ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

На сегодняшний день в производственной линейке завода бронетранспортёр БТР-80, являющийся эволюционным развитием линии БТР-60 и 70, а также принципиально новая машина – БТР-90. К удивлению журналистов, собравшихся в последнее воскресенье марта на «День открытых дверей», устроенный заводом, относительно новый, но уже ставший знаменитым автомобиль «Тигр» производится здесь, а не на «ГАЗе».
Бронетранспортёр БТР-80 пришёл на смену БТР-70. Хотя внешне его бронекорпус схож с «семидесяточным», он стал больше по размерам, серьёзно доработаны боковые люки для десанта. Состав вооружения не изменился. «Главный калибр» – пулемёт КПВТ (14,5 мм) соседствует в поворотной башенке с пулемётом Калашникова. А вот силовая установка полностью новая. На БТР-70 в кормовой части машины стояли 2 «газоновские» «восьмёрки». В нормальных дорожных условиях правый двигатель через свою 4-ступенчатую коробку передач и «раздатку» приводил в движение третью ось машины, левый – четвёртую. В случае необходимости, можно было включить полный привод (ещё по одной оси от каждого двигателя) и пониженную передачу. Оба двигателя совместно приводили насос водомёта. Вода забиралась под днищем машины, а выбрасывалась назад, обеспечивая движение машины на плаву.
В «восьмидесятке» двигатель один. Сначала это был форсированный до 260 «лошадей» КАМАЗ, потом стали устанавливать и ЯМЗ-238. Это дало резкий прирост мощности, уменьшение потерь из-за несинхронной работы двух бензиновых силовых агрегатов, повысило надёжность машины.
Трансмиссия БТР-80 почти автомобильная. 5 передач, привод в обычных условиях на 3 и 4 ось, и возможность подключения «пониженной» и двух передних мостов. Блокировка межосевых дифференциалов не нужна по причине их отсутствия, а межколёсные дифференциалы повышенного трения знакомы владельцам военных «уазиков» и «шишиг».
Управлять «восьмидесяткой» после непродолжительного привыкания к особенностям обзора сможет любой водитель грузовика. Рабочее место находится слева спереди, есть и лобовое стекло (это редкость на военной технике). Посадка водителя не танковая полулежачая, а автомобильная. На шоссе БТР-80, в отличие от еле ползающих бензиновых «семидесяток», уверенно держит скорость за «80». Правда, об износе дорогостоящей резины и расходе топлива лучше не думать.
Что касается проходимости, то она, конечно же, велика, но не безгранична. Машина тяжёлая, длинная, может не вписаться в поворот, или сесть на днище (мостов, как таковых, у него нет, подвеска независимая). БТР умеет плавать, но перед тем, как заехать в воду, нужно иметь в виду, что выехать на берег он может далеко не везде. Наметить маршрут следует заранее.
Одно из главных свойств бронетранспортёра – защищённость. Тут «восьмидесятке» похвастать особо нечем. Требование обязательной плавучести машины, от которого не собирается отказываться Минобороны, не оставляет возможности увеличить массу машины и повысить её защищённость. По идее, БТР должен «держать» огонь 12,7 мм пулемёта спереди, и защищать от попадания пуль калибра до 7,62 мм с остальных сторон. Но это только на «нормальной боевой дистанции», то есть далеко не в упор, и благодаря наклону брони. Ведь для боевых действий наши БТРы и БМП не очень предназначены, их основное назначение – довезти отделение на рубеж атаки. Но сейчас уже редко атакуют вражеские окопы. БТРы не мчатся за танками в мифические прорывы, а используются для конвоирования транспортных колонн, в качестве неподвижных огневых точек, для патрулирования и.т.д. В общем, не в соответствии со своим первоначальным назначением. В этой ситуации неплохо бы увеличить защищённость машины, отказавшись от плавучести. Тем более, что плавают БТРы в нашей Армии, в основном, на полигонах, после тщательной подготовки и проверки.
Несмотря на это, преимуществ у БТР-80 больше, чем недостатков. Всё-таки это простая, дешёвая как при покупке, так и во время эксплуатации, высокопроходимая машина с мощным вооружением и стальной, а не алюминиевой бронёй. Заграничных покупателей у БТР–80 масса, и завод работает на полную мощность. Для тех же, кому не хватает возможностей пулемёта-переростка КПВТ, выпускается БТР-80А с автоматической пушкой.
Если БТР-80 продолжает линию БТР-60, 70, то БТР-90 – абсолютно новая машина. Если поставить рядом оба бронетранспортёра, то окажется, что «девяностый» в 1,5 раза выше своего предшественника. Обращает на себя внимание и торчащий из башни ствол автоматической пушки. Впрочем, есть ещё и БТР-90М с «соткой», такой же, как и на БМП-3. Водомёт, ранее находившийся в корпусе бронетранспортёра, теперь вынесен в отдельный узел снаружи. Его конструкция стала, конечно, проще, но теперь он не может работать на мелководье, помогая бронемашине выйти из речки. Если мы подойдём к БТР-90 ближе, то увидим, что на его лобовой бронеплите исчезли лобовые стёкла. Теперь управлять можно, только наблюдая в танковые перископы, или в положении «по-походному», засунув голову в дурацкую будку с окном, устанавливающуюся над люком механика-водителя. Это – неизбежная плата за увеличение бронезащиты. Ведь «лоб» бронетранспортёра теперь держит мелкокалиберную пушку. Да и бронирование бортов возросло. Они способны противостоять пулям калибра 12,7 мм. Улучшилась и противоминная защита. Если предшественнику не были страшны противопехотные мины, экипаж БТР-90 имеет шансы выжить и при подрыве на противотанковой. Впрочем, противотанковые мины бывают разные. Есть те, которые взрываются под гусеницами. Встреча с ними хоть и закончится для БТР-90 отрывом колеса, внутри транспортёра никто особо не пострадает, и он будет в состоянии продолжать движение. А есть и кумулятивные мины, пробивающие днище. В этом случае спасения нет.
