• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

08.12.2008
Автор: Александр НОВИКОВ

ФУРГОНЫ – АВТОМОБИЛЬНЫЕ

В прошлом номере мы начали рассказ о специализированном транспорте вообще и о советских фургонах довоенного периода в частности. Продолжаем тему советских фургонов, но уже в послевоенное время.
ФУРГОНЫ – АВТОМОБИЛЬНЫЕ
История

В послевоенные лидеры по выпуску автофургонов в СССР вырывается Горьковский Завод Торгового Машиностроения (ГЗТМ), специалисты которого разработали и наладили выпуск целой серии фургонов для перевозки продуктовых и промышленных товаров на шасси только что пошедшего в производство грузового автомобиля ГАЗ-51. ГЗТМ предлагает как «фургоны-коробочки» для установки на стандартное грузовое шасси, так и «автобусные».

106-block-AT-10-7.jpg

ГЗТМ-952 устанавливали на обычное шасси ГАЗ-51 с удлиненной рамой, он становится самым популярным. Поставляется заказчикам в двух вариантах – просто «952», с облицовкой из листовой стали, и «952Д» с облицовкой из дюралевого листа. Каркас кузова деревянный, крыша покрывается фанерой, обтянутой брезентом. Внутренняя обивка кузова – из фанеры, пол деревянный. Односторонняя загрузочная дверь в задней стенке кузова, одностворчатая, каркасная, с замком-защелкой и ушками для опломбирования. Для облегчения погрузки-разгрузки под дверью имеется выдвижная двухступенчатая подножка. Этот автофургон на многие послевоенные годы становится самым распространенным.

106-block-AT-10-8.jpg

Автофургон автобусного типа ГЗТМ-АВП-56 устанавливается на шасси со смещенным вперед управлением, кабина водителя составляет с кузовом единое целое. Задняя часть кузова цельнометаллическая, остальная собрана на деревянном каркасе, облицованном снаружи листовой сталью. Внутренняя поверхность отделана каркасным картоном. Кабина водителя изолирована от грузового отделения специальной перегородкой, в которой есть два глухих окна для наблюдения за погрузкой-разгрузкой. Водительское сиденье регулируется, а отсутствие переднего капота обеспечивает великолепную обзорность. Товары грузят и разгружают через одностворчатую дверь в задней стенке кузова. Для облегчения погрузки под дверью устанавливается выдвижная подножка. Вдоль потолка грузового отделения укреплены штанги, позволяющие перевозить готовую одежду на вешалках. АПВ-56 производится на ГЗТМ до 1962 г., после чего его выпуск передают Тартусскому авторемонтному заводу Минавтотрансшосдора Эстонской СССР (именно так оно тогда и называлось, а значило: министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог).

107-block-AT-10-3.jpg

Для доставки готовой одежды в магазины (пальто, костюмов, платьев) на вешалках в 1959–1965 гг. Павловский автобусный завод имени Жданова выпускал автофургоны ПАЗ-661, которые большей частью работали с прицепами-фургонами того же завода. Оба кузова имели двери с правой стороны, а внутри кузовов под крышей были установлены горизонтальные штанги для одежды. Вешалки с горизонтальных штанг снимались специальными захватами, что обеспечивало поддержание чистоты груза и фургона. Плотность размещения товара обеспечивала его сохранность. Вместимость кузова составляла 150 зимних или 220 демисезонных пальто или 250 костюмов.

108-block-AT-10-3.jpg

Созданный после войны лидер столичных перевозок Главмосавтотранс также налаживает на своих опытных производствах изготовление автофургонов. Полностью приспособленных под нужды этой организации. Что говорит о величайшем дефиците фургонов. Маленькая иллюстрация: в 1979 г. на Автокомбинате № 9 хлеб возили на ГАЗ-52 в фургонах, снятых с ГАЗ-51 и переживших не один носитель!

108-block-AT-10-4.jpg

Наиболее интересным фургоном, созданным рационализаторами Автобазы № 2 и кузовного завода управления торгового транспорта Главмосавтотранса стал «Москуз-19» с поднимающейся крышей на шасси ГАЗ-51. В нем крыша поднималась на 300 мм вверх с небольшим перемещением вперед, в сторону кабины автомобиля. Подъем и опускание крыши в процессе погрузки и выгрузки осуществлялось вручную при помощи системы рычагов и пружинного механизма. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ с поднятой крышей значительно облегчалось.

