ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ САМОСВАЛ CARGO
Так уж повелось в нашей стране, что бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы и фургоны - разные машины. А изготовителем грузовика по закону считается тот, кто смонтировал на него кузов. Соответственно бегают по российским дорогам «отечественные» фургоны и самосвалы, смонтированные на далеко не отечественном шасси. Ford, выводя на российский рынок полноразмерный грузовик Cargo, не искал новых путей. Понадобился самосвал - начали искать отечественного изготовителя кузовных надстроек, способного справиться с задачей.
Самосвал на просторах страны, занимавшей поначалу 1/6, а позднее 1/7 часть всей имеющейся на планете суши, всегда был машиной если не почетной, то, по крайней мере, очень нужной. Достаточно сказать, что первый самосвал появился в нашей стране едва ли не вместе с рождением XX века, а в некоторые годы более половины производственной программы отечественных заводов составляли именно шасси под самосвальные установки. Надо ли удивляться, что идущий в коммерческий сектор Ford и демонстрирующий весьма агрессивную позицию, потрудился иметь в продуктовой гамме самосвал, да еще и соответствующий принципу made in Russia в соответствии с действующим в нашей стране законом?
К выбору изготовителя надстройки русский Ford подошел очень ответственно, выбрав его из доброй полудюжины лучших в России предприятий. На мой вопрос: «Почему именно мценский «Коммаш?» – отвечали разные сотрудники Ford. Но я попробую обобщить их ответы: «Мы видели завод, мы видели людей и видели, как эти люди работают. И первое, и второе, и третье нам в Мценске просто понравилось». Такому ответу я, волею судеб лет семь занимавшийся спецтехникой, не удивляюсь. И пусть некоторые мои коллеги прошлись по поводу того, что «мусоровозостроители Форду самосвал сделали», я-то знаю, что мусоровоз – тот же самосвал, только раз в десять, если не в сто более сложный.
Да к тому же современный коммунальщик – клиент более чем привередливый. Сами подумайте, кто у нас всегда бывает «крайним» в случае внезапного обильного снегопада или ливневых дождей? А с другой стороны – жесточайшие рамки городского или районного бюджета. И попробуй не вывези мусор при любых стихиях – недовольство населения и социальные потрясения, пусть и местного масштаба, гарантированы. Коммунальщики, конечно, люди, к шишкам на голове привычные, однако получать их вовсе не стремящиеся. И если для абсолютного большинства продавцов они – клиенты уровня «форс-мажор», то для «Коммаша» – это просто клиенты. И надо сказать, достаточно многочисленные и богатые, чтобы завод мог сохранять квалифицированные кадры и своевременно обновлять станочный парк и технологии. Кстати, отечественные кузова от «Коммаша» именитым европейским производителям (например, Meiler) если в чем и уступают, так это в качестве окраски. В остальном, кто лучше работает - еще вопрос. Говорю это как инженер и транспортник.
Впрочем, грузовое подразделение российского Ford, отдав заказ на создание самосвальной установки, тоже не сидело сложа руки. Его усилиями поставляемое шасси получило весьма серьезные доработки. Некоторые из них касались машины вообще, например более удобное расположение горловин для заливки омывающей жидкости. Другие оказались чисто «самосвальными»: измененный задний противоподкатный брус, установка задних фонарей, которым теперь не грозит уничтожение случайными препятствиями, доработанная выхлопная система.
По части самосвальной гидравлики лучшей признали марку Binotto, однако первые образцы самосвалов следовало изготовить в крайне сжатые сроки, в которые эта компания даже не пыталась уложиться. Поэтому первые самосвалы получили гидравлику Hyva. И здесь поставщики компонентов могли бы оторвать у конкурентов приличный кусок рынка. Однако при работе с агрегатами Hyva дело не обошлось без накладок, нестыковок и, как следствие, несрабатываний. А потому вернулись к идее сотрудничества с Binotto. Соответственно опытные образцы имеют гидравлику Hyva, а более поздние – Binotto.
Что еще остается добавить? Разве только то, что на «Интеравто» стояли самосвалы на доработанном шасси с кузовом «Коммаш» и гидравликой Binotto. И мотором увеличенного рабочего объема. Это тоже важно. Ведь «обещанного, как известно, три года ждут». А здесь более мощная машина поспела вовремя, как обещали, на главную автомобильную выставку страны.
Разумеется, проблемы вывода Cargo на российский рынок далеко не исчерпаны. Остается вопрос сервиса. Очевидно, на «легковой» СТО полноразмерный грузовик обслужить невозможно. Это если судить по общероссийскому положению Ford. Но если глянуть на то, что строится в подмосковной Электростали, то напрашивается совсем другой вывод: «Форд Раша» не жалеет средств и сил на то, чтобы обеспечить свои машины турецкого производства должным обслуживанием. И глядя, КТО, ЧТО, и КАК строит, начинаешь с уважением воспринимать неофициально оброненную фразу: «пересадим всех с камазов на «форды»!»