ИТАЛЬЯНСКИЕ «ПРОХОДИМЦЫ» РОССИЙСКОЙ «ВЫПЕЧКИ»
Полноприводными пионерами, ставшими плодом совместных усилий итальянских специалистов из концерна IVECO и российских инженеров из компании «Самотлор-НН», стали две модели с колесной формулой 4х4. Одна из них – машина специального назначения для МЧС, другая – реанимобиль для районов со слаборазвитой дорожной сетью. Каждый из них базируется на шасси IVECO Daily S5518W.
ФИРМЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ
Внешность этих автомобилей полукапотной компоновки благодаря стараниям признанного итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро из кузовного ателье ItalDesign получилась вполне стильной для грузовиков малотоннажного класса. Первостепенную роль в этом, безусловно, сыграли кабина и оперенье. Среди других элементов экстерьера выделяются фары каплевидной формы, с размещенными в них по вертикали элементами светотехники, а также две пары противотуманных фонарей. Импонирует решетка радиатора, решенная в том же стиле, что и у магистральных тягачей IVECO Stralis.
Запоминается приподнятый по краям широкий бампер с внушительными по размеру воздухозаборными отверстиями, который обеспечивает дополнительную защиту автомобиля, что совсем не лишнее для модели, часто попадающей на бездорожье. Поворачивающиеся на большой угол наружные зеркала заднего вида увеличенных размеров со встроенными в них боковыми повторителями указателей поворота обеспечивают оптимальный обзор назад. Автомобилю МЧС добавляют колорита две дополнительные фары и массивный «кенгурятник» перед бампером.
Нельзя не сказать пару добрых слов об эргономике и комфортабельности кабины. Панель приборов, вблизи которой на небольшой консоли разместился «джойстик» переключения передач, элегантна и информативна. Показания приборов легко читаются, кнопки, переключатели, тумблеры и пр. – доступны. Работу водителя облегчают сиденья с добротной обивкой и хорошей боковой поддержкой, удобное регулируемое рулевое колесо с толстым ободом, короткий рычаг ручного тормоза с небольшим усилием перемещения, эффективный гидроусилитель руля. Не вызывает нареканий работа систем вентиляции и отопления, внутреннего освещения. Рычаги управления раздаточной коробкой и делителем доступны и удобны.
Дверные панели снабжены вместительными карманами, а салон – двумя противосолнечными козырьками, солидным количеством отсеков и держателей для мелких вещей. Неплохо прижились датчик парковки, программируемый отопитель с таймером, центральный замок с дистанционным управлением, встроенным в ключ, цифровой тахограф, переговорное устройство для связи с грузовым отсеком. Следить за дорожной обстановкой водителю помогает солидная площадь остекления. Подушка безопасности для водителя и пассажира входит в заказное оборудование, так же как и подушки-шторки.
Автомобиль оснащается радиоприемником с MP3-проигрывателем, стационарной навигационной системой с широкоформатным дисплеем, размер которого вдвое превышает установленный стандартом DIN. Маршрутный компьютер выводит на дисплей информацию о состоянии систем автомобиля и данные о поездке. Все это стало возможным благодаря применению более совершенных электрической и электронной систем, объединенных в комплекс CAN-BUS, который к тому же уменьшает число соединений примерно на 30%.
Компания «Савеко» на производственных площадях предприятия «Семар» в г. Семенове осваивает выпуск двух базовых моделей полноприводных автомобилей. Полезная нагрузка для шасси S5518, на основе которого и созданы описанные образцы, составляет 3020 кг, а его база – 3400 мм. Аналогичные показатели у более легкого IVECO Daily S3518 составляют соответственно 1070 кг и 3050 мм. Обе конструкции отличаются высокой степенью унификации. При этом заказчик может стать обладателем либо шасси, либо бортового грузовика с трехместной стандартной или двухрядной шестиместной кабиной. Специальные надстройки будут изготавливать как на заводах самого «Самотлор-НН», так и на других отечественных предприятиях.
НАЧИНКА
«Сердцем» полноприводных автомобилей IVECO Daily S3518 и S5518 служит рядный 4-цилиндровый дизель, несомненным плюсом которого являются лучшие в своем классе силовые характеристики. Действительно, трехлитровый мотор, выполненный в варианте HPI, развивает 176 л.с., а его максимальный крутящий момент достигает 400 Нм в диапазоне 1250–3000 мин-1. Добиться этого удалось благодаря турбокомпрессору с изменяемой геометрией турбины, четырем клапанам на цилиндр, гидравлическим толкателям, двум распределительным валам в головке блока цилиндров и аккумуляторной системе впрыска топлива Common Rail, управляемой электроникой.
Выполнение экологического стандарта Euro-4 обеспечивается системой рециркуляции отработавших газов EGR, которая позволила обойтись без сажевых фильтров DPF. Думается, российские эксплуатационники оценят и то, что срок замены моторного масла и фильтров увеличен до 40 тыс. км. Наряду с этим цепной привод газораспределительного механизма может служить до 350 тыс. км. Для пуска мотора при температуре окружающего воздуха до -30° С служит электроподогрев всасываемого воздуха. Для более суровых условий потребуется предпусковой подогреватель, который устанавливают по заказу.
К несомненным заслугам проектировщиков можно отнести трансмиссию внедорожников. В одном агрегате с двигателем работает механическая 6-ступенчатая коробка передач. От нее усилие к обоим ведущим мостам подводится с помощью планетарной двухступенчатой раздаточной коробки с понижающей передачей, удваивающей силовой диапазон. Есть и делитель. Таким образом, в распоряжении водителя находится 24 передачи. Передний мост с помощью клавиши на панели приборов подключается принудительно, а усилие между ним и задним мостом распределяется в соотношении 32 к 68%.
Для управления «раздаткой» и делителем служат отдельные рычаги. Существуют также блокировки межколесных и межосевого дифференциалов. Включение этих устройств производится автоматически, что находится под контролем электроники. Вместе с тем водитель может и принудительно включить одной клавишей на приборной панели блокировку дифференциалов сразу обоих ведущих мостов, а другой клавишей – блокировку межосевого дифференциала.
Роль главного несущего элемента выполняет рама с лонжеронами коробчатого профиля из высокопрочной стали. Свой вклад вносят и развитые поперечины. Неразрезные ведущие мосты связаны с рамой малолистовыми рессорами и телескопическими амортизаторами, дополненными стабилизаторами поперечной устойчивости. В качестве стандартных используются универсальные шины 9,5 R17,5. Однако для движения по разбитому проселку или бездорожью лучше подойдут заказные шины 255/100 R16 с развитыми грунтозацепами. Помимо них предлагают шины и с другими рисунками протектора. Обода колес - разъемные. За дополнительную плату установят систему регулирования давления воздуха в шинах, которая заметно повысит проходимость на песке или снежной целине.
Для привода навесного или специального оборудования предусмотрена пара валов отбора мощности. Эффективность тормозной системы повышена за счет применения тормозных дисков увеличенного диаметра и электронной антиблокировочной системы распределения тормозных усилий EBD. К этому можно прибавить систему курсовой устойчивости последнего поколения ESP8 и противобуксовочное устройство ASR. Мощный рулевой механизм типа винт-шариковая гайка и гидроусилитель позаимствованы с более крупных грузовиков семейства EuroCargo.
НА ШОССЕ И БЕЗДОРОЖЬЕ
Тест-драйв обеих машин показал, что они вполне справляются с вездеходными обязанностями, демонстрируя довольно высокую динамику на шоссе. Больше того, разгонные качества грузовиков на твердой дороге, можно сказать, воодушевляют. Еще бы: удельная мощность у Daily S3518 составляет 50,3, у Daily S5518 – 32 л.с./т. Да и передаточные числа в трансмиссии подобраны удачно.
Конечно, снег глубиной более 30 сантиметров Daily S3518 оказался «не по зубам». Ведущие мосты нагребали перед собой солидные буруны снега, сопротивление движению превышало тяговое усилие, и машины застряли. Сказался и недостаточный дорожный просвет. Несколько удивило, что блокировки дифференциалов включались только тогда, когда машину удавалось стронуть с места, например, за счет раскачивания вперед и назад. Выручила лебедка, установленная на автомобиле для МЧС. Она позволила буквально вырвать полноприводный автомобиль из глубокой снежной колеи. Справедливости ради надо отметить, что шедший на помощь итальянским вседорожникам колесный трактор «Беларусь» также не смог преодолеть этот участок. Впрочем, и гусеничный ДТ-75, как оказалось, ранее там же двигался с большим трудом, порой теряя подвижность.
Обращает на себя внимание легкость управления машиной, четкие переключения в коробке передач и раздатке, неплохая плавность хода на бездорожье благодаря параболическим рессорам с нелинейной характеристикой, хорошая устойчивость при движении как на шоссе, так и на местности.
Если говорить о продукции отечественного автопрома, у IVECO Daily S3518 и S5518 имеются и российские аналоги. К ним с некоторыми допущениями можно отнести двухтонный ГАЗ-3308 «Садко» и бортовой ЗИЛ-4327 грузоподъемностью 3 т. Наши «проходимцы» проигрывают «итальянцам» по динамике из-за моторов меньшей мощности и большей собственной массы, зато по проходимости составят серьезную конкуренцию. Но это уже предмет отдельного разговора.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Комментируя начало выпуска вездеходов, генеральный директор СП «Савеко» Николай Сандугей отметил, что гарантийные обязательства на полноприводные IVECO Daily российской сборки составляют 100 тыс. км. В нашей стране автомобили будут использоваться в качестве ремонтно-технических, аварийных и других специализированных, а также в оперативно-дежурных службах, в работе которых большая доля полевых выездов. Наверняка на эти автомобили в варианте машин для содержания дорог обратят внимание коммунальные службы.
