструкторы и грузовой платформе. Поскольку установка манипулятора «съела» значительную часть длины шасси, для обеспечения требований заказчика по номенклатуре перевозимых грузов рама машины удлинена. Каждый раз оговаривается отдельно высота платформы с тем, чтобы машина с грузом не «вылезла» за 4 метра. Действительно, получилась хорошая и нужная техника. Так что, сразу после выставки в бой? Не сразу…
НЕМНОГО О БЕЗОПАСНОСТИ
Манипулятор — это не просто «грузовик с длинной рукой», как многие думают. Прежде всего, это «грузоподъемный кран-манипулятор», который попадает под действие Правил 10-257. Чтобы его эксплуатировать, необходимо иметь обученный и аттестованный персонал (операторов, стропальщиков, ремонтников), назначить лиц, ответственных за техническое исправное состояние, надзор и безопасное ведение работ. Перед пуском в работу, а затем и каждый год, кран-манипулятор должен быть подвергнут техническому освидетельствованию — полному или частичному, результаты которого следует заносить в его паспорт. В паспорт также следует вписывать сведения обо всех ремонтах, заменах деталей, а в случае проведения сварочных работ необходимо прикладывать сертификаты на применяемые материалы и копию удостоверения сварщика. Кран-манипулятор должен иметь исправные приборы безопасности и так далее. Кстати, паспорта должны иметься не только на сам кран, но и на все грузозахватные приспособления. Их также необходимо регулярно осматривать и испытывать.
Как видно, требования здесь на порядок выше, чем при работе с автомобилями. И каждый, задумывающийся о покупке такого агрегата, должен понимать, что обладание им — это не только большие возможности, но и ответственность, вплоть до уголовной, которая может наступить в случае нарушения Правил.
Но, с другой стороны, все эти требования действительны и для автокранов. И если в организации уже имеется служба надзора, есть лицо, ответственное за технически исправное состояние, ей не составит больших проблем иметь еще и манипулятор. А работа ему точно найдется.