СОГРЕТЬСЯ И НЕ СГОРЕТЬ Как правильно эксплуатировать автономный отопитель
Несмотря на многообразие марок, устройство и алгоритм работы всех воздушных отопителей мало отличаются друг от друга. Отопители могут комплектоваться отдельным пультом управления, на котором можно выставить время включения, продолжительность работы или просто требуемую температуру. Получив от датчика сигнал о низкой температуре в кабине, автоматика даст сигнал на включение подогревателя. Исправный и расположенный в правильном месте датчик реагирует даже на кратковременное открытие дверей.
При первоначальном запуске отопителя сначала производится диагностика устройства. Если все в порядке, начинается розжиг, если нет, на пульте появляется код неисправности. Самые ходовые – 002 и 011 (пониженное напряжение); 052, сигнализирующая о проблемах с топливом, и 012 (перегрев). Если слишком долго эксплуатировать перегревающийся отопитель, он заблокируется.
Если устройство исправно, включается вентилятор. Он продувает камеру сгорания и освобождает её от остатков продуктов сгорания и паров топлива, которые могли остаться с предыдущего цикла работы. После этого наступает очередь свечи накаливания. Потребляемый при этом ток 24-вольтового отопителя лишь немногим меньше 10 А. После того как свеча накалится, начинается подача топлива. После достижения устойчивого горения свеча выключается. В работе остаются только такие малозатратные в плане электричества агрегаты, как вентилятор и топливный насос. При этом потребляемый ток резко падает и не достигает 1 А. Поэтому стоять с работающим отопителем, заглушив двигатель, можно довольно долго. При падении напряжения «автономка» сама отключится, сберегая энергию для пуска.
Выключается отопитель тоже не так просто. Останавливается топливный насос, гаснет факел, включается для очистки свеча, а вентилятор продолжает работать еще несколько минут для того, чтобы теплообменник, представляющий собой кожух из алюминия, или котел, как его называют некоторые водители, успел охладиться.
Иногда бывает с машинами такая фишка: едет, едет она по кочкам, раз – и пропало все электричество. Вроде пустяк, отвалился провод, но если это происходит при работающей воздушной печке, вентилятор моментально останавливается, радиатор деформируется, пластмассовый кожух отопителя плавится. Кстати, такого же результата можно добиться, если начать снимать аккумуляторы сразу после выключения печки. Установленному по правилам отопителю отключение «массы» не страшно, питание у него автономное.
Зимой (а когда еще пользоваться такой штукой?) забивается снежной пылью приемная воздушная труба. Результат – как в карбюраторной машине – переобогащенная горючая смесь и дым. Причиной дымления отопителя могут быть и пониженные обороты вентилятора. Хорошо (хотя, конечно, не очень), если блок управления выдает неправильные команды. Бывает и так, что причины этому чисто механические. Вообще, если нормально работающий вентилятор на долю секунды запнется, как будто за что-то зацепившись, это не страшно. Гораздо хуже, если вентилятор «скребётся» постоянно.
Тот, кто знаком с устройством электромотора, скажет: «Пришел конец подшипникам», и будет прав. Якорь при этом получает возможность перемещения и цепляет обмотку возбуждения. Если продолжать эксплуатировать такую печку, перетрется изоляция, произойдет короткое замыкание и вентилятор остановится. Почему пострадает котел, мы уже знаем. Еще при этом может не выдержать расположенный под крыльчаткой блок управления. У WEBASTO он не защищен, а у Eberspacher стоит в ребристой металлической коробочке, которая вдобавок помогает его охлаждать. Замена электродвигателя при этом практически неизбежна. Хотя теоретически в двигателе возможно заменить подшипники и якорь, мотор-вентилятор считается узлом одноразовым, уж очень хитро он собран.
Часто отопители не работают из-за загустевшего топлива. Характерные признаки – трудности с запуском и самопроизвольное прекращение горения в процессе работы. С загустением бороться достаточно просто. Достаточно в отдельный топливный бачок отопителя залить дизтопливо и керосин в соотношении 1:4 (2 литра керосина на 8 литров солярки). «Улучшать» пропорцию или работать на чистом керосине не стоит. Это один из наиболее быстрых путей перегреть теплообменник.
С отопителями, вышедшими из строя из-за загрязненного топлива, сложнее. Причиной плохой работы может быть засорение топливного фильтра, который находится в отдельно стоящем насосе, на входе (со стороны бачка). Развинчивать «выход» подкачивающего насоса категорически не рекомендуется. Там находится дозирующая топливо система. Но нередко заменой фильтра дело не ограничивается, и без полной разборки печки не обойтись.
Отопитель по большому счету состоит из двух основных частей: мотор-вентилятора и камеры сгорания, заключенных в пластиковый кожух. Сняв его, можно «располовинить» отопитель на две части, очистить камеру сгорания, поменять свечу, почистить ее сетку.
Может выйти из строя и блок управления, что находится под вентилятором. Он может неправильно управлять мотор-вентилятором и не соблюдать необходимую частоту вращения. Результат – дым, вследствие «бедной» смеси в камере сгорания. Ещё блок управления может просто взорваться. Обычно это происходит вследствие короткого замыкания в автомобиле или во время «прикуривания». Отключайте в такие моменты «автономку»! Все эти поломки не очень опасны в плане пожара. Случись что, автоматика перекроет подачу топлива.
Конечно, в отопителе установлены многочисленные датчики, и иногда он не хочет работать из-за их отказа. В таком случае всегда можно найти выход из положения. Такой, например, какой нашел этот водитель «Вольво». Отопитель установлен у него в беспорядочной мешанине проводов, идущих к отсоединенным датчикам. Печка при этом будет работать всегда! Пять с плюсом за сообразительность и два с минусом за пожарную безопасность! Конечно, с точки зрения классовой борьбы сжечь машину хозяина-эксплуататора и не оказаться при этом виноватым – высший пилотаж, но спать с таким обогревателем страшно…
Автономными отопителями «снова» оборудованы не все машины. Например, у большинства овеянных славой американских тягачей они отсутствуют. Вместо них есть система, периодически запускающая двигатель «на прогрев». Однако в наших условиях, когда ждать погрузки-разгрузки приходится днями, это не очень помогает. Температура все-таки меньше, чем при работе под нагрузкой, да и долгой работы на «холостых» дизеля не любят. Отопители на американские машины обычно устанавливают в багажный отсек под «спальником». Места там вполне достаточно. Сложностей с разным напряжением, как правило, не возникает: «автономки» на 12В и запчасти к ним есть всегда.
Стоимость оборудования машины обогревателем зависит от тепловой мощности агрегата, его марки и объема необходимых подготовительных работ и составляет 30–40 тыс. руб. Владельцу грузовика заранее ничего приобретать не надо. Отопители и вся арматура для их установки есть в каждой уважающей себя мастерской. Работа по оборудованию машины «автономкой» включает монтаж собственно отопителя, его пульта управления, подключение питания топливом и электричеством и прокладку рукавов для входа холодного, выхода теплого воздуха и отвода выхлопных газов. Занимает этот процесс от 2 до 6 ч, так что никаких загрузок на этот день лучше не планировать.