Русская Scania взялась за "пригород"

Рынок не ждет. Прежде чем расположенный в Санкт-Петербурге завод осмелился взяться за «пригород», он три года кропотливо собирал городские автобусы Scania OmniLink. Во многом благодаря первому гендиректору предприятия господину Карландеру и его заместителю господину Коробейникову здесь удалось создать систему управления, соответствующую международным стандартам. За короткий срок тут выросли менеджеры, способные работать на европейском уровне, так что по всем показателям питерский завод ничем не уступает аналогичным заводам Scania в Европе.
Три года, прошедших со дня открытия предприятия, срок небольшой. Но, как выяснилось, вполне достаточный для того, чтобы популярность шведских автобусов российской сборки выросла в арифметической прогрессии. Конечно, без успешных продаж городского автобуса Scania OmniLink CL94UB 4x2 не могло быть и речи о выводе на рынок пригородного лайнера Scania OmniLine IL94IB 4x2. Но именно первенец доказал, что при всем многообразии выбора он может стать рентабельной альтернативой старым «развалинам» и ряду новых образцов других фирм именно на городских и пригородных перевозках.
В принципе ни для кого не было секретом, что «Скания-Питер» не станет довольствоваться только городской моделью. Но если честно, то первые заявления боссов компании об этом в свое время звучали как некая бравада – дескать, мы еще покажем, на что способны, держитесь, конкуренты! Но год назад появились первые достоверные сведения о намерении шведов осилить в Питере выпуск пригородного автобуса. В августе 2004 года на московском международном «Мотор-шоу» состоялась полномасштабное «дефиле» – OmniLine показали «вживую».
Именины по-шведски. К началу 2005 года питерский завод окончательно созрел для приема заказов на новую модель. И как только в страну стали возвращаться перелетные птицы, руководство позвало гостей на официальную весеннюю презентацию пригородного лайнера Scania OmniLine IL94IB 4x2. Она была организована прямо на территории завода, хотя и прошла без помпы.
По словам генерального директора ООО «Скания-Питер» Кристера Стромблада, дела на предприятии идут настолько хорошо, что планируется увеличить выпуск автобусов с 240 единиц в этом году до 450 единиц в ближайшем будущем. При этом долю Scania OmniLine будет незначительной – около 10% от общего объема производства. В 2005 году завод намерен выпустить 25 пригородных пассажирских машин. Две из них уже проданы Службе внешней разведки и Федеральной службе охраны, заказы на остальные находятся в стадии согласования.
Другими словами, очередей за новой моделью пока не наблюдается. Невольно напрашивается вопрос: неужто предприятие пошло на освоение «пригорода» только ради расширения ассортимента? На это руководство «Скании-Питер» отвечает: при формировании портфеля заказов по новинке в расчет берутся старые клиенты в лице государственных операторов «Пассажиравтотранс» и «Мострансавто», а также «частники» вроде питерской компании «БалтикСтар» и московской «Автолайн». Есть и другие перевозчики, которым интересны пассажирские Scania: «Ленстрансгаз», IKEA, «Гема», например. Вопрос в том, насколько им интересно новое предложение завода.
По мнению господина Стромблада, запуск в серию новой модели не повлияет на характер поставок в регионы. А на сегодняшний день он такой: 30% продукции остается в Санкт-Петербурге, и столько же забирает Москва, 25% уходит на экспорт в Астану (Казахстан) и 15% распределяется в российские регионы. Кстати, в 2005 году «Скания-Питер» выделила для себя два основных центра работы: Екатеринбург и Оренбург. Что, впрочем, не ослабляет ее внимания к другим точкам на карте России.
Директор по продажам и маркетингу предприятия Алексей Блинов считает, что к решению освоить «пригород» заводчан подтолкнули повышение транспортной активности населения, изношенность парка на междугородных линиях и рост перевозочных тарифов. Причем это далеко не все стимулирующие факторы. Скажем, налицо взлет спроса на туристические поездки средней дальности, протяженностью 250 - 300 км. А Scania OmniLink по своим характеристикам идеально подходит для средних дистанций. Подтверждением тому служит опыт его эксплуатации в качестве рейсового автобуса на Дальнем Востоке между Россией и Китаем (Чита – Маньчжурия), а также между Россией и Казахстаном (Курган – Кокчетав).
Впрочем, пора бы уже познакомиться с «пригородом» поближе.
Идеально – нереально? Новая для России модель «пригорода» уже освоена в производстве на своей исторической родине, в Швеции. Так что изобретать велосипед нашим специалистам, к счастью, не пришлось. Единственное, что понадобилось, – отладить технологическую цепочку на местном предприятии и провести обучение персонала. И пока не обустроен новый производственный корпус, сборка пригородных машин из шведских комплектующих по шведской технологии осуществляется вперемешку с городскими моделями. Но это еще полбеды. Беда в том, что недавно случился крупный пожар на заводе в Дании. Том самом, что поставлял в Питер пластиковые комплектующие для отделки интерьера. И теперь из-за отсутствия деталей «пригород» на какое-то время обречен на некомплект.
Между прочим, сварка кузовов новых питерских автобусов пока производится не дома, а за границей, в эстонском Тарту – так получается дешевле и качественнее. Кстати, о качестве. В сборочном цехе на доске информации был листок с данными аудита новых автобусов. Среди замеченных контролерами отклонений от нормы – царапины на поручнях и багажной полке, стружка на полу и сиденьях, не прошитые липучки на шторках. Большинство недостатков, как, например, испачканный фильтр масло- и влагоотделителя или следы карандаша на панелях в салоне можно устранить. Но некоторые, увы, так и останутся.
Впрочем, кроме питерского брака и недоделок есть и огрехи шведских поставщиков, о чем также отмечено в акте. Читаем: «не просматривается номер двигателя», «боковой порез на покрышке», «пневмотрубка передней двери касается острой кромки». В общем, каждый четвертый недочет – на совести иностранцев. Выходит, идеальное качество недостижимо? Но не будем торопиться с ответом.
Доля российских комплектующих в конструкции OmniLine невелика – около 20%, но больше и не нужно. Да и детали для рокировки выбраны не самые важные – влагостойкая фанера для напольного покрытия и крепежные болты. Однако и этого достаточно, чтобы цена готового продукта оказалась чуть более привлекательной. Завод предлагает «пригород» за 210 тыс. т (для сравнения: «город» стоит 165 тыс. т). Пока OmniLine IL94IB 4x2 собирается на прежних мощностях, и о создании отдельного производства никто даже не заикается. Дополнительная линия откроется только после того, как будет преодолена планка выпуска 400 автобусов в год.
Любовь к деталям. Специалисты причисляют Scania OmniLine к автобусам для междугородных и чартерных перевозок. Его кузов сделан из алюминия, а передняя и задняя панели – из стеклопластика. Выигрыш здесь очевиден: снижены затраты на техобслуживание, уменьшена масса автобуса и полностью исключена подверженность коррозии. Кроме того, большинство используемых материалов легко поддаются утилизации.
Вариантов исполнения по длине кузова два: 12 и 13,5 м, причем разница в цене между ними небольшая. При общей вместимости 88 человек число мест для сидения может варьироваться от 45+1 до 53+1+1. Всего различных вариантов при одно- или двустворчатой задней двери 10 – как говорится, на любой вкус. Любая из модификаций снабжена вместительными багажными отсеками. Доступ к ним во всю ширину кузова открывают люки с обеих сторон. По желанию заказчика они могут быть снабжены центральным замком. Суммарная емкость багажного отделения составляет 5,2 м3 для 12-метровой версии и 7,2 м3 для автобуса длиной 13,5 м.
По мнению специалистов, Scania OmniLine имеет безупречные системы активной и пассивной безопасности. Например, дисковые тормоза с ABS обеспечивают более надежное и равномерное торможение, чем дисковые, к тому же работают гораздо тише. Салон защищает пассажиров в случае опрокидывания по строгим требованиям европейского стандарта ЕСЕ R66.
Водители, успевшие познакомиться со Scania OmniLine, отмечают высокий уровень комфорта рабочего места водителя. Оно спроектировано в расчете на то, что человек будет проводить за рулем по нескольку часов кряду. И поскольку сфера использования автобуса различна (от безостановочного экспресса до пригородного «извозчика», кланяющегося каждому столбу), то органы управления универсальны с точки зрения эргономики. Управление автобусом в плотном транспортном потоке и на узких улочках облегчают большая площадь остекления, руль с гидроусилителем и небольшой радиус разворота. Кстати, рулевая колонка – регулируемая. Кроме того, водитель может создать собственную климатическую зону, отличную от той, что в салоне.
Не обделены вниманием кон-структоров и пассажиры. Для их комфорта в салоне сделана всесторонняя теплоизоляция. Предусмотрены вертикальная вентиляционная система, высокоэффективный отопитель и радиаторы с термостатичной регулировкой. Все это позволяет создать уютный микроклимат как в летний зной, так и в зимнюю стужу. Каждая пара кресел снабжена индивидуальными лампами для чтения и вентиляционными отверстиями для подачи свежего воздуха. Сверху расположены вместительные багажные полки. А дополняют ощущение комфорта и уюта затемненные боковые стекла.
Плюсы эксплуатации. Свои аргументы в пользу Scania OmniLine есть и у транспортников. Мощный двигатель, плавно работающая трансмиссия, легкое управление и долгие периоды между ТО – веские козыри для успешного ведения бизнеса. Можно выбрать любой из трех 9-литровых двигателей Евро-3: с отдачей в 220, 260 или 300 л.с. Каждый из них характеризуется высоким крутящим моментом при низких оборотах, топливной экономичностью и низким уровнем вредных веществ в выхлопных газах. Без ущерба для экономичности пригородный «швед» российской сборки может быть