• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты

татьи

06.08.2009
Автор: Алексей Мошков

ОППОНЕНТ

Рассказ о танке Т-34, опубликованный в прошлом номере, будет неполным без упоминания о его основном противнике в боях Второй мировой войны и соратнике по боям против израильских агрессоров – немецком среднем танке «Панцир-IV».
ОППОНЕНТ
Спецтехника

Какие немецкие танки наиболее известны? Правильно, «Тигр» и «Пантера». Но этих машин в Вермахте было сравнительно немного, не более 20% от всего танкового парка, а основную тяжесть войны вынесли на себе «рабочие лошадки» PZ–IV. Как и «тридцатьчетверка», этот танк создавался незадолго до столкновения Германии с Советским Союзом, и для примерно той же цели: помочь пехоте подавить сопротивление противника, чтобы стремительно двигаться дальше, вглубь вражеской территории. Тем интереснее сравнить между собой эти машины.

64-AT-6-3.jpg

При первом знакомстве с «четверкой» бросается в глаза ее характерный «квадратный» стиль, по сей день являющийся визитной карточкой всей немецкой бронетехники. Дизайнеры прекрасно поработали с передней частью танка. Если смотреть на «четверку» в лоб, то сочетание прямых линий башни, квадратной подбашенной коробки с прямоугольным же смотровым прибором механика-водителя, переходящей в квадратно-рубленный корпус, порождает веру в превосходство всеподавляющей немецкой техники. Ну, прямо маленький «Тигр»! Этот эффект умело усиливается расположением запасных траков. Они не кажутся тут чужеродным корпусу элементом, а необходимым дополнением к «готическому» образу танка. Даже в шаровой амбразуре пулемета стрелка-радиста вырезано квадратное отверстие.

65-AT-6-1.jpg

Неплохо смотрится танк и с острых курсовых углов, а вот расположение эвакуационных люков прямо в бортах башни вызывает вопросы. Как-то не вяжутся эти несерьезные «окошки» в броне с образом абсолютно непробиваемого танка. Здесь конструкторы пошли на поводу у танкистов. Ведь, как мы убедились во время поездки на «тридцатьчетверке», осознание своей крутизны и важности для экипажа неотделимо от наблюдения за реакцией окружающих на проезд танка. Башенных люков хватает не на всех. Вот тут-то и пригодятся «окошки», в которые можно высунуться, и ловить восхищенные взгляды публики. К тому же они прекрасно спасают от жары.

66-AT-6-1.jpg

Не очень солидно смотрится и ходовая часть, с ее четырьмя тележками с маленькими колесиками, куцыми передним ведущим и задним натяжным колесами. А что касается кормы, то на ней дизайнерская мысль вообще отдохнула. Какой-то глупый и неумело расположенный глушитель портит все впечатление о машине, не говоря уж о притороченном позади башни ящике с ЗИП...

66-AT-6-2.jpg

Впрочем, чего это мы ходим вокруг да около? Пора занимать места. Наше – механика-водителя. Сразу обращает на себя внимание более удобная, заметно приближенная к «грузовой» посадка, не сказать, чтобы отличный, но все же несравнимый с «тридцатьчетверкой» (если люки у обеих машин закрыты) обзор как прямо, так и через левую смотровую щель. Непривычно только то, что панель приборов находится справа, непосредственно на расположенной между водителем и стрелком-радистом шестиступенчатой коробке передач. Там же примостилась маленькая стильная кулиса с прорезями под ходы рычага, совсем как на спорткарах 80-х. Сзади нас находится боевое отделение с расположившимся в нем командиром (с самого начала производства машины имеющим свою башенку), наводчиком и заряжающим 75-миллиметрового орудия.

66-AT-6-3.jpg

За боевым отделением – моторное, в котором находится бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель «Майбах» мощностью 300 «лошадей». Он очень похож на двигатель «Тигра», только рабочий объем у него поменьше, и вместо четырех карбюраторов два, кстати, – «Солекс». Зажигание – от двух магнето. Завести двигатель можно как электростартером, так и инерционным – в корме танка есть люк для ручки. Крутит эта ручка не двигатель напрямую, а массивный маховик, который вручную раскручивается до диких оборотов, и в нужный момент он вводится в зацепление с двигателем. Работает двигатель очень тихо как на холостом ходу, так и в движении. Несмотря на это, он способен без проблем разогнать 20-тонную машину до 40 км/ч даже на четвертой передаче. А ведь есть еще пятая и шестая...

