ISUZU – ДЕВЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПРОГРЕССА

АНГЛИЙСКИЕ КОРНИ
Предшественницей японской автомобилестроительной компании Isuzu была созданная в 1916 г. судостроительная верфь «Токио Исикавадзима Шипбилдинг энд Инджиниринг Компани». В 1918 г. в ее цехах началась сборка легковых и грузовых автомобилей из частей, закупавшихся в Англии у компании «Уолсли». Этим почти японским автомобилям была присвоена марка «Сумида». Кроме того, легковая машина получила еще индекс «А-9» и с 1922 г. стала серийной продукцией. Она стоила 10 тыс. йен – астрономическую сумму в эпоху, когда высококвалифицированный автомобильный механик зарабатывал меньше 100 йен в месяц. Поэтому купить первый легковой «А-9» могли только очень богатые и зажиточные люди. В это же время был построен первый 1,5-тонный грузовик модели «CP», в котором явно просматривались конструктивные элементы все тех же английских «Уолсли». Но главным было то, что он стал первым грузовиком, построенным не только в Японии, но и в Азии. С 1925 г. к производственной программе прибавились 15-местные автобусы «CG». Через 2 года, после модернизации, автобус получил собственное имя «Сумида-Бас». К 1927 г. гордые японцы отказались от услуг англичан.
ХОЧЕШЬ ВЫЖИТЬ – РАБОТАЙ НА АРМИЮ
В 1933 г. автомобильное отделение «Исикавадзима» вместе с другой автомобильной фирмой «ДАТ» образовывает новую фирму «Отомотив Индастри Лимитед». Милитаристская политика тогдашнего японского правительства приводит к переориентации экономики страны на производство военной продукции. Компания начинает выпуск ряда военных грузовиков, им присваивается марка «Isuzu».
Это были трехосные армейские машины К-93, уже тогда имевшие перспективную односкатную ошиновку, улучшающую проходимость по бездорожью. Основой для них послужил американский штабной «Хадсон» Супер-Сикс, партия которых была закуплена в США в 1932 г. для военных операций в Маньчжурии. С 1933 г. начинается серийный выпуск 7-местного открытого штабного автомобиля «Тип-93» или М2593. На следующий год начинается производство 1,5-тонного капотного грузовика «TU10» или «Тип-94» с колесной базой 3900 мм. Его предлагали в сорока различных вариантах и в бескапотном исполнении с колесной формулой 4х4. Машины оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем 70 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, главной передачей червячного типа, тормозами с механическим приводом. Хороших автомобильных дорог тогда в Японии было очень немного, поэтому все грузовики Isuzu имели оборудование для передвижения по железнодорожным рельсам.
Параллельно под марками «Сумида» и «Чийода» эти автомобили строила компания «Мицубиси». Впоследствии на модели Isuzu «Тип-98» устанавливали 80-сильный двигатель. В 1937 г. на шасси К-93 начался выпуск двухосного штабного автомобиля «KGA», с колесной формулой 4х4, получившего 55-сильный мотор. С 1933 г. Isuzu поставляла для японской армии 2,5-тонный капотный грузовик «TH40» с 70-сильным двигателем.
А ВМЕСТО СЕРДЦА – ДИЗЕЛЬНЫЙ МОТОР
В середине 30-х японское правительство создало специальный департамент, в обязанности которого входила координация машиностроительных предприятий по конструированию и постройке дизельных двигателей, ведь запасы нефти в Японии ограничены, да и во всем мировом автомобилестроении стремились перейти на экономичные двигатели. Компания покупает у немецких фирм «МАН» и «Дойтц» лицензии на их дизельные моторы. В 1936 г. Isuzu, на основе изучения немецкого опыта, первой в Японии строит и успешно испытывает 5,3-литровый дизель с воздушным охлаждением, установив затем его на специально сконструированное грузовое шасси «TH». Таким образом, компания стала первым в Азии продуцентом автомобилей с дизелями, заняв лидирующую позицию по производству таких моторов, которую, кстати, удерживает и сегодня. Тогда же Isuzu разрабатывает очень оригинальный автобус – дизельный седельный тягач с пассажирским полуприцепом.
