ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
НА ЧАСАХ ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ
Вот так сюрприз: с момента, когда наш автобус подъехал к белорусскому КПП в городе Брест до момента, когда польская пограничница, проштамповавшая паспорта прямо в автобусе (!), пожелала нам счастливого пути, прошло не более 45 минут. А 4 года назад зависнуть здесь на 4-6 часов считалось нормой. Вот признак того, что наша страна с ростом цен на нефть снова становиться великой державой: в последнее время россиян стали считать за людей – визы дают без проволочек, на границе держат ровно столько времени, сколько необходимо для проверки документов, и ни минутой дольше. Поэтому я также не пошел на уступки иностранцам, и после пересечения границы не стал переводить часы на 2 часа назад, на среднеевропейское время. Хорошо быть патриотом! Не надо разбираться в непонятных 4 кнопках электронных часов. А вот разобраться в том, где мы едем, не помешает. На чем – и так понятно. Престарелый автобус МАН приписан к Польше, хотя совсем недавно перевозкой российских туристов из Бреста монопольно занимались белорусские перевозчики.
Дорога Е-30, известная у нас под названием «Минка», при ближайшем рассмотрении оказывается двухполосной и узкой, проходящей через множество населенных пунктов. Обгоны разрешены, ведь интенсивность движения между СНГ и Европой невысока. Бывает, что за две – три минуты на приграничном участке шоссе не пройдет ни одной машины.
По мере приближения к Варшаве жизнь оживляется. Появляется много местного транспорта. Но как ни странно, при приближении нашего автобуса даже самые крутые и навороченные легковушки не дожидаясь напоминания уходят вправо, на асфальтированную обочину. Они вынуждены ездить строго по правилам, а на превышение скоростного режима автобусами с польскими номерами местные «гаишники» смотрят сквозь пальцы. Надо же дать своим людям возможность заработать! Всю дорогу до Варшавы наш автобус держал скорость 90-100 при установленной от 50 до 90. Особенно понравились обгоны попутных грузовиков. Разница скоростей в 5 километров в час, стремительно приближающийся встречный транспорт и переключение передач во время выполнения маневра оставляли незабываемые впечатления.
Варшава начинается незаметно. Только что мы ехали по сельской местности, как вдоль дороги появляются тротуары и фонарные столбы. А впереди, заметно превосходя по высоте современные офисные «небоскребы», маячит московская «сталинская» высотка. Наследие социализма.
Объездной дороги вокруг Варшавы нет, нужно пробираться минут 40 к мостам через Вислу, а затем столько же времени выезжать из города. Это – если нет пробок. Но можно и слегка сократить время, занимая «автобусную» полосу. Для нашего экипажа и это проходит безнаказанно. Нет, правильная здесь ГАИ! «Легковушечники» за малейшее нарушение лишаются прав, а водителям больших машин, по крайней мере с местными номерами, очень многое сходит с рук!
За Варшавой дорога идущая на Запад остается по-прежнему двухполосной, со множеством населенных пунктов. Правда, через 100 километров появляется возможность уйти влево, на Лодзь, в окрестностях которого начинается дублирующий Е-30 автобан. Проезд по нему платный, а пункты сбора податей встречаются каждые 60-70 километров.
Так и недостроенный автобан заканчивается в 100 километрах от границы с Германией, а дальше заметно увеличившийся поток автомобилей с него попадает снова на узкую двухполосную дорогу. По сравнению с аналогичным участком на Востоке страны здесь чаще встречаются спуски-подъемы и «слепые» повороты в густых лесах. Об обгонах придется забыть. Если пройти белорусско-польскую границу рано утром, то в приграничный с Германией район доберешься как раз к заходу Солнца. Ночевать в Германии не выгодно, в Польше и еда и ночлег дешевле в 3-4 раза. Поэтому последние 30 километров перед Германией вдоль дороги тянутся стоянки и кемпинги. Спать в кабинах желающих мало. До Германии рукой подать, и из номера гостиницы в приграничном городе Слубице отчетливо просматривается немецкий Франкфурт на Одере. Хотя большинство грузовиков останавливаются на ночлег, сообщение между Польшей и Германией ночью не прекращается. По идущей параллельно автомагистрали железной дороге каждый час проносятся грузовые поезда, каждый из которых везет в Германию по 500-600 собранных в Польше легковушек немецких марок.
ВПЕРЕДИ СТРАНА ГЕРМАНИЯ
Немецкие автобаны выглядят абсолютно так, как дороги, показанные в «17 мгновениях весны». Две-три полосы движения в каждую сторону и никаких умопомрачительных развязок. Неограниченная скорость – тоже миф. Есть ограничения 110 и 130 километров в час, есть участки где держать «130» лишь рекомендовано. Но летящих со скоростью 150 и выше «самоликвидаторов», несмотря на действительное отсутствие во многих местах ограничений скорости, я видел раза два. В Москве они попадаются гораздо чаще.
Между Одером и Берлином находятся знаменитые Зееловские высоты – последний рубеж обороны Берлина. Ничего особенного в них нет – несколько невысоких, покрытых лесом холмов, с небольшими озерами между ними. Объявить эту местность «неприступной крепостью» можно было только с большого перепуга, ведь «высоты», по своим высотам и занимаемой площади, в несколько раз меньше нашей Клинско-Дмитровской гряды. На въезде в город, слева от дороги, можно видеть наземную линию Берлинского метро. Его в свое время повелел затопить Гитлер, открыв шлюзы на Шпрее. Да и сами шлюзы не заставляют себя долго ждать. Правда перепад высот в них небольшой и как с их помощью можно кого-то утопить, я не представляю. Дальнейшее движение по Берлину также вызывает живые ассоциации с фильмами и книгами про разведчиков войну. Темпельхов, Трептов, Александрплац, Унтер ден Линден и наконец Бранденбургские ворота. Все эти места советским телезрителям и читателям военных мемуаров уже давно знакомы. Кстати, Брандербургские ворота, во времена разделения города на Восточный и Западный Берлин, были проезжими. До сих пор ходят байки, что водители-международники очень жаловались на наши МАЗы, которые были на несколько сантиметров шире «мерседесов», и в эти ворота проходили с большим трудом.
А как же Рейхстаг? Рейхстаг стоит несколько в стороне от главной магистрали города. Несомненно, это большое и чрезвычайно прочное здание, разрушить которое не смогли даже несколько недель артиллерийского обстрела, служило превосходной крепостью. Его обязательно надо было взять, но последним очагом сопротивления было не оно, а 2 башни ПВО в парке Тиргартен, который начинается сразу за Бранденбургскими воротами. Эти циклопические железобетонные сооружения, без повреждений перенесшие бомбардировки и штурм города, после войны оказались не в нашем секторе и были уничтожены союзниками. Также, нельзя увидеть Рейхсканцелярию, знакомую нам по сериалу про Штирлица. Но уцелело монументальное Геринговское Министерство авиации, Олимпийский стадион, на котором проходила Олимпиада 1936 года, а также множество промышленных предприятий, дворцов и парков. Этот город достоин отдельной поездки не меньше, чем широко разрекламированный Париж.
Мы покидаем Берлин через район Зоо (помните, в каком-то фильме через зоопарк пробирались наши солдаты, держа на прицеле хищных зверей), улицу Курфюрстендам и прилегающий к озеру Ванзее лесопарк. Где-то здесь была дача Штирлица.
Перед возвращением на автобан проезжаем несколько съездов на Потсдам с его дворцом, где проходила знаменитая конференция. Увы, времени нет, надо торопиться, чтобы следующим утром успеть в Амстердам. Поэтому ни в Потсдам, ни в неожиданно появившейся населенный пункт с названием «Ленин» мы не заезжаем.
Бежит под колеса автобан, час за часом идет время, а пейзаж за окном не меняется. Равнины и невысокие, занятые полями холмы, полное отсутствие в пределах видимости населенных пунктов, сотни башен ветряков, которыми утыканы окрестности дороги. Наивные немцы таким путем надеются уменьшить зависимость от нашего Газпрома. Но ветром не согреешься...
Изредка, на 2-3 минуты мелькнет вдали окраина какого-нибудь особо крупного города, а, в основном, следить за продвижением по территории Германии можно только по указателям на развязках. Вот проехали поворот на Росток, из которого каждый день отправляются скоростные паромы в Хельсинки, вот на горизонте показался съезд в порт посерьезнее – Гамбург, из которого можно уехать в любую точку мира. Несмотря на упадок линейного пассажирского судоходства, немецкие компании продают пассажирские билеты на свои грузовые суда! Приобретя билет на контейнеровоз, можно попасть в Америку за 7 суток, в Бразилию – за месяц, а путешествие до Австралии и обратно займет всего 4 месяца! Есть, над чем подумать!
Но думать поздно, проехали. Уже показался и следующий съезд, на Бремен, в котором обитали всем известные музыканты, а вот и река Везер. Кажется, операция Вермахта по захвату Нидерландов и Бельгии называлась «учения на Везере» и проходила в Арденнах. Местность несколько поменялась. На протяжение нескольких десятков километров автобан идет через невысокие горы. Отдельные возвышения, метров по 300, перемежаются небольшими холмами. Если это и есть Арденны, я разочарован...
8 ТРУБОК ДО АМСТЕРДАМА
Именно таким я в рассказе о путешествии в Копенгаген представлял расстояние между ним и Амстердамом, когда понял, что книжка «Серебрянные коньки» рассказывает не про Копенгаген, где также очень много каналов, а про Амстердам. Напомню, что, согласно ей, зимой в Амстердаме все ездят по замерзшим каналам на коньках и буерах и измеряют расстояние между городами числом выкуренных за время поездки трубок. На практике же оказалось, что расстояние между этими населенными пунктами лишь немногим не дотягивает до тысячи километров. Далековато расположен Амстердам и от Берлина, поэтому марш-бросок по направлению к этому городу продолжается на следующее утро. По мере приближения к Голландии, узкая и задрипанная в районе Польской границы Е-30 превращается сначала в 6, а затем и в 8 полосную дорогу. И все равно этого мало. Не доехав до Амстердама немногим более 100 километров, упираемся в гигантскую пробку из грузовиков. Куда все они едут? Ведь мы на крайнем Западе Евразии и через 100-120 километров материк кончается. Оказывается, в порты Северного моря. Самый крупный из них – Роттердам обеспечивает 2/3 грузооборота между Старым и Новым светом. Туда и ведет Е-30. Оставшуюся треть делят Антверпен, Гамбург, Копенгаген и Амстердам.
Чем ближе к Амстердаму, тем ниже окружающая местность. На топографической карте отметки высот постепенно понижаются с привычных 200 сначала до 140, 60 метров, а затем и вовсе достигают отрицательных значений. Амстердам, например, расположен от 2 до 5 метров ниже уровня моря. Более половины страны – бывшее морское дно, и, в случае малейшей неисправности хоть в одном гидротехническом сооружении, с Голландией будет покончено менее чем за сутки
Наверное, чувство постоянной опасности очень угнетает амстердамцев. Недаром, это единственный в мире город, в котором разрешена продажа, покупка и употребление наркотиков. Судя по раскрашенным в безумные цвета домам и горам мусора на улицах, достигающих вечерами второго этажа, жизнь в Амстердаме всегда проходит под кайфом. На местных узких улочках «смешались в кучу» люди, кони, а также машины, трамваи, велосипеды, и маленькие уродские микроавтомобили, специально предназначенные для эксплуатации на велодорожках. Самые угнетаемые категории – пешеходы и автомобилисты.
Задерживаться в Амстердаме некогда и незачем, ведь все голландские города похожи друг на друга: в исторических центрах у них – переплетение каналов с узкими набережными. Едущим транзитом лучше всего объехать Амстердам по кольцевой дороге. Кстати, рядом с ней расположен выставочный центр RAI, в котором раз в два года проходят «грузовые» выставки. Комплекс не впечатляет. По своим размерам он сильно не дотягивает до столичного «Крокуса».
СТРОГО НА ЮГ
Вопрос “куда ехать дальше?” после выезда из Амстердама не возникает. Дороги на Север и Запад нет, Голландия находиться в Северо-Западном углу Европы. С Востока, из Германии, мы только что приехали. Поэтому, остается единственное направление – на Юг. После небольшой остановки в Гааге, где по приговору международного трибунала в тот день должны были казнить очередного военного преступника, проезжаем Роттердам, Антверпен, Брюссель, делаем небольшой крюк в сторону Гента и Брюгге. Справа, километрах в 50 – пролив Ла-Манш и расположенная за ним Великобритания. Паромы, отправляющиеся из расположенных в часе езды от нашего маршрута Хук Ван Холланда, Остенде, Дюнкерка, – связывают ее с материком. А из города Кале можно отправиться в Англию как на пароме, так и погрузив машину на платформу проходящего в туннеле грузового поезда.
