ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО...СО SPRINTER
Главная идея мероприятия заключалась в том, что Sprinter самый безопасный, причем во всех отношениях – для водителя, груза, на дороге, а равно для экологии, автомобиль. А значит, он больше любого другого подходит для празднования посвященного экологии «Дня Земли». С этим трудно не согласиться: уже в базовой комплектации Sprinter буквально заполнен всевозможными электронными системами – не хуже, чем сосиска фаршем. И если куда они и не добрались, так это в грузовой отсек. Правда, я почему-то уверен, что желающие смогут заполучить их и туда, если не из списка опций самой DaimlerChrysler, то от многочисленных установщиков допоборудования.
Во исполнение идеи предлагалось покататься на машинах, провести пресс-конференцию и посадить дерево. А поскольку по меркам самого большого в мире по протяженности и разнообразию дорог, а также занимаемой площади автополигона 5 км – не расстояние, последнее действие без Sprinter выполнить было невозможно.
Как ездить надо и не надо
Тестов три. Первый – «фигурка» – позволяет привыкнуть к габаритам и оценить машину в плане маневрирования в стесненных условиях. Два других призваны показать работу электронных систем. Первый – стабилизации движения и EBS, второй – противобуксовочной системы и опять же EBS.
Теперь насколько слов о машине. Такое впечатление, что создатели Sprinter больше всего заботились о том, чтобы он изнутри не отличался от легкового Mercedes. Однако фургон есть фургон. И такой же обзорности, как на легковушке, особенно назад, добиться невозможно. Зеркала хороши, но требуют привычки. Соответственно и габариты машины требуют привыкания. О том же говорят и сбитые на «фигурке» мною и коллегами конусы.
Внутри все, за исключением «грузовой» посадки водителя, вполне на «легковом» уровне. Это конечно, не S-Classe, и даже не C-Classe, но внутренний комфорт вполне соответствует нормальной европейской легковушке. Позабавил ключ зажигания – без металлической пластины с фигурной нарезкой. И здесь электроника! Слышал я как-то от производителей электронных систем, что при достаточно большой партии чипы дешевле чипсов того же размера. Интересно, а здесь что было бы дешевле: чип или железка?
Два следующих теста посвящены если не совсем, то почти предельным режимам. И на них меня начинают посещать крамольные с точки зрения «большой прессы» мысли. Да, системы работают классно. Да, заносу в повороте конкретно мешают. Да, в торможении, даже самом резком, позволяют контролировать траекторию машины. Да, при включенной ESP и трехкратной разнице в сцеплении колес левого и правого борта машина разгоняется лучше. Но…
На полигоне инструкторы, как, впрочем, и сами участники, заботливо следили, чтобы на одном участке был только один автомобиль. Нормальное требование безопасности. Но каждый раз, нажимая до упора газ или тормоз, я не мог избавиться от некого раздвоения сознания. В первом случае призрак автомобиля возникал впереди, а во втором сзади мерещилась полуубитая «копейка» с «джигитом» за рулем… М-н-да… А ведь по нынешним законам «получить в зад» сплошь и рядом оказывается куда дороже, чем разнести самому зад чужого автомобиля! А значит, лучший водитель тот, у кого все эти системы никогда не срабатывают. Но долго ли они останутся работоспособными, если не срабатывают? Как скоро закиснут?
Довольно быстро понимаю, что не прав. Не было за последние 10 лет ни одной зимы, чтобы я не проехал «юзом» при торможении ни сантиметра (даже в этом году!) и ни разу не пробуксовал. И не было такого, чтобы машину ни разу не «повело» в занос, хотя бы чуть-чуть. Так что все эти системы работать будут. Хотя проблема «джигита» и сохраняется…
На «предельных» тестах дизеля благодаря двухрежимному регулированию «на ощупь» ничем не отличаются от бензиновых моторов. Единственное, что насторожило, это легкость, с которой стрелка тахометра улетает при буксовании колес в красную зону. Недалеко, оборотов на четыреста, но все же.
Слово о Sprinter
На пресс-конференции множество слов, что для экологического праздника выглядит естественным, говорится об электронных системах вообще и о системах безопасности в частности. А меня снова грызут крамольные мысли. И первая – о немецком коллеге. Как-то в одном германском журнале я прочел фразу, запавшую в душу. «Этот автомобиль – настоящий «немец», поскольку имеет самую скромную по цене и оснащению комплектацию в стандарте и самый обширный список опций». Интересно, что сказал бы тот немец, присутствуй на сегодняшней пресс-конференции?
Вторая же заключается в том, что всякая палка имеет два конца. Да, ремень безопасности снижает риск гибели в аварии. Да, подушки уменьшают (при использовании ремня) риск гибели намного больше. Это правда. Но еще и расслабляют водителя. По мне, так пусть будут обеспечены средствами защиты все, кроме водителя. Чтобы сидел заложником и знал: ошибется – погибнет первым. Ведь безопасность живет не столько в системах, сколько в мозгах…
По цене Sprinter стоит примерно столько же евро, сколько Transit долларов. Нехилая разница. И уверения сотрудников «ДаймлерКрайслер Автомобили Рус», что в процессе эксплуатации Mercedes оказывается дешевле в свете стоимости нормо-часа у Ford и Mercedes, не выглядят однозначно убедительными. Правда, здесь не работает прямая пропорция, а требуются кропотливые расчеты. Но говоря по совести, отечественные транспортники пока демонстрируют поразительное здравомыслие, закупая Sprinter для тех целей, где его системы действительно необходимы. И кое-кто из пользователей это уже оценил. В моем родном городе некоторые пассажиры пропускают «газели» ради того, чтобы уехать на Mercedes.
Посадить дерево
Собственно, всякое мероприятие для прессы предусматривает некоторую «культурную программу». О ней мы обычно не пишем. Но тут получилось так, что, уже посадив немало деревьев, ваш покорный слуга вовсе не горел желанием заниматься этим еще раз. И потому оказался в последней сформировавшейся для этого дела бригаде. Дальше мы нагоняли всех остальных. И, сидя за рулем Sprinter, я ехал в стиле маршрутного такси. В какой-то момент на торможении в грузовом отсеке ящик с елочкой издал «в-ж-ж-бам», свидетельствовавшее о том, что груз проехал по кузову и ударился в передний борт. А поскольку тормозил я далеко не экстренно, то возникла еще одна мысль. Знаете, я, пожалуй, сменял бы климат-контроль и левый электростеклоподъемник на одно-единственное нескользящее покрытие пола в грузовом отсеке. Такие вот дела.
В заключение несколько слов о самой машине. Судя по пресс-релизу, она настолько интересна технически, что здесь я писать об этом даже не пытаюсь. Право, Sprinter-06 заслуживает отдельной статьи.