• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

04.06.2009
Автор: Алексей Мошков

ЗНАКОМЬТЕСЬ, «ТРИДЦАТЬЧЕТВЁРКА»

За всю историю бронетехники в мире было изготовлено не более 400 тыс. танков. Каждый шестой из них назывался Т-34. С устройством и тактико–техническими характеристиками самого массового танка второй мировой мы уже знакомились (Автотрак № 5 за 2005 г.). Сегодня нас ждут практические занятия, включая поездку на легендарной машине. Но сначала – небольшой техосмотр. Танк – не легковушка, требует внимания.
ЗНАКОМЬТЕСЬ, «ТРИДЦАТЬЧЕТВЁРКА»
Спецтехника

НА ПОВЕРКУ СТАНОВИСЬ!

Если машина выглядит целой, то начнем с заливки воды. Это несложно. Поднимаем броневую крышку, расположенную над моторно-трансмиссионным отделением танка… открываем пробку и пробуем залить в систему пару ведер. Если снизу не слышно веселого журчания, значит, сливные краны закрыты, а система охлаждения исправна. В таком случае, еще 60 литров обычно хватает для ее полного заполнения. Еще придется открыть маленький лючок с правой стороны, чтобы померить уровень масла. Будьте внимательны, его уровень в многочисленных баках измеряется тем же щупом, что и масло. Поэтому шкал на щупе много. Чтобы не перепутать их, обратитесь к ближайшему прапорщику – это такой универсальный солдат, который умеет абсолютно все.

84-AT-5-2.jpg

Еще у прапорщика можно разжиться башенным ключом – такой железной загогулиной, с помощью которой можно открыть любой танк советского, российского, украинского, а также югославского, польского, чешского или китайского производства - независимо от марки и года выпуска. Будьте аккуратны в обращении с ним: иностранные разведки не прочь заполучить такой трофей, и за утерю ключа расстреливают. Если большинству гражданских удается в конце концов справиться с замками и при помощи стопоров зафиксировать тяжеленные люки в открытом положении, то узнать, какой топливный бак танка используется для работы, без хозяина машины нереально. Ведь у Т-34 топливо может находиться в корме, а также в двух баках в боевом отделении.

85-AT-5-1.jpg

Бочки, стоящие снаружи по бортам, обычно топливом не заполнены, и не подключены к системе питания. Бочки – они бочки и есть. Просто бочки. Кстати, если вдруг увидите на «тридцатьчетверке» бочки на корме, знайте – в них не солярка, а реагенты для дымовой завесы.

85-AT-5-2.jpg

Чтобы добраться до горловин баков, нужно развернуть башню. Сделать это можно маховичком с левой стороны орудия, можно и электричеством, но у нас пока нет аккумуляторов. Их придется протащить через весь танк, от люка механика-водителя до специальных ниш в стене моторно-трансмиссионного отделения. Теперь понимаете, почему в «На войне, как на войне» механик-водитель костерил командира за то, что «рацию гоняет»? «Посадит» – достань-ка, да заряди, да еще обратно поставь!

85-AT-5-3.jpg

Электрооборудование в «тридцатьчетверке» на 24 V, соединение 4 батарей последовательно-параллельное. Можно включать «массу», зажигать свет и приглашать друзей. Почему так рано? Потому что садиться в заведенный танк опасно: специальных лесенок нет, забраться спереди могут не все, а механик-водитель обычно ничего не слышит из-за грохота мотора. Что он вас не видит - и так ясно. А вдруг ему захочется поехать, когда Вы будете карабкаться по гусенице?

86-AT-5-1.jpg

Если осмотреться изнутри, можно заметить, что в танке, даже без снарядов, очень мало места, а сиденья неудобные. Больше всех страдает механик-водитель. Спинка его кресла так сильно откидывается назад, что он почти лежит. А над головой нависает железо брони. Впрочем, по сравнению с современными российскими танками «тридцатьчетверка» – машина высокая и просторная, но и на ней лучше ездить не более чем втроем. Самый же главный недостаток танков вообще – отсутствие окон в броне. Кстати, у немецких ровесников «тридцатьчетверки» они были. Поэтому ни за что не соглашайтесь ехать за наводчика, если не хотите всю дорогу пялиться в белую стенку (все танки изнутри белые). Лучше путешествовать на месте командира или заряжающего: у них есть свои люки.

87-AT-5-2.jpg

Пора, однако, преодолеть мандраж и приступить к запуску двигателя. Для начала найдем рукоятку ручного газа. Когда танк глушится, ручка ставится в положение «нулевых оборотов». Поэтому газ следует прибавить, иначе танк не заведется. Разумеется, никаких ключей зажигания. Сначала включаем маслозакачивающий насос (МЗН), раздается визг электромотора, а стрелка, показывающая давление масла, потихоньку ползет вверх. Постепенно этот звук становится все более низким и натужным, а давление поднимается к заветным 4 атмосферам. Можно включать стартер – кнопкой. Здесь все включается кнопками и тумблерами.

87-AT-5-3.jpg

На случай кончины аккумуляторов предусмотрен воздушный пуск. Если в ТНВД есть топливо, дизель заводится мгновенно, если нет – товарищ прапорщик через ту же крышку, которую мы откидывали для заливки воды, отвернет винтики на его корпусе, а вы, прямо с места водителя, будете накачивать в баки воздух насосом, создавая в них давление. Вторая попытка, как правило, бывает успешной. И за спиной раздается рев 12-цилиндрового 38-литрового дизеля В-2.

87-AT-5-4.jpg

Его четыре, а если считать воздушный пуск, то и пять клапанов на цилиндр, два съемных шестицилиндровых блока и верхнее газораспределение выглядят довольно прилично на фоне современного автостроения. Недостатки – довольно узкий даже для дизеля рабочий диапазон, невыносимый рев, и расход масла, равный 1–2 ведрам в день. Наддув на нашем моторе отсутствует.

87-AT-5-5.jpg

Хотя «по паспорту» мотор можно раскрутить до 1700 об/мин., относительно «комфортная» зона заканчивается уже на 1300. Это не значит, что при них можно разговаривать, не повышая голоса. В танке шум такой, что говорить и кричать бесполезно всегда. Можно только пинать ногами водителя, сидящего впереди и снизу от командира. Это не армейское издевательство, а штатный способ передачи команд. А что касается комфорта, то при не очень высоких оборотах вы не успеете бесповоротно оглохнуть за одну поездку. Снаружи танка чуть тише, но к реву двигателя на высокой скорости прибавляется грохот гусениц.

88-AT-5-1.jpg

Зато у владельцев Т-34 вряд ли в ближайшие полвека будут проблемы с запчастями. Несмотря на 70-летний возраст, «тридцатьчетверочный» двигатель, как целиком, так и «половинками», по 6 цилиндров, производится до сих пор и сдаваться в музей не собирается!

ТАНКИ, ВПЕРЕД!

Вперед – это как? А очень просто. Надо отпустить горный тормоз (при этом педаль рабочего тормоза вернется из заторможенного положения вверх), выжать сцепление, и включить вторую передачу. Далее процесс происходит почти как на автомобиле, за исключением того, что в танках любые игры со сцеплением запрещены. Отпускать его следует плавно, но быстро – и больше никак. Иначе перегреются и покоробятся стальные диски. Впрочем, крутящего момента хватает всегда, и дизель довольно резво раскручивается до максимальных оборотов, что на второй передаче соответствует чуть больше, чем 20 км/ч. Не пора ли переключаться? Нет, не пора. А когда будет пора? Примерно через годик, если ездить регулярно.

88-AT-5-2.jpg

Конечно, дело не в том, что танк медленно разгоняется, просто процесс переключения в «тридцатьчетверке», в отличие от современных танков, требует отличного знания матчасти, ловкости и большой физической силы. На первый, а также второй, третий и многие последующие разы, мы так и будем таскаться на малой скорости. Поверьте, это тоже здорово, тем более, что, глядя из люка мехвода, эту скорость маленькой не назовешь. Да и из башни танка мир выглядит совсем иначе… Тот же, кому посчастливится включить пятую передачу, сможет разогнаться аж до 50 км/ч.

88-AT-5-3.jpg

Еще нам предстоит научиться поворачивать. Для этого по бокам у механика-водителя имеются специальные рычаги. Если тянуть рычаг на себя, сначала начнет размыкаться «бортовой фрикцион» – маленькое сцепление, стоящее между коробкой передач и гусеницей. Их на танке два, по числу гусениц. А коробка передач имеет 2 выхода на каждую сторону. Кстати, на Т-34 можно трогаться «с рычагов», одновременно замыкая оба бортовых фрикциона. Если у танка в сложных условиях не хватает мощи, чтобы тронуться с места, можно сначала пустить вперед одну гусеницу, отпустив правый или левый рычаг, и передав на нее всю силу двигателя. Правда, передача в этом случае должна быть включена заблаговременно, при помощи «педали сцепления» или - по-танковому – главного фрикциона.

89-AT-5-2.jpg

Если для поворота танка полного разъединения одного из бортовых фрикционов окажется недостаточно, в дело вступит тормоз. Одна из гусениц притормаживается, и танк, наконец, поворачивает. Или нет. И при этом до пассажиров доносится запах горелого. Это означает окончание поездки, но не общения с танком. Впереди нас ждет самое увлекательное занятие – ремонт, а, значит, предстоит…

ОТКРЫТЬ «КАПОТ»

Бесполезно искать его ручку на «Торпедо» или под сидением. Для того, чтоб проделать эту операцию, потребуются ключ «на 36», труба и кувалда. Если интенсивно стучать кувалдой по головкам болтов, держащих крышку моторного отсека, и одновременно пытаться открутить их ключом с трубой, примерно через 1,5 часа можно приглашать подъемный кран. Вы, конечно, догадались, для чего: «крышка капота» – бронированная! Представляете, каких усилий стоил бы обычный долив «незамерзайки», будь у танка лобовые стекла?! Впрочем, к наиболее важным узлам можно добраться, не принося таких жертв.

89-AT-5-3.jpg

Например, к стартеру и стоящему отдельно от него реле ведет большой круглый люк в корме. Правда, отворачивать болты все равно придется, зато люк можно открыть вручную, если, конечно, вас двое. Доступ к ТНВД и фильтрам еще проще, вы это уже знаете. Разборка и регулировка остальных узлов и агрегатов танка также представляет собой довольно интересное занятие. Например, ремонт и регулировка тормозов, а также многочисленных тяг управления, идущих с рабочего места механика–водителя в «машинное отделение».

89-AT-5-4.jpg

Тяги эти постоянно выгибаются и растягиваются, из-за чего возникают трудности и в переключении передач, и в управлении поворотом. А натягивать гусеницы – вообще, песня! Хотя менять в них пальцы гораздо удобнее, чем в современных танках. Они держатся только за счет шляпки с внутренней стороны и силы трения. А чтобы пальцы не выскочили, каждый оборот ленты их подбивает на место специальный башмак. Километров через 500 пробега шляпки пальцев уже довольно сильно изношены. Если их не поменять, палец может выскочить, а гусеница – разъединиться.

Самая же неприятная работа в танке (в мирное время), как и в любой машине – это демонтаж коробки передач. Хотя она поворачивается вокруг выходов к гусеницам вверх и назад, ложась на откинутый «капот», и снимать ее для ремонта сцепления (фрикциона), в принципе, с танка не надо, все равно эти работы очень тяжелые и травмоопасные. Достаточно сильно затруднен доступ к маслобакам и радиаторам, стоящим по бокам продольно расположенного дизеля. Да и на замену огромных наполненных маслом «бочек» воздушных фильтров уйдет часа 1,5 – уж очень хитро там стоят разные болтики-хомутики. Так что в словах патриотов, называющих этот танк «самым ремонтопригодным», есть доля…

Ремонтироваться Т-34, действительно, очень любит. Но бояться этой машины не надо. Ведь «тридцатьчетверка» любима и узнаваема в любом месте бывшего СССР, так что теплый прием и бесплатный сервис везде, куда бы вы на ней ни приехали, обеспечены. Вот только бы научиться переключать передачи!

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Д

Другие статьи на тему

Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
Спецтехника
Mercedes заезжает в вертикальный подъем!
Autocar DC для бетона
Autocar DC для бетона
Спецтехника
Autocar DC для бетона
Freightliner EconicSD Waste Collection Trucks: пришелся ко двору
Freightliner EconicSD Waste Collection Trucks: пришелся ко двору
Спецтехника
Freightliner EconicSD Waste Collection Trucks: пришелся ко двору
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: