• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

09.05.2012
Автор: Алексей Мошков

ТАХОГРАФ ВСЕМ ПОМОЖЕТ?

В свое время Министерство автомобильного транспорта, имея в своем подчинении массу автоколонн, не сумело их сохранить, оставив без работы многих водителей, а автокомбинаты были закрыты или распроданы. Не от хорошей жизни большинство работавших на АТП водителей, впутавшись в страшные долги, выкупили машины и стали работать самостоятельно. Теперь, когда они встали на ноги, преемник Минавтотранса в лице Министерства транспорта РФ всерьез считает, что имеет право командовать частными перевозчиками, издавая различные приказы. И в этом оно право!
ТАХОГРАФ ВСЕМ ПОМОЖЕТ?
Закон и человек

Конечно, сами по себе приказы и указания Минтранса никак не обязательны для выполнения водителями и автовладельцами, не имеющими к нему никакого отношения. Но Минтранс — государственный орган, и его указания обязательны для выполнения всеми участниками транспортного рынка, коими являются владельцы грузовых автомобилей. Обязательность выполнения этих указаний достигается путем внесения изменений и дополнений в порядок получения разрешений и лицензий, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях и Техрегламент.

49_AT-4-1.jpg

К чему это я? К проскочившему незаметно для большинства перевозчиков очередному изменению в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств», согласно которому: «Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха».

Из «Постановления Правительства РФ от 10.09.2010г. N 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» можно узнать что: «Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации с 23 января 2012 г.».

49_AT-4-2.jpg

В переводе с чиновничьего на человеческий язык это звучит примерно так: Если какой автобус (это М2 и М3) или грузовик (N2 и N3) с 23 января выедет перевозить грузы или пассажиров на платной основе с отсутствующим или неисправным тахографом, его владельцев ждет близкое знакомство со статьей 19.19 Кодекса РФ об Административных правонарушениях. Звучит она так хитро, что прочитав ее и не подумаешь, что каким-то боком эта статья может относиться к автомобильному транспорту:

Статья 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»

49_AT-4-3.jpg

Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, ...средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, ...не прошедших в установленном порядке поверку, ...либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей».

50_AT-4-1.jpg

Простым и приземленным языком это означает, что за работу автомобиля без тахографа или с использованием тахографа, не одобренного для применения на территории Российской федерации, а также не прошедшего поверку (тахограф, он же контрольное устройство, — тоже средство измерения) оштрафуют механика, подписавшего путевой лист. Штраф также наложат на фирму. Независимо от того, было ли транспортное средство оборудовано тахографом изначально или нет. Карательные органы в полной готовности! По рапортам полицейских — сотрудники ГАИ «…на 80 процентов обучены правилам работы с тахографами».

Не все так грустно. Во-первых, физических лиц в списке будущих штрафников пока нет. То есть, водителю за отсутствующий или неработающий тахограф не будет абсолютно ничего. До тех пор, пока не внесут соответствующие изменения в КоАП и Правила дорожного движения.

50_AT-4-2.jpg

Во вторых, все эти грозные постановления распространяются исключительно на «осуществляющих коммерческие перевозки». Нет точного определения что такое «коммерческая перевозка», но, согласно Гражданскому Кодексу, организация, осуществляющая коммерческую перевозку, должна заключить: «Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

50_AT-4-3.jpg

Если я вожу автобетоносмеситель, принадлежащий строительной компании; если у меня в кузове установлен принадлежащий той же компании компрессор или я просто осуществляю внутрихозяйственную перевозку оборудования с одного строительного объекта на другой при условии, что и груз и автомобиль принадлежат одному и тому же юридическому лицу, — никто ни с кем не заключает никаких договоров, никто никому не перечисляет плату за перевозку. Так же просто купив грузовик и катаясь на нем в свое удовольствие, не перевозя за плату никакие грузы, мне бояться нечего. При одном условии — все эти транспортные средства не должны быть изначально оснащены тахографами. То есть речь идет о достаточно старых машинах. И их еще много. И сдается, все эти «бурилки» на шасси «ЗиЛ-131», самосвалы «ЗиЛ-ММЗ», автовышки на базе «ГАЗ-53» и им подобные машины типа ремонтных летучек протянут еще не один десяток лет.

50_AT-4-4.jpg

В-третьих, слухи о том, что «никого не будут штрафовать еще пару месяцев», кажется, подтверждаются фактически. На данный момент я не имею сведений о том, что кого-то оштрафовали по этой статье.

В удивительном государстве мы живем! Одной рукой оно подписывает карательные постановления и в то же время потихоньку шепчет своим подданным: «ну, если вы там еще не готовы, мы вас штрафовать пока не будем. Месяц, может два, а может до лета».

Все это — гиблая отмазка. В любую минуту специально обученный и уполномоченный гаишник или работник транспортной инспекции может прийти на автобазу и поинтересоваться о том, как обстоят дела с тахографами.

51_AT-4-1.jpg

Поэтому к «приятной» встрече надо готовиться заранее. Стоит зайти на сайт Министерства транспорта Российской федерации, в качестве дополнительного параметра поиска добавив в запрос фразу «контрольные устройства». Ведь именно так официально называются тахографы. Что смотреть? Смотреть надо список утвержденных к установке контрольных устройств. Список же мастерских, допущенных до их установки и калибровки, лучше смотреть на сайте «Рустахонет».

51_AT-4-2.jpg

Они постоянно обновляются и полностью приводить их в журнале нет никакого смысла. Список мастерских можно найти на сайте Минтранса и Рустахонета. Ну а дальше планировать визит в мастерскую для установки либо калибровки тахографа и в уже знакомый нам «Рустахонет» для получения карточек к цифровому тахографу. Изучить действующие нормативные документы и заполнить форму для получения карт можно также на его сайте.

Что касается непосредственно установки. Два года назад в нашем журнале уже была опубликована статья «Под колпаком», в которой рассказывалось о порядке оборудования транспортных средств тахографами. Тогда все было проще — цифровые тахографы еще не были допущены к использованию на территории Российской Федерации и на машины устанавливался простой тахограф с «шайбой». Находилось свободное место на панели приборов, подводилось питание, а данные о скорости транспортного средства тахограф получал от импульсного датчика Холла, врезанного в задний мост.

51_AT-4-3.jpg

Сейчас времена иные. Современные цифровые тахографы получают данные с одного из каналов антиблокировочной системы. Регистрировать они могут не только скорость, но еще и ускорение и десятки других дополнительных параметров, могут работать в единой связке с так «необходимой» всем владельцам автобусов системой ГЛОНАСС.

Владельцам старых машин по-прежнему можно установить датчик в ведущем мосту. Если же мы имеем дело с отечественным автомобилем-вездеходом, имеющим загерметизированные агрегаты и преодолевающим броды, такое решение не годится. Но можно подключиться к механическому приводу спидометра и снять с него сигнал в любой точке. Для этого есть специальные переходники. В общем, при наличии желания и возможностей тахограф можно установить на любой автомобиль. Какая модель прибора лучше всего подойдет для данного транспортного средства с учетом его конструкции — лучше всего знают в мастерской. Поэтому предварительно стоит проконсультироваться с установщиками, а не приезжать к ним со свежекупленным прибором.

53_AT-4-1.jpg

Не факт, что лучшим прибором окажется импортный. Цифровые контрольные приборы отечественных производителей имеют, как минимум, два преимущества.

Во-первых, они подлежат ремонту. Техническая документация этих приборов допускает их ремонт в специализированных мастерских. В случае поломки импортного тахографа никакой ремонт не предусмотрен, и контрольный прибор подлежит замене. Разумеется, можно делать калибровку, но это — все.

