MAN, «ПАРНАС» И КОТЛЕТЫ
Ничего странного в таком сочетании слов нет. Просто питерское транспортное предприятие, входящее в состав пищевого холдинга «Парнас», выпускающего в числе прочего и котлеты, не очень давно, но успешно эксплуатирует грузовики MAN.
После довольно долгого периода невыразительных продаж грузовиков на отечественном рынке российское представительство MAN, получив «добро» от головного офиса, активно, я бы сказал, даже слишком ринулось продавать свои машины не только в центре – Москве и ее округе, но и в других регионах страны. Тем более что спрос на немецкие грузовики связан как с высоким спросом на технику, так и с популярностью бренда MAN среди транспортников.
Питерское транспортное предприятие, входящее в состав пищевого холдинга «Парнас», успешно эксплуатирует грузовики MAN. А начиналось все с приватизации в 1999 г., оборота 600 тыс. руб. в месяц и долгов перед налоговыми органами в 6 млн. руб. Автопарк предприятия состоял из нескольких десятков ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-3307, причем большинство автомобилей самостоятельно передвигаться уже не могли. Заморская техника появилась только в 2001 г. Сначала это были три подержанных английских тягача MAN, переделанные под левый руль и купленные «за недорого». Причем один из них – полуразобранный. Своими силами переложили электрику и топливопроводы под «левый руль» и отправили машину на линию. А так как любая, даже подержанная, иномарка хороша всегда (за редким исключением), особенно после отечественных машин, то руководство автопредприятия, следуя принципу «от добра добра не ищут», надолго, если не навсегда, бренд MAN сделало главным на автобазе.
Разглядываю ряд фургонов ГАЗ-3307 и ЗИЛ-130, стоящих у забора предприятия, и непрошенная ностальгическая слеза наворачивается на слегка не выспавшееся лицо. Чтобы понять преимущество подержанных иномарок перед нашими новыми машинами, мне хватило года эксплуатации новых ГАЗ-3307. Было это в 1994 г. Упрямые питерские транспортники до 2001 г. верили в отечественную технику. Хотя логика в их действиях все же есть. Пока топливо в стране было сравнительно дешевым, а запчасти и ремонт отечественных грузовиков стоили копейки (на одну б/у иномарку можно было купить три новых наших автомобиля), работать на отечественных «чудесах автопрома» было можно.
Благодаря стараниям мировой буржуазии и руководства страны (кстати, приехавшего из Питера) цены на топливо выросли в разы, да и на машины тоже. Руководству автопредприятия пришлось пересчитывать всю экономику перевозок. Теперь на первом месте оказались экономия топлива и надежность техники. К моменту, когда решили закупить новую импортную технику, на предприятии уже работали 15 подержанных тягачей MAN. Один из трех первых тягачей, а именно собранный, сгорел из-за обрыва плохо проложенного то ли электро-, то ли топливопровода, еще один успели продать.
А кроме того, в Питере открылось представительство MAN, причем в двух шагах от автопредприятия. Так, можно сказать, через забор и договорились о покупке в прошлом году новых автопоездов MAN TGA. Дальше – больше. В этом году закупили еще 10 новых автопоездов и 6 развозных TGL (на момент написания статьи). Все машины с изотермическими фургонами и холодильниками. Фургоны для развозных машин заказывают у завода «Энергия». И если шасси TGL обошлось автопредприятию примерно в 40 тыс. евро, то за новый фургон, не самый навороченный, выложили около 10 тыс., за импортный холодильник доплатили еще около 5 тыс., а за раскраску 3,5 тыс. Надо отметить, что предприятие наряду с новыми машинами активно закупает и подержанные. В этом году взяли 11 штук MAN LE с небольшим пробегом. С новыми фургонами и холодильниками грузовики обошлись примерно в 45 тыс. евро. Что касается парка автопоездов, то все 45 машин – MAN, как новые, так и подержанные.
Парк развозных машин составляют примерно 140 грузовиков. Здесь наряду с импортной техникой продолжают работать и отечественные машины: ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, «Газель». И если «газели» питерцы рассчитывают эксплуатировать еще долго, поскольку они, по мнению руководителей предприятия, экономически выгоднее импортных аналогов, то «газоны» и «зилы» собираются полностью поменять на развозные MAN уже к 2009 г.
Нельзя сказать, что руководство автопарка сразу и бесповоротно отдалось импортным производителям. Проводился анализ эксплуатации нашей и заграничной техники. Выяснилось, что только на экономии топлива можно выиграть достаточно много. Отечественный автопоезд (рефрижератор МАЗ-54323, -64329) за год (при пробеге 120 тыс. км.) «съедает» на 4000 евро больше топлива, чем аналогичный импортный. Проводили сравнительный анализ эксплуатационных затрат. Выводы для МАЗа неутешительные: капремонт двигателя через 250–350 тыс. км, рама больше трех лет не ходит, и ее необходимо усиливать, на пятый год – замена кабины.
