ЗАШИВАЙ КАРМАНЫ Генпрокуратура России проверяет гаишников по всей стране
Причиной небывалой по своим размахам проверки послужили участившиеся жалобы автомобилистов. Моторизованное население страны сетует, мол, сотрудники ГИБДД злоупотребляют своими служебными полномочиями, внаглую вымогают взятки, открыто торгуют талонами техосмотра и правами.
Не будем лукавить – действительно, некоторые инспектора и впрямь занимаются криминальным промыслом, прикрываясь властью милицейских погон. Но ведь об этом не вчера стало известно. В таком случае почему лишь в конце февраля 2007 г. Генпрокуратура взялась за чистку гаишных рядов, а не пять–семь лет назад, когда подобные проверки действительно могли повлиять на дальнейшее становление ГИБДД в честном русле?
Неужто раньше водители молчали, и не писали жалобы прокурорам?
Спроси любого дальнобойщика, и он скажет, что гаишники во все времена брали взятки. Взять хотя бы нашумевший случай с Чудсковским постом ДПС в Новгородской области («Автотрак» об этом подробно писал еще в 2005 г.: инспектора за взятки пропускали перегруженные фуры), когда сотрудники прокуратуры, ФСБ и Главного управления собственной безопасности МВД России нашли у служивых от ГАИ многомиллионную сумму.
Или Дальний Восток. Предыдущие прокурорские проверки показали, что гаишники выписывали поддельные документы на машины, нелегально ввозимые из Японии. В этом деле оказался замешан заместитель начальника УГИБДД Василий Гончарук.
А прокуратурой Корякии по делу о поддельных регистрационных и водительских удостоверениях были арестованы три крупных чиновника местной ГАИ, в том числе зам. начальника ГАИ Корякии Виталий Русанов.
Рассказ о подобных криминальных «подвигах» гаишников можно продолжать бесконечно долго. По словам официального представителя Генеральной прокуратуры РФ Марины Гридневой, на проверку они возлагают большие надежды. По результатам проверки в отношении сотрудников ГИБДД, преступивших закон, будут возбуждены уголовные дела. Но весь вопрос в том, будет ли какой-либо положительный эффект от нынешней прокурорской акции? Думается, что нет. Уволят из рядов десяток-другой сержантиков, влепят «строгач» нескольким начальникам и на этом все ограничится. Чтобы инспектора действительно занимались обеспечением безопасности на дорогах, а не набивали собственные кошельки, надо менять всю систему, ну или хотя бы взять в оборот опыт прошлых лет. Например, в застойные советские годы проблему гаишного «щипачества» на дорогах власть решала радикально и просто.
Проверкой инспекторов на «вшивость» одно время занимались сотрудники КГБ. Они не ловили служивых «на живца» (как действуют нынешние сотрудники контрольно-профилактических отделов и УСБ) — все было открыто. К инспектору подходили люди в штатском, предъявляли «ксивы», предписания на проверку и просили вывернуть карманы. Кроме карманов чекисты осматривали содержимое портупеи, а в случае необходимости производили полный досмотр служивого (говорят, были случаи, когда раздевали до трусов!). Для чего же кагэбэшникам было нужно проводить такой шмон? Перед тем как заступить на дежурство, инспектор ГАИ на листок бумаги переписывал номера и достоинства купюр, которые имел при себе. Данная бумажка в простонародье называлась «сохранкой» и на время смены пылилась в дежурной части.
Контрразведчики приезжали в отдел ГАИ, изымали «сохранки» и отправлялись в рейд. Если у инспектора обнаруживались купюры, не значащиеся в заветной бумажке, они автоматически считались взяткой. Без суда и следствия служивого увольняли из органов и в личном деле ставили неприятную отметку, с которой устроиться на другую работу было крайне сложно. Известны прецеденты, когда за крупные суммы мздоимцев отправляли даже в места, не столь отдаленные.
Кстати, бывали и весьма забавные случаи, связанные с такой формой антикоррупционной борьбы. Одно время служивые брали мзду исключительно железными деньгами, поскольку номеров, как понимаете, на них нет. Но вскоре и эту лазейку прикрыли и заставили инспекторов указывать в «сохранке» количество и достоинство монет.
Нынешним контролерам гаишников никто не мешает вернуть практику «сохранок» и заставить соблюдать инспекторов закон, но вот они почему-то этого до сих пор не сделали. И тут невольно хочется перефразировать классика: если от мздоимцев не избавляются, значит, это кому-нибудь нужно?...
Кстати: Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что для борьбы с коррупцией на дорогах будет введена система оплаты штрафов по банковским карточкам, чтобы «технически отстранить нарушителя от милиционера». Каждого водителя обяжут обзавестись банковским счетом и кредитной картой, а во всех патрульных машинах будет установлен аппарат для приема оплаты. Платеж будет перечисляться через спутник в банк, который выиграет тендер на предоставление этой услуги.