66-AT-6-4.jpg

«Бензиновый двигатель на танке? Какая дикость!» – подумают поборники танковых «нашемарок». Нельзя сказать, что они совсем уж неправы, но и у производителей «бензиновых» танков были свои доводы. Во-первых, бензиновый двигатель проще в производстве, легче и дешевле дизеля такой же мощности. Во-вторых, он лучше заводится и «тянет» в более широком диапазоне оборотов. Меньший по сравнению с дизелем ресурс в танке не играет никакой роли, и вовсе не благодаря мифическим «15 минутам жизни танка на поле боя», а из-за того, что ресурс танка определяется состоянием ходовой части, а она требует ремонта гораздо чаще, чем мотор. Остается большой расход топлива, не слишком заметный в условиях западной Европы, и пожароопасность. Конечно, сам по себе, бензин горит лучше дизельного топлива, однако в танке топливные баки надежно защищены и не могут быть повреждены случайным осколком. А при прямом попадании снаряда солярка вспыхивает ничуть не хуже.

67-AT-6-1.jpg

Конечно, двигатель и защита очень важны для танка, но его основное назначение – перемещать и защищать установленное в нем орудие. В начале войны на «четверке» стояла короткая 75-миллиметровая пушка. Ее снаряд, вылетая из ствола с относительно небольшой скоростью, двигался по крутой траектории и мог поражать окопы и блиндажи противника оттуда, где защита минимальна или отсутствует – сверху. Попади такой «подарочек» в современный дачный дом на шести сотках – разрушит его до основания и убьет всех работающих на участке. Но против другого танка подобное орудие слабовато: для пробивания брони важнее скорость снаряда. Понимая это, немецкие конструкторы в ходе войны оснастили свои «четверки» более длинным орудием. Снаряд в нем приобретал гораздо большую скорость и был способен подбить не только Т-34, но также тяжелые машины КВ и ИС. Примерно в то же время конструкторы «тридцатьчетверки», не имея возможности повысить скорость снаряда, увеличили калибр пушки до 85 мм.

67-AT-6-2.jpg

Если сравнивать оба танка между собой, получится, что «немец» надежнее и комфортнее для экипажа. Это машина, в которую можно просто сесть и поехать практически в любую погоду, а не мучиться с прогревом двигателя перед пуском и устранением непонятно как возникших во время стоянки неисправностей. Немецкие танкисты не носят шлемофоны, поскольку в их «панцерах» сравнительно тихо и нет острых углов. Хотя бронирование Т-34 толще, в противоборстве двух данных машин это не играло никакой практической роли: для обоих танков прямое попадание снаряда было однозначно смертельным. Так что возможности взаимного уничтожения у этих танков примерно равны. В «минусах» у «четверки» – пониженная по сравнению с Т-34 проходимость по льду, снегу и слабым грунтам, меньший запас хода и проблемы с запчастями.

67-AT-6-3.jpg

Вдоволь навоевавшись друг с другом, эти машины неожиданно оказались в рядах одной армии – Сирийской, где бывшие гитлеровские «Панцер IV» и советские Т-34-85 вместе громили израильских захватчиков. Последний раз PZ IV участвовали в бою в 1967 г. Еще через 10 лет, в преддверии Олимпиады-80, мало кто из советских людей знал, какая страшная угроза нависла над страной: у самой границы СССР, менее чем в 1000 км от Москвы, в вооруженных силах Финляндии продолжали нести службу недобитые нашими дедами «четверки».

67-AT-6-4.jpg

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

амое популярное

В Минске показали туристический автобус МАЗ
В Минске показали туристический автобус МАЗ
В Минске показали туристический автобус МАЗ
Минтранс решил вернуть среднюю скорость
Минтранс решил вернуть среднюю скорость
Минтранс решил вернуть среднюю скорость

ругие статьи на тему

Военное карго – последняя миля интеллекта
Военное карго – последняя миля интеллекта
Спецтехника
Военное карго – последняя миля интеллекта
МАЗ-МАН создал AXEMAN_a
МАЗ-МАН создал AXEMAN_a
Спецтехника
МАЗ-МАН создал AXEMAN_a
Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
Спецтехника
Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: