КОГДА ДОРОГИ СТАНУТ РАЗУМНЫМИ
В конгрессе участвовало более 250 представителей промышленности, государственных структур, международных и общественных организаций. Некоммерческое партнёрство «Интеллектуальные транспортные системы – Россия» («ИТС – Россия») было создано в 2003 г. В числе его учредителей Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), ОАО «Транспортные коридоры», Агентство по делам федеральных государственных имущественных комплексов.
Возрастающий объём перевозок имеет негативные последствия: растёт уровень людских и материальных потерь, увеличиваются задержки в пути, уменьшается скорость перевозок. Эти тенденции связаны как с объективным недостатком мощностей транспортной инфраструктуры, так и с низким уровнем управления транспортными потоками. Для решения этих проблем была выдвинута идея создания уже не систем управления транспортом, а транспортных систем, в которых средства связи, контроля и управления изначально встроены в транспортные средства, объекты транспортной инфраструктуры и другие объекты транспорта. Причем возможности управления, принятия решений на основе получаемой в реальном времени информации в таких системах доступны не только транспортным операторам, но также и всем пользователям транспорта.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – транспортные системы с активными элементами адаптивного (интеллектуального) поведения. Основу ИТС составляют объекты транспортной инфраструктуры, оснащённые средствами измерений, передачи, ретрансляции и приёма данных, средства дистанционного мониторинга и производства измерений. Эти элементы связаны с информационно-телекоммуникационной системой транспортного комплекса. Существует возможность дистанционного управления исполнительных и индикационных устройств.
Первыми к разработке интеллектуальной системы Advanced Cruise Assist Highway Systems Research Association (Адаптивный шоссейный круиз-ассистент системы научно-исследовательской ассоциации) приступили в 1998 г. в Японии. Ранее, в 1996 г., для реализации «Комплексного плана для ITS Japan» создаётся «Штаб поощрения развития передового информационно-телекоммутационного общества». Позже в научно-исследовательский процесс включились специалисты США и Европы. В настоящее время в Старом Свете с 2007 г. реализуется проект EASYWAY. В нём участвует 21 страна. Основной целью проекта является стимулирование внедрения гармонизированной ИТС на базе TERN. Глобализация не обошла стороной интеллектуальные транспортные системы. Сегодня 28 национальных ИТС-ассоциаций и 1500 участников объединены в ERTICO. Между этой организацией, ITS AMERICA и ITS Japan заключены договоры с целью расширения взаимодействия.
С точки зрения потребителя ИТС представляет собой систему интегрального информационного обеспечения, представленную совокупностью информационных сервисов, предоставляемых на основе использования информационных ресурсов.
Широкое внедрение ИТС в национальном масштабе даёт прирост ВВП на 7–10%. Доля транспортных расходов в себестоимости продукции и услуг сокращается до 10–15%, потребление топлива при перевозках в крупных городах снижается на 20–30%. При этом на 2–3% увеличивается количество рабочих мест. Эффективное транспортное сообщение выравнивает уровень социально-экономического развития регионов и снижает экологическую нагрузку на окружающую среду. Следует отметить, что экономическая эффективность возрастает с полнотой и качеством аналитической обработки информационных ресурсов, добываемых техническими средствами мониторинга или предоставляемых участниками транспортных операций.
В России отсутствуют планомерные работы на государственном уровне по комплексному развитию ИТС, не проработана стратегия развития как интеллектуально-информационных систем в целом и их основных компонентов АСУДД, так и других систем управления, интегрально входящих в систему обеспечения общественной безопасности. В Российской Федерации ещё только разрабатывается концепция единой вертикально-интегрированной государственной системы информационного обеспечения «ГАС – “Управление”», которую планировали завершить в 2008 г. (!?).
Несмотря на это, имеется много примеров развития локальных элементов и систем, относящихся по современной терминологии к ИТС. Примерно 200 фирм занимаются предоставлением систем мониторинга с интеллектуальными элементами. Они выполняют правительственные и местные заказы по созданию информационных ресурсов, систем мониторинга и управления. Отсутствие государственной координации и поддержки приводит к отсутствию межпроектной унификации и координации проектов, реализуемых различными компаниями, возникновению межведомственных информационных барьеров. Ведомственный подход приводит к недостаточному вниманию к оперативному анализу данных и прогнозированию.
Одной из основных задач Министерства транспорта РФ является формирование ведомственного сегмента ГАС – “Управление”. Её основой станет автоматизированная система управления транспортным комплексом – АСУТК. Основными целями создания АСУТК является повышение эффективности принятия управленческих решений, обеспечение участников транспортного рынка полной и достоверной информацией за счёт формирования единого информационного поля.
Реализуемые проекты ориентированы на использование зарубежной картографической основы, геоинформационных систем и сигналов Navstar/GPS. На разработку отечественной системы Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС уже было выделены десятки миллиардов рублей. Только на этот год запланировано выделение 10,7 млрд. руб. Сегодня двухсистемные устройства, с нерусским названием Glospace, приспособленные к одновременной работе в системах ГЛОНАСС и GPS, уже есть в продаже. Специалисты планируют увеличить группировку на орбите до 30 спутников к 2011 г. и поднять точность работы всей системы ГЛОНАСС для гражданских пользователей до одного метра. На практике это означает догнать GPS.