В 1937 г. выпуск автомобилей Isuzu переходит к компании «Токио Отомоутив Индастри Лимитед», появившуюся в результате объединения компании «Киодо Кокусан Дзидося» с автомобильным отделением группы «Токио Гэс энд Электрик Компани», которая стала выпускать автомобили «Сумида» под маркой «Isuzu». Новая фирма устанавливает дизели на 3-тонные армейские грузовики «Тип-1» и 7-тонные «Тип-2», а кроме того, и на полугусеничные артиллерийские тягачи, получившие обозначение «Тип-98». В 1943 г. компания создает 20-тонный карьерный самосвал «TH10» с колесной формулой 6Х4 для строительства военных портов. Они также комплектуются 5,1–8, 55-литровыми 85–120-сильными дизелями собственного производства.
В 1941 г. компания снова изменяет свое название на «Дизель Мотор Индастри», а через год от нее отпочковывается отделение «Хино». С октября 1945 г. эта компания возобновляет выпуск довоенного 3-осного грузовика с индексом «TU80», но уже через год оказывается на грани банкротства. В 1949 г. фирма снова проходит реорганизацию и получает название «Исудзу Моторс Лимитед». Своим возрождением эта новая компания Isuzu, в первую очередь, обязана крупным заказам на военные грузовики, финансировавшимся из государственного бюджета США.
Оккупационным войскам требовались транспортные средства, и в начале 50-х Японии разрешили производить военные грузовые автомобили, базировавшиеся на американских конструкциях II мировой войны с агрегатами японского производства. Поэтому в 1953 г. начинают сходить с конвейера машины «TW340» 6Х6, внешне очень схожие с американскими GMC. С 1957 г. начинается их серийный выпуск, правда, двигатель на них собственный – 6-цилиндровый 120-сильный. Механические тормоза уступают место гидравлическим, двигатель комплектуется японской 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной – тоже японского производства.
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПОДЪЕМ
Первый серьезный шаг, ставший базисом для создания обширнейшей гаммы грузовых автомобилей, был сделан в 1959 г., когда компания выпустила первые бескапотные 2-тонные грузовички Elf с 1,5-литровым карбюраторным двигателем мощностью 60 л.с. или дизелем рабочим объемом 2,2 л и мощностью 52 л.с. На его основе строились микроавтобусы: «TL» – для маршрутного такси, «BL» – туристическая модификация и передвижной домик на колесах – кэмпер. Через несколько лет вариант TLD-30 получил новый 2,2-литровый 4-цилиндровый дизель, после чего эти машины стали основой легкой гаммы «N». Но еще долгое время Isuzu выпускала разработанные еще в военное время и хорошо зарекомендовавшие себя простые 2-осные 5-тонные капотные грузовики TD и TI. На их основе в 1961 г. началось серийное производство бензинового варианта TX, а позднее – дизельного TDX.
Технические и финансовые проблемы долгое время не позволяли Isuzu стать одним из ведущих японских автомобилестроителей. С начала 60-х компания большую часть сил и средств тратила на конструирование и производство легковых автомобилей, пикапов и легких фургонов на их базе. Но конкуренция на рынке легковых автомобилей в Японии к концу десятилетия обострилась настолько, что руководители компании решили отдать предпочтение грузовикам – от пикапов и до тяжелых магистральных тягачей.
Предприятие продолжало совершенствовать конструкцию и увеличивать производство дизелей. Если первый двигатель, выпускавшийся по лицензии «МАН», развивал 30 л.с., то к 1955 г. мощность дизеля Isuzu DN-100 достигла 150 л.с. Дизели Isuzu стояли также на снегоболотоходах, эксплуатировавшихся в 60-х годах на полярной базе «Шова» в Антарктике при t -60о С. Производство дизелей компания постоянно увеличивала: если в 1976 г. она их построила 209 тыс., то к 1980 г. производство выросло до 406 тыс. Значительная часть этих моторов предназначалась для экспорта.
АЛЬЯНС С «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС»
Улучшить положение компании Isuzu помог заокеанский партнер – крупнейший автомобильный концерн «Дженерал Моторс». 16 июля 1971 г. между двумя автомобилестроителями был заключен контракт, по которому американская сторона получила 34% акций Isuzu. Тогда же Isuzu Motors вошла в состав крупнейшего японского промышленного объединения «Хитачи». Инвестиции не только упрочили положение фирмы, но и открыли выход на рынки Западной Европы, Австралии и Америки. Теперь Isuzu продавала свои 1-тонные пикапы QB под маркой «Chevrolet LUB». За океаном началась и сборка легковых автомобилей, а головной завод в городе Кавасаки в пригороде Токио полностью перешел на выпуск дизелей и других автомобильных агрегатов.
В 1973 г. начинается производство бескапотной серии дизельных автомобилей полной массой от 9 до 25 т с очень красивой кабиной. Эта гамма впервые получила название Forward и стала основой будущей серии «F». Ранние простые по конструкции и спартанские по внешнему виду капотные машины послужили основой для моделей «TD» и «TM» полной массой от 16 до 24 т. Они имели под капотом 6-цилиндровые дизели с непосредственным впрыском и 5–6-ступенчатые коробки передач. Параллельно строились их полноприводные варианты HTS (4Х4) и NTW (6Х6) для работы в составе автопоездов общей массой до 50 т.
К НОВЫМ ВЫСОТАМ
В 70-х годах производство дизелей Isuzu перевалило за 100-тысячную отметку, грузовых автомобилей – достигло 40 500. Следующее десятилетие становится решающим для компании. Во-первых, её инженеры создают одну из крупнейших в мире линеек грузовых автомобилей, начинающуюся от пикапов и кончающуюся сверхтяжелыми шасси. Тогда же появляются первые внедорожники Trooper и новый грузовик WFR, представляющий собой 1-тонный рамный фургон с бензиновыми двигателями 1,8–2,4 л и передней независимой подвеской. В 1984 г. сборку этих фургонов, названных «Миди», налаживают на английских заводах «Бэдфорд» – филиале «Дженерал Моторс». На основе Trooper начинается сборка серии 1-тонных пикапов TF, предлагавшихся в 21 варианте с 4 типами бензиновых и дизельных двигателей, с короткой 3-местной, удлиненной или двойной кабиной на 5–6 мест. Сборку этих пикапов начинают в США.
1984 г. приносит обновленный Elf, который начинают выпускать на турецком филиале «Анадолу Исудзу». В 1985-м начинается производство нового семейства грузовиков среднего класса серии «F» с кабиной над двигателем, состоящей из нескольких базовых моделей полной массой от 6 до 15 т в 56 модификациях с 6-цилиндровыми дизелями мощностью от 136 до 200 л.с. Ряд моделей на рынках США продают под марками Chevrolet и GMC. В это же время формируется новая тяжелая серия грузовых автомобилей CVR, сначала состоявшая из 2 базовых моделей в 58 вариантах исполнения - от 15 до 28 т.
Для этих машин используется 3 базовых силовых агрегата: 6-цилиндровый 175-сильный, V-8 мощностью 272 л.с. и V-10 в 354 л.с. На основе этой гаммы производятся 2- и 3-осные магистральные седельные тягачи для автопоездов полной массой 38–55 т с моторами от 354 до 381 л.с. Одновременно Isuzu производит различные автобусы, самосвалы, специальные шасси. Усилия компании не проходят даром: к 1989 г. по производству грузовиков полной массой свыше 6 т «Исудзу» занимает 1 место в мире. А в 1988 г. со сборочного конвейера сходит 2-миллионный дизель.
Последнее десятилетие века началось введением новой серии Trooper и компактного тормоза-замедлителя для тяжёлых грузовиков. В 1993-м пошло в производство новое поколение грузовых автомобилей «N» или Elf, отличавшихся обтекаемой 3-местной кабиной с подчеркнуто восточным оформлением для внутреннего японского рынка. Позднее компания отпраздновала выпуск 3-миллионного «Эльфа». Эти автомобили для Японии, Западной Европы, США и стран третьего мира значительно разнятся между собой.
Так, в Японии Elf с колесной формулой 4Х2 или 4Х4 имеет грузоподъемность 1–3 т, полную массу 2,8–6 т и предлагается с четырьмя 4-цилиндровыми дизелями рабочим объемом от 2,7 до 4,6 л и мощностью от 85 до 133 л.с., механической 5- или 6-ступенчатой коробкой, либо «автоматом», дисковыми тормозами с АБС и подушками безопасности. Для Европы базовыми являются модели «NPR-69», «NPR-65/66» и «NQR-70» полной массой 3,5–7 т с приводом только на задние колеса. В отличие от японских, на них устанавливают экономичные 4-цилиндровые турбонаддувные дизели мощностью от 121 до 146 л.с. Для азиатских и африканских рынков предлагаются более тяжелые варианты NQR-71, NQR-72 и NQR-73 полной массой от 4,5 до 8 т и дизелями мощностью до 210 л.с. В ряде стран грузовики серии «N» продаются под марками «Бедфорд », «Шевроле» и «Опель».
В 1995 г. увидела свет новая серия грузовых автомобилей «F» или «Форвард», имеющих грузоподъемность от 3,5 до 8,7 т и полную массу от 8 до 15 т. В 1998 г. началось серийное производство развозного «Форвард-Макс» с двигателем в 205 л.с. и грузоподъемностью 3,6 т, оснащенный пневматической подвеской на 4 баллонах.
В 1995 г. прошли модернизацию тяжелые серии «C» и «I», получившие в Японии название «Тига». Это многочисленные варианты бортовых автомобилей, фургонов и седельных тягачей. Основными базовыми являются модели «CVR», низкорамные машины – CXM, CYM и CYG с задними и средними управляемыми мостами. Также выпускаются серии CXZ (6Х4) и CYN (8Х4) грузоподъёмностью 8,6–15 т и полной массой 15,5–25 т. На их базе строятся седельные тягачи IXR в 2-осном исполнении и IXZ – в 3-осном, для работы в составе автопоездов общим весом до 70 т. Их аналоги IXD и IXY имеют пневматичекую подвеску с регулировкой жесткости и уровня положения рамы, а кроме того, более комфортабельную и безопасную кабину, рядные шестицилиндровые дизели с турбонаддувом и интеркулером. Рабочий объем моторов 12 068 и 15 681 см3, мощность 330–450 л.с.
Интересен также седельный тягач Isuzu IXZ-7512 с V-образным 10-цилиндровым дизелем с турбонаддувом и интеркулером. При рабочем объеме 30 л мотор имел мощность 600 л.с. С 1998 г. к многочисленной производственной гамме грузовых автомобилей, выпускаемых Isuzu, прибавилась серия «Гигамакс», в которую вошли 3-осные и 4-осные модели с двигателями мощностью до 360 л.с. и полностью пневматической подвеской.
Компания Isuzu начала поставлять грузовые автомобили в Советский Союз в 1969 г., когда была заказана партия 8-тонных капотных самосвалов TVR. Исходя из этого, ее можно назвать старейшим поставщиком на рынок СССР среди японских производителей. Сегодня в Елабуге налажена крупносерийная сборка легких коммерческих грузовиков Isuzu NQR-71 с высокоэффективным и экономичным дизелем мощностью 121 л.с. На шасси этого грузовика ставят различные кузова – от фургонов и самосвалов до мусоровозов.