Выехав из Брюгге нужно искать дорогу № 1. Именно она идет на Юг, во Францию. Хотя границы между странами Евросоюза остались только на бумаге, узнать, что мы во Франции, можно по тому, что, вместо разделенной на клочки полей низины, за окном начинаются целиком засеянные какими-то, наверное, полезными, растениями холмы.
Французские дороги – платные, здесь впервые, после недостроенного автобана в Польше, встречаются пункты сбора податей. Действующие ограничения скорости для легковых машин – 110-130 километров в час.
Справа, в нескольких десятках метрах от дороги, проходят пути скоростных поездов ТЖВ. Пролетающие каждые 10-15 минут со скоростью 330(!) км/ч электрички Брюссель-Париж обходят местных Шумахеров, которых среди французов поболее, чем у немцев, в буквальном смысле, как стоячих.
По мере движения на Юг, стремительно теплеет. Если на побережье Северного моря было 9-11 градусов тепла, то с каждой следующей остановкой все жарче и жарче. Кстати, об остановках: на всех заправках во Франции есть бесплатные туалеты, магазины, с несколько большим, чем в Германии, ассортиментом товаров, а то и гостиницы.
А как же насчет самого важного товара – дизельного топлива и бензина? Солярка во Франции – 1.10, а бензин – 1.30 евро за литр.
Переплетение дорог на подъезде к Парижу страшное. Ориентироваться по карте не успеваешь, остается смотреть на указатели. Вот мы проехали в длиннющем тоннеле под взлетно-посадочной полосой аэропорта, вот съезд на кольцевую дорогу, опоясывающую весь исторический центр города. Ночью в центр соваться бессмысленно, лучше дождаться утра в одном из предместий. Когда будете выбирать гостиницу, не останавливайтесь в Севране. Этот район – аналог московской Красной Пресни – постоянно служит очагом многочисленных восстаний. Но если на Красной Пресне заварушки происходили в 1905, 1917, 1991 и 1993 годах, то в Севране небольшие городские сражения, постепенно распространяющиеся на большую часть Парижа, происходят ежегодно. Лучше выбрать относительно тихий университетский Кретейль. Все расположенные за кольцевой дорогой районы Парижа связаны с центром линиями метро, и машину лучше оставлять у гостиницы. Пусть Вас не пугает огромное количество остановок. Расстояние между ними очень маленькие, и поэтому путь с окраины до центра занимает не более 25 минут – гораздо меньше, чем на машине, ведь Париж славится своими пробками. Пробки могут возникать как по естественным (час пик, авария) причинам, так и искусственным, например по причине забастовки машинистов метро или марша протеста трактористов (!), который начался через час после нашего отъезда из города.
Водителям больших машин нужно следить за верхним габаритом. Мосты через Сену, пересекающие еще и набережные, бывают весьма низкими. Габарит одного из них мы даже замерили, отделавшись царапиной на крыше кондиционера автобуса. Кстати, чтобы свободно разъезжать по Парижу, стоять возле всех достопримечательностей и таранить мосты нужно платить. Пункт, где вместо денег выдают бумажку на лобовое стекло, разрешающую этим заниматься, находится возле дома Инвалидов. Несмотря на это, стоянок очень мало и зачастую автобусу, прибывшему раньше времени, приходится наматывать круги вокруг квартала, ожидая своих пассажиров, а затем, перегородив проезжую часть и включив «аварийку», за 1-2 минуты производить посадку. Минимальная плата за это удовольствие – 200 евро. Но, если стоим более 3 минут, то это уже не остановка, а стоянка в неположенном месте. Вот такова она, Парижская жизнь.
Когда она надоест, можно возвращаться, но не обязательно тем же самым маршрутом. Не так далеко от Парижа до легендарных Ниццы и Монте-Карло, совсем рядом Швейцария и Альпы... А те, кто торопится, могут вернуться в Москву всего за 4 дня, проложив путь через Великое Герцогство Люксембург, Дрезден, Варшаву и Минск. С французской многоразовой визой, действительной в течении 2 месяцев, проблем не возникнет.
Вы все еще стоите в очереди за авиабилетом? Отлично! Нам будет просторнее на дорогах.