Ходовая часть БТР-90 полностью новая. Двигатель не автомобильный, а похожий на моторы боевых машин пехоты: 10-цилиндровый, быстроходный, V-образный, с развалом блоков почти в 180 градусов. Его индекс УТД-32. Мотор, конечно же, мощный, но трудоёмкий в капитальном ремонте. Первые же «Ростки», так ещё называют БТР-90, оснащались 6-цилиндровым V-образным мотором 2В 06. У машины нет и механической трансмиссии. Вместо неё – реверсируемая гидропередача с подводом мощности по бортам машины. Схема трансмиссии позволяет запустить вращение правых и левых колёс в разные стороны и выполнить разворот «по-танковому».
Конечно, если смотреть на тактико-технические характеристики, БТР-90 превосходит своего предшественника, но есть и ряд вопросов.
Хорошо, что усилили защиту, но ведь попадание 30-миллиметрового снаряда в лобовую часть бронетранспортёра – случай достаточно редкий. В первую очередь, надо бы обеспечить хорошую защиту от гранатомётов.
30-миллиметровая пушка, с одной стороны, вроде бы хорошо. Но для приведения в боевую готовность её надо долго и упорно «накачивать». Это вам не затвор передёрнуть. Ведь пружина в пушке туже, чем в энергоаккумуляторе стояночного тормоза грузовика. То есть мгновенно ответить огнём на внезапно возникшую угрозу экипаж БТР-90 не в состоянии.
Самое же главное – бронетранспортёр стал более тяжёлым, приблизившись по своим характеристикам к гусеничной БМП-3. Получается, что в Российской армии теперь будут 2 машины с более-менее схожими ТТХ: гусеничная и колёсная. Причём, сопровождать танки они всё равно не могут по причине слабого бронирования, а вот подвижность и простоту конструкции «восьмидесятки» БТР-90 поутратил. И всё-таки он лучше. Ведь его бронезащита надёжнее.
Есть ещё в нашей Армии такая машина, как БРДМ. Небольшая, 2-осная, с бронированием и вооружением на уровне БТР - она была незаменима для поездок разведчиков, мелкого начальства, химзащитников. Также машина могла использоваться и как пусковая установка для противотанковых ракет. В горячих точках её использовали Внутренние войска. БРДМ сопровождали конвои, служили огневыми точками. Словом, делали всё то же самое, чем в большинстве случаев занимались БТРы, но с меньшими затратами и риском быть обнаруженными и уничтоженными. Однако машина устарела и была снята с производства. Проблемы с защитой у неё были те же. Водить такую маленькую машину, наблюдая местность через узкие лобовые стёкла, было неудобно. Вооружена она избыточно, а бензиновая «газоновская» «восьмёрка» была прожорливой и пожароопасной.
Арзамасский завод производит ремонт и модернизацию находящихся в строю БРДМ, но новые маленькие боевые машины нужны армии уже давно. Им не нужно уметь плавать, не нужен и противотанковый пулемёт КПВТ в башне. В целях защиты от мин, двигатель лучше разместить спереди, а водителю предоставить нормальный обзор, как во внедорожнике. Да и сиденья можно поставить нормальные. А сэкономленный вес пустить на усиление защиты. Вот и готовы требования к новой машине. Разработанный по требованиям арабских стран «Тигр» пришёлся как нельзя кстати. Некоторые знатоки говорят, что это неудачная копия «Хаммера», имея в виду худшую проходимость и в 2 раза больший вес. Но, при некоторой внешней схожести, «Тигр» - это не «наш ответ Хаммеру», а, скорее, несколько доработанная под реальные условия эксплуатации концепция БРДМ. Или что-то среднее между ней и милицейским «Уазиком».
«Тигр» не должен участвовать в непосредственном контакте с противником, ехать, поливая всё вокруг огнём из пулемёта, зато должен быть в постоянной готовности к нападению и сохранению жизни своих пассажиров. Неизвестно, когда оно состоится – через несколько секунд или лет, но оно обязательно будет, и тогда «Тигр» не подведёт.
Требования к защите «Тигра», учитывая специфику его службы, слабее, чем у бронетранспортёра. Увидеть террориста, выбегающего на дорогу с пулемётом калибром 12,7 мм, можно только в кино. Бандура это очень тяжёлая (40 - 50 кг), длинная и с огромной отдачей. Ну, а от пуль калибра до 7,62 мм, и от воздействия фугасов «Тигр» вполне защищает. Хотя подвеска у него от БТР, колёс у «Тигра» только 4. После наезда на мину речь о продолжении поездки для этой машины уже не идёт, но экипаж и пассажиры, скорее всего, останутся живы, а это - главное. А то, что коробка передач и двигатель иностранные, так «Тигр» – машина не боевая, а полицейская, предназначенная для борьбы с врагом внутренним, и наличие импортных комплектующих на обороноспособность нашей Родины никак не повлияет.
Кстати о комплектующих: Арзамасский машиностроительный завод многие детали трансмиссии и подвески для своих бронетранспортёров выпускает сам. Единственный крупный покупной агрегат – двигатель. Однако, УТД-32, которым будет впредь комплектоваться БТР-90, выпускают на одном из предприятий, входящих в ООО «Военно-промышленная компания». На принадлежащем той же компании заводе корпусов выпускают и бронекорпуса. Так что, всё производство колёсных боевых машин в нашей стране в одних руках. А значит, простоев не будет. Броневой щит Родины будет коваться непрерывно!