Во-вторых, отечественные приборы знакомы с ГЛОНАСС и могут работать в связке с ней. Владелец парка может получать через спутник данные о скорости машины и те, которые определены ГЛОНАСС, а также считанные тахографом. Может он получать данные об использовании контрольных устройств. Например, на одном из снимков видно, что один из автомобилей, ранее оборудованный такой системой, движется в настоящий момент без карточек в приборе. По возвращении на базу водителя ждет разбор полетов. А может и не ждет, если его руководители не озаботились получением карточек. Такие случаи встречаются сплошь и рядом. Далеко ходить не надо. На абсолютно новых автобусах «Iveco», работающих в качестве маршрутных такси в Москве, постоянно горит лампочка, извещающая об отсутствии карты. Поставить тахограф и не иметь карт — это все равно, что купить недешевый грузовой автомобиль и пустить его в эксплуатацию без номеров.

После установки прибор ждет калибровка, которая нужна для определения влияния диаметра шин на точность показаний прибора. Далее тахограф пломбируется. Пломба ставится на место подключения питания к контрольному устройству и отключить его нельзя.

Все, мы «под колпаком»? Прощайте переработки? Да ничуть! Все эти ГЛОНАССы и тахографы нужны для того, чтобы владелец транспортного средства мог контролировать действия водителя, а инспектор на дороге мог проверить соблюдение режима труда и отдыха водителем. Но контроль владелец мог осуществлять и раньше. Вот я, например, когда мои контейнеровозы уезжали на работу в 7 утра и возвращались в 11 вечера, без проблем выписывал им путевки на следующий день. Что изменится, если мне будут доступны их треки? Ничего. То же самое и с тахографом. Сниму я с него данные, увижу время работы одного водителя 17 часов и что — он у меня не поедет на следующий день? Пусть даже не поедет. Раз не поедет, второй, а на третий клиент нашей конторы уйдет к другому перевозчику. А водителю я буду писать «ремонт» и он будет слоняться по двору и получать как дворник? Только если все водители дружно станут отказываться от переработок, тогда будет от всех этих нововведений какой-то толк и реальная польза. А единственный весомый аргумент, который они могут предъявить работодателю — «не поеду — лишат прав». Хотя тахографы есть на 90% грузовых автомобилей, пока что на отсутствие карточки в приборе никто не обращает внимания. Мало кто считывает их данные. А какой смысл, если наказание для водителя в случае нарушения правил пользования тахографами предусмотрено только в том случае, если он осуществляет международную автомобильную перевозку?

Вот соответствующая статья КоАП:

Статья 11.23. Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха:
1. Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Правительству следует быть последовательным. И коли уж оно заставило всех перевозчиков поставить дорогостоящие технические приблуды, позволяющие контролировать рабочее время, оно должно ввести какую-то ответственность за нарушение режима труда и отдыха и назначить контролирующие органы. А то, что происходит сейчас — это все равно, что обвесить город телекамерами, регистрирующими все грабежи и убийства, и остановиться на этом.

P.S. А ведь законодатели забыли, что перевозками грузов в наших городах и даже в столице занимаются не только грузовики, но и тракторы с прицепами. Им никакой тахограф не нужен. Жаль, на межгороде работать такие штуки не годятся — скорость и управляемость подкачала.

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Первый в Британии 28-тонный тандемный автопоезд
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Тяжелое поколение Haulmaax EX
Д

Другие статьи на тему

Россияне оштрафуют россиян
Россияне оштрафуют россиян
Закон и человек
Россияне оштрафуют россиян
Будет массовое лишение прав. За водителей серьезно возьмутся
Будет массовое лишение прав. За водителей серьезно возьмутся
Закон и человек
Будет массовое лишение прав. За водителей серьезно возьмутся
На дорогах появились новые светофоры. Как по ним ездить?
На дорогах появились новые светофоры. Как по ним ездить?
Закон и человек
На дорогах появились новые светофоры. Как по ним ездить?
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: