ДЕМОНСТРАЦИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ГРУЗОВИКАХ MERCEDES-BENZ
КОНТРОЛЬ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ TELLIGENT: ОСТАВАТЬСЯ НА СВОЕЙ ПОЛОСЕ!
Анализ ДТП с участием грузового транспорта полной массой свыше 12 тонн в Германии показал, что 43% всех аварий по вине водителя грузовика связаны с выездом из занимаемой полосы. Ответом на такой вызов стало создание системы контроля полосы движения Telligent, вступающей в работу при скорости более 60 км/ч. Установленная в кабине цифровая видеокамера следит за тем, чтобы автомобиль оставался в своем ряду. Если при перестроении водитель не включил указатель поворота, микрокомпьютер расценивает это как потерю контроля над автомобилем и тут же перетает звуковой сигнал в кабину. Одновременно с этим на кресле водителя со стороны пересечения торожной разметки включаются электронные датчики, создающие ощутимую вибрацию. В итоге система контроля полосы движения Telligent помогает предотвратить ДТП из-за несанкционированного выезда из занимаемого ряда.
Действие этой системы участники осеннего тура «Mercedes-Benz in Action. Safety» смогли испытать, сидя за рулем магистральных тягачей Actros третьего поколения. Система не активна при включении указателя поворота, торможении и скорости транспортного средства менее 60 км/ч.
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ TELLIGENT
Наряду с системой контроля полосы движения Telligent на борту современных грузовиков Mercedes-Benz устанавливают систему стабилизации Telligent. Она активна только на скорости более 10 км/ч и позволяет водителю сохранять контроль над техникой в сложных погодно-дорожных условиях. Имитация таких условий была создана на автополигоне ФСО на участке, залитом водой. При проезде через обозначенный конусами сектор, динамическая плита толкала в сторону задний мост тягача, провоцируя занос. Задача сидящего за рулем состояла в том, чтобы вернуть автомобиль на первоначальное направление движения и, по возможности, объехать внезапно возникшие препятствия в виде бьющих из-под земли фонтанов воды.
Система снижает обороты двигателя, избирательно подтормаживает отдельные колеса тягача или полуприцепа, что позволяет возвращать машину или весь автопоезд в прямолинейное движение только при помощи коррекции рулевым колесом, без использования рабочих тормозов.
Система стабилизации Telligent рекомендована в грузовиках, занятых в региональных и, особенно, в международных перевозках. Прежде всего, речь идет о перевозке опасных грузов, а также о сложных маршрутах с проезжей частью переменного профиля, обилием изгибов, поворотов, чередованием перепадов высот и узких участков с опасной обочиной.
НАЕЗД СЗАДИ МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ
Вторым по численности фактором ДТП, совершенных в Германии по вине водителей большегрузов, по данным источника «Statistik Jahrbuch Guterkraftfahrzeugunfаlle», является наезд сзади — примерно треть всех случаев или 32%.
Водителю многотонного автопоезда сложно остановить состав, даже применив экстренное торможение. К тому же с момента возникновения опасности и принятия решения до нажатия на педаль тормоза проходит дополнительное время. Решение данной проблемы Mercedes-Benz нашел в созданной его инженерами системе регулирования дистанции Telligent. При движении автомобиля со скоростью от 15 до 89 км/ч электронные датчики постоянно анализируют расстояние до впередиидущего транспортного средства и позволяют бортовому компьютеру давать команды системе подачи топлива и тормозной магистрали. Электроника автоматически выдерживает заданную дистанцию и снимает с водителя часть нагрузки. При возникновении препятствия или внезапном сокращении расстояния до критической отметки электроника дает команду на применение торможения. Замедление с интенсивностью 20% от максимального торможения происходит без вмешательства человека.
ACTIVE BRAKE ASSIST
Предотвратить столкновение с более медленным, едущим впереди, объектом позволяет система Active Brake Assist (АВА). На флагмане компании используется уже второе поколение этой системы, доказавшей свою эффективность на тысячах магистральных тягачей. Она активируется при движении со скоростью свыше 10 км/ч и оценивает ситуацию по курсу следования. При возникновении опасности столкновения грузовой автомобиль автоматически задействует звуковой и световой сигналы, предупреждая объект-помеху и других участников движения об опасности. Если реакция водителя отсутствует, а помеха остается, ассистент торможения вступает в работу. Электроника включает торможение с замедлением примерно в 3 м/с с половиной максимально возможного давления в тормозной магистрали. В большинстве случаев это позволяет предотвратить наезд сзади. Если угроза столкновения остается, электроника дает команду на применение аварийного торможения «в пол».
Эффективность электронного помощника в виде АВА на автодроме ФСО наглядно продемонстрировали инструкторы. Роль потенциальной жертвы выполнял едущий медленно, а потом и вовсе стоящий на дороге универсал Mercedes-Benz C-класса, а предотвращал столкновение — флагманский Actros в сцепке с полуприцепом.
Результаты испытаний системы Active Brake Assist, проведенные по всей Европе на 1000 автомобилей при суммарном пробеге в 100 млн км показали, что за счет «умной» электроники вероятность инцидентов в виде ДТП снизилась на 50%.
В настоящее время Actros — единственный грузовик на рынке, доступный с системой Active Brake Assist.
НА ПОЛЬЗУ СЕБЕ И ОБЩЕСТВУ
Исследования показывают, что европейские перевозчики уделяют все больше внимания системам безопасности. Процент клиентов, заказывающих фирменное оборудование для своего транспорта, постоянно растет. Например, в Германии, в год начала последнего кризиса (2008-й), систему стабилизации устанавливали 33% всех покупателей Actros против 18% в 2006 году. В том же 2008 году более четверти дальнобойщиков оплатили установку заводом систем контроля полосы движения, поддержания дистанции и ассистента торможения. Для сравнения: две первые системы занимали в заказах 2006 года только 14%, а Active Brake Assist — и вовсе 1%.
Повышение спроса на системы безопасности свидетельствует о стремлении участников транспортного процесса минимизировать риски. Дальнобойщики шутят: «Авария — слишком дорогое удовольствие и для меня, и для компании».
MERCEDES-BENZ — ЛИДЕР В СФЕРЕ БЕЗОПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятия активной и пассивной безопасности Mercedes-Benz начал использовать еще с 1970 года.
Компания стала пионером в разработке и внедрении целого ряда устройств, повышающих безопасность на дороге, предотвращающих аварии и защищающих водителя и других участников движения при ДТП.
Путь внедрения современных технологий в серийную продукцию у лидера мирового производства коммерческих автомобилей прослеживается с грузовиков серии NG 80. Оборудованные антиблокировочной системой тормозов ABS еще в начале 80-х годов прошлого века, а с середины 80-х — и противобуксовочной системой, автомобили с хромированной звездой на маске радиатора по праву считались одними из самых безопасных. Позже на тяжелых грузовиках серии SK для перевозчиков стала доступна программа электронной стабилизации ESP. О ее наличии говорили буквы, размещенные на облицовке радиатора.
Настоящий прорыв произошел в 1996 году, когда мировой общественности был представлен Actros первого поколения. Автомобиль получил инновационную тормозную систему Telligent и запатентованную систему регулирования крена под таким же товарным обозначением.