Интерес к нижегородским полноприводным Daily уже проявили Российские железные дороги, МЧС, «Газпром» и Национальный олимпийский комитет. Неслучайно два первых образца, кузова для которых изготовили на «Самотлор-НН», выполнены в виде реанимобиля и машины для МЧС. Так, медицинская модель, полностью соответствующая классификации и требованиям национальных стандартов, оборудована всем необходимым и рассчитана на перевозку четверых пациентов при использовании подвесных носилок. Современные высококачественные материалы снижают затраты на обслуживание и ремонт салона. Кузов проходит дополнительную антикоррозионную обработку.
Особое внимание уделено безопасности пассажиров за счет жесткости и прочности высокого (до 1800 мм) корпуса с алюминиевым каркасом, снаружи облицованным пластиком. Во внутренней отделке также используются современные полимеры и гидроизоляция швов, что облегчает мытье и дезинфекцию салона. Стены и потолок имеют специальную изоляцию, повышающую эффективность обогрева или охлаждения, а также снижающую уровень шума внутри. Под заказ автомобиль может оснащаться медицинским оборудованием российского или зарубежного производства (кардиореанимация, педиатрическая реанимация и т. д.).
Увеличенное количество и улучшенная конструкция полок и шкафчиков, а также бортовой генератор облегчают работу персонала с медицинским оборудованием, приборами и медикаментами. Снаружи разместили проблесковые маячки и дополнительные светильники для работы в темное время суток.
Автомобиль для нужд МЧС с аналогичным кузовом оснастили сиденьями для спасателей, эффективным отопителем, ящиками для одежды и других предметов, вместительными отсеками для разнообразного инструмента и спецоборудования, электрической лебедкой, защищенной трубчатым каркасом, наружной светотехникой (проблесковые маячки и фары). Совсем не лишней деталью стал дополнительный, но очень вместительный багажник на крыше. В нынешнем году, по заявлению Н. Сандугея, планируется выпустить 200 полноприводных IVECO Daily. Все автомобили уже имеют своих заказчиков.
Н. Сандугей сдержал свое обещание, данное чуть раньше, и в нынешнем году началась крупноузловая промышленная сборка автомобилей IVECO Daily, развернутая на производственных мощностях предприятий промышленной группы «Самотлор-НН». Машины из итальянских комплектующих изготавливают на заводе «Семар» в г. Семенове Нижегородской области. Упор сделали на шасси под комплектацию, панельные фургоны Daily 35С, -50С и -65С, а также маршрутные автобусы на их базе полной массой соответственно 3,5, 5,2 и 6,5 т, т.е. те модели, которые наиболее востребованы российским рынком.
Работы ведутся по стапельной технологии с использованием оборудования, поставленного IVECO и рядом российских предприятий. Технология сводится к установке на раму двигателя с коробкой передач, ведущих мостов и управляемых осей, тормозной гидравлической и электрической аппаратуры, а на заключительном этапе – кабины, бортовых платформ или цельнометаллического панельного кузова. Узлы и агрегаты монтируются на раме и транспортируются по сборочному цеху с помощью передвижных гидравлических подъемников и вилочных автопогрузчиков. Качество выпускаемых грузовиков соответствует стандартам IVECO. В 2008 г. по отверточной технологии предполагается выпустить 2,5 тыс. машин.
Параллельно в Семенове ведется строительство нового предприятия, где будет выпускаться вся гамма IVECO Daily. Уже выполнен нулевой цикл, в текущем году планируется возвести корпуса и начать их оснащение.
По утверждению руководителя подразделения легких коммерческих автомобилей 4х4 и специальных проектов компании IVECO Пьера Франческо Пеннестри, полноприводные грузовики Daily благодаря своим эксплуатационным качествам должны прийтись по душе российским автотранспортникам. Автомобили способны на шоссе достаточно легко разогнаться до 130 км/ч (на представленных машинах стояли устройства, ограничивающие максимальную скорость 95 км/ч) и уверенно преодолевать бездорожье. Например, на сухом грунте грузовики могут штурмовать подъем до 40°, двигаться по косогору крутизной до 28° (один из лучших показателей в данном классе автомобилей), форсировать брод глубиной до 70 см.
Единственным конкурентом полноприводных Daily (по комплексу показателей), по мнению итальянского специалиста, сегодня является немецкий Mercedes-Benz Unimog. Как отметил П. Пеннестри, первое ТО полноприводным Daily требуется после 40 тыс. км, второе – через 80 тыс. км и последующие через 120 тыс. км. Кстати, по мнению итальянского инженера, успешной работе вездеходов IVECO в России при отрицательных температурах способствует отечественное дизельное топливо зимних марок, качество которого выше зарубежных аналогов.