108-block-AT-10-5.jpg

Для транспортировки хлеба и хлебобулочных изделий ГЗТМ с 1953 по 1963 гг.. выпускал кузов «КХА-2-57», вместимостью 102 (в действительности также и 103, и 104, в зависимости от особенностей шасси. – ред.) лотка. Каркасный кузов монтировался на шасси ГАЗ-51 с удлиненной рамой и был разделен на четыре секции, каждая из которых имела самостоятельную двухстворчатую дверь. Конструкция автофургона позволяла использовать его с одноосным прицепом-фургоном. Тем же заводом фургон КХА-2-57 в 1965 г. был заменен на ГЗТМ-892 на шасси ГАЗ-52. Тартуский авторемонтный завод в шестидесятые годы производил автофургон ТА-9А с вагонным автобусным кузовом из стальных труб, обшитых снаружи листовой сталью, а внутри алюминиевым листом.

109-block-AT-10-4.jpg

Перевозка мелкоштучных хлебобулочных изделий на ГАЗ-51 и ГАЗ-52 оказалась совершенно нерациональной и экономически неоправданной, поскольку грузоподъемность автомобиля использовалась только на 30–40%. Поэтому на заводе Главмосавтотранса был создан хлебный фургон вместимостью 40 лотков на шасси УАЗ-450Д. При необходимости к этому автомобилю можно было прицепить одноосный прицеп.

109-block-AT-10-5.jpg

Муковозы с пневморазгрузкой появились только в середине шестидесятых. До того муку на хлебозаводы везли в мешках. Для подобных перевозок на Автобазе № 5 Главмосавтотранса создали серию автомобилей ЗИЛ-164 с открывающимся металлическим верхом, предохранявшим муку от дождя и снега, для стандартного бортового кузова, допускавшего погрузку-разгрузку с трех сторон автомобиля.

109-block-AT-10-6.jpg

Во времена военного коммунизма об особом комфорте в домах и квартирах простых людей никто не думал, самодельная скамья и плохо обструганный стол, вот и все детали интерьера, а мебель в гостиницах использовалась с царских времен, экспроприированная у богачей. Однако после войны советский человек начинал приобщаться к комфорту, а многочисленные фабрики начали делать диван-кровати, шифоньеры и буфеты для трудящихся, которые приобретали в мебельных магазинах. Так возникла потребность в перевозке мебели. Ее особенностью является малый объемный вес. Что диктовало автофургон максимальной площади и вместимости.

109-block-AT-10-7.jpg

Мебельный фургон должен иметь достаточную внутреннюю высоту, мягкую обивку, мягкие приспособления для фиксации и крепления мебели при перевозках без упаковки. На ГЗТМ в 1956 г. разработали и изготовили кузов-фургон ГЗТМ-954 на удлиненное шасси ГАЗ-51. Деревянный каркас снаружи обшивался листовой сталью, крыша покрывалась фанерой, по которой натягивалась парусина. Внутри для предохранения мебели от повреждений по всему периметру устанавливались в три ряда полумягкие валики. Вдоль крыши внутри кузова были натянуты в три ряда струны, на которых подвешивались мягкие жгуты-прокладки для разделения мебели. В задней стенке имелась двухстворчатая дверь, открывавшаяся до соприкосновения с боковинами, проем двери был равен внутренней ширине и высоте кузова. Для облегчения погрузки в задней части кузова ставили трап с рольгангами, в транспортном положении убиравшийся на продольные брусья основания. Основным недостатком мебельного фургона было то, что при перевозке номинальная грузоподъемность автомобиля использовалась не более, чем на 40%.

110-block-AT-10-3.jpg

Автомобили с изотермическими фургонами в шестидесятых-семидесятых строились Оренбургским заводом холодильного оборудования и Луцким машиностроительным заводом на шасси все того же ГАЗ-51. Назывались они П-504-58, в большинстве случаев работали с одноосными изотермическими прицепами П-483. Температура внутри них поддерживалась с помощью льдосоляной смеси. Однако в конце пятидесятых – в начале шестидесятых в СССР начался массовый выпуск рефрижераторов с автономными холодильными установками, о которых мы расскажем позднее...
110-block-AT-10-4.jpg
110-block-AT-10-5.jpg
110-block-AT-10-6.jpg
110-block-AT-10-7.jpg
111-block-AT-10-4.jpg
111-block-AT-10-5.jpg
111-block-AT-10-6.jpg
111-block-AT-10-7.jpg
Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Объем рынка новых грузовиков в апреле сократился на 41%
Д

Другие статьи на тему

Minardi: за попытку - спасибо
Minardi: за попытку - спасибо
История
Minardi: за попытку - спасибо
КамАЗ разменял 50
КамАЗ разменял 50
История
КамАЗ разменял 50
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
История
В Сибири восстановили редчайший автобус ЗИЛ
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: