В ЕВРОПЕ НОВЫЙ КАПОТНЫЙ ГРУЗОВИК
Но, как говорится, «свято место пусто не бывает», и вот в начале 2007 г. голландская фирма Charles Feijts Group (CFG), которая является крупнейшим дилером грузовиков IVECO в Нидерландах, собрала в своем небольшом цеху капотный седельный тягач под названием Strator.
Интересные достижения голландского автомобилизма мы уже наблюдали в 2006 г., когда дилер IVECO компания Schouten собрала 11 самосвалов IVECO Trakker модели Ad410T44W с колесной формулой 10x8 и грузоподъемностью 49 т. Но после инвестиций, сделанных фирмой CFG в проект Strator (первые буквы Stra позаимствованы у оригинального названия Stralis), можно констатировать, что отыскивать маленькие ниши на пресыщенном рынке специальных транспортных средств стало какой-то голландской автотенденцией.
Действительно, появление новейшего диапазона капотных седельных тягачей Strator с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4, которые оснащаются двигателями Cursor 10 мощностью 420/450 л. с. или Cursor 13 мощностью 500/560 л.с, стало настоящей новостью для Европы. Перед запуском в производство этой серии несколько технических специалистов CFG посетили завод IVECO в городе Данденонг в Австралии, чтобы изучить выпускаемые там модели Powerstar, у которых в итоге европейцы и зачерпнули большой ложкой вдохновение.
Powerstar – это семейство тяжелых капотных грузовиков IVECO, которое полностью проектируется и выпускается на Зеленом континенте начиная с 1998 г. Оно предназначено исключительно для собственного и новозеландского рынков. В конце 2005 г. австралийский филиал IVECO закончил очередную модернизацию этого семейства, связанную с появлением кабин и агрегатов новой серии Stralis. Известные всем кабины Active Day и Active Time получили на пятом континенте новые капоты, крылья и передний бампер с дополнительными фонарями.
Сейчас существуют четыре основные версии Powerstar, но все автомобили собираются только с колесной формулой 6x4. В грузовиках австралийской сборки кабина Stralis крепится к шасси с использованием новой пневматической подвески с фиксацией в четырех точках. Амортизаторы подвески были специально разработаны для местных потребителей, так как перевозка грузов в Австралии довольно часто проходит по неровным дорогам.
Что касается остальных узлов и агрегатов, применяемых в «Энергичной звезде», то можно отметить, что все эти грузовики оснащаются двигателями Cursor, автоматизированными коробками передач Eurotronic II, американской задней «тележкой» Meritor RT 46 с 21-тонной нагрузкой, пневмоподвеской Hendrickson Primaax РАХ 460. Тягач также комплектуется двумя баками по 500 л. Колесная база шасси варьируется между 3165 или 3605 мм. Снаряженная масса самой тяжелой модификации тягача Powerstar ATN13 составляет 7,61 т, а полная масса автопоезда с двумя полуприцепами – 75 т.
Европейцы решили приобретать австралийские узлы типа большого стеклопластикового капота и бампера, которые после монтажа превращают обычный бескапотный тягач IVECO в грузовик STRATOR, обладающий харизмой типичного стильного капотного «американца». Но чем же отличается европейский клон от дальнего «родственника»? Основные различия с австралийской моделью заключаются в использовании голландцами варианта кабины Active Space со спальником и поднятой крышей и с длиной 2489 мм, вместо применяемой в Powerstar кабины Active Time с длиной 2280 мм. Также разница проявляется в отсутствии в комплекте автомобиля американских узлов, применении собственных деталей экстерьера, улучшающих аэродинамику, и в скромном оснащении элементами из полированного металла. Трансмиссия тягача Strator – это оригинальный Stralis, уже доказавший свою эксплуатационную надежность, вера в которую закрепилась у транспортников благодаря большой европейской сети станций технического обслуживания IVECO. Кабина с пневмоподвеской и абсолютно плоским полом хорошо приспособлена к новой компоновке и только усиливает ощущения комфорта и удобства рабочего места водителя. Для облегчения доступа в салон на боковой панели предусмотрены ступеньки.
Первый Strator, проданный в начале этого года голландскому предприятию, был тягачом с колесной формулой 6x4 и двигателем Cursor 13 мощностью 560 л.с. Его шасси, собранное на заводе в Ульме (Германия), имело увеличенную с 3800 до 3990 мм колесную базу, так как передняя ось была смещена вперед на 190 мм для улучшения устойчивости всего автомобиля. Снаряженная масса этого Stratorа, включая все заказанные опции, составляет 8800 кг, хотя надо отметить, что масса стандартного тягача Stralis 6x4 будет приблизительно на 500 кг меньше. Если заказчик пожелает грузовик с мотором Euro-5, то место такому силовому агрегату под австралийским капотом найдется в Strator’е без малейших затруднений.
Заканчивая обзор, мне вспоминается 2005 г., когда мы смогли увидеть новейший, возбуждающий лучшие чувства капотный тягач Урал-6464. В его силуэте без труда узнавалась старая ивековская кабина, которая до сих пор выпускается на уральском автозаводе, дополненная стильным пластиковым капотом. Ну что ж, получается, что идея голландского Strator’а не является революционным шагом, а всего лишь повторением австралийского и российского пути.