Средний пробег автопоездов составляет 120–130 тыс. км в год. Из пятнадцати подержанных грузовиков MAN в капитальном ремонте двигателя за время эксплуатации на «Парнасе» нуждались только три тягача. Масло в моторах меняют через 40–50 тыс. км. Самый старый на предприятии MAN – машина 1998 г. выпуска. Текущий ремонт тягачей – замена сцепления, рулевых тяг, втулок реактивных тяг и стабилизаторов. Из сложных – ремонт КП, в основном синхронизаторов. В течение трех лет планируют приобрести 100 новых автопоездов с тягачами MAN.
Автопредприятие обслуживает не только свой холдинг, но и зарабатывает деньги на стороне, обслуживая пищевые предприятия и магазины Санкт-Петербурга. Так как пищевая промышленность страны на подъеме, то нужда в специализированном подвижном составе, да еще качественном и новом, очень высока. Правда, методы привлечения клиентов не отличались оригинальностью – переманивали низкими тарифами, чтобы через год поднять их до приемлемого для себя уровня. В связи с тем что за последние два года по Питеру передвигаться стало заметно труднее из-за пробок, внутригородские перевозки стараются перенести на ночь, договариваясь с магазинами и клиентами. Где-то удается, где-то нет.
Основных проблем у этого перевозчика, как и у всех, собственно, две: налоги и водители. В связи с запутанностью налоговой системы страны, ее сложностью, разными ставками НДС и постоянными изменениями предприятие вынуждено необоснованно переплачивать налоги. Основные затратные составляющие: фонд заработной платы 42% от оборота, затраты на топливо 25%, обслуживание кредита – 16%. Что касается водителей, то проблемы известны всем: отсутствие профессионализма, работа спустя рукава, текучка. Из 236 водителей около половины меняется в течение года в вечных поисках лучшей доли. Это при том, что зарплата водителей последние три года постоянно растет. По наблюдению руководства транспортного предприятия, корпоративный дух и соцпакет мало влияют на текучку кадров. Главное для наших водителей – хорошая зарплата и рабочий комфорт.
Два года назад часть водителей отправляли на тренинг по экономичному вождению. Смысл затеи – научить толковых ребят ездить грамотно и экономично. Но стимулировать экономию топлива на предприятии не стали – нет критерия, нет инструмента для стимула. Сошлись на том, что обучение не повредит – умному будет польза, а хитрый и без того найдет способ пополнить личный бюджет. А чтобы контролировать расход топлива, разработали тарифные расстояния, исходя из тонно-километров на маршруте и расчетных величин. Соизмеряют эти данные с практикой, выдают лимит потребления топлива той или иной машиной на том или ином маршруте с той или иной загрузкой. На мой взгляд, сложно, но хозяин – барин.
Аппетит приходит во время еды. Производители котлет знают это лучше других, поэтому в планах автопредприятия, входящего в холдинг, открытие собственной сервисной станции автомобилей MAN. Далее по нарастающей – сертифицированный сервис, а там и до дилерства рукой подать. Главное, чтобы машин на всех хватило. А то бум, понимаешь ли.
Редакция журнала благодарит Наталью Соловьеву за помощь в подготовке статьи
СПРАВКАООО «Холдинговая компания «Парнас» было образовано в 2002 г. В компанию входят двадцать шесть промышленных предприятий мясоперерабатывающей, легкой и химической промышленности, предприятия по производству белкозина, зернового комплекса, птицефабрика, автотранспортное предприятие международных перевозок и развозное автотранспортное предприятие, предприятия розничной торговли и ресторанного бизнеса.
Сегодня ОАО «Парнас-М» является головной компанией мясоперерабатывающего департамента «Холдинговой компании «Парнас». В его состав входят Волховский, Готнянский, Лужский, Ново-Стерлитамакский, Тверской мясокомбинаты, Ипатовский и Первомайский мясоптицекомбинаты, а также агропромышленный комплекс «Рассвет», один из крупнейших на Северо-Западе. Общая мощность предприятий мясоперерабатывающего департамента компании «Парнас»: производство колбасных изделий и деликатесов 50 тыс. т в год, мясосырья и охлажденных полуфабрикатов 12,4 тыс. т в год. Предприятие по откорму крупного рогатого скота «Рассвет» располагает стадом более 10 тыс. голов. Сегодня «Холдинговая компания «Парнас» занимает 19% рынка Северо-Западного региона по объему продаж колбасных и деликатесных изделий, а на растущем рынке полуфабрикатов – более 30%. Продукция реализуется в сетевых магазинах: торговая сеть «Пятерочка» (примерно 900 магазинов), в крупнейшей федеральной сети гипермаркетов «Магнит» (1893 магазина более чем в 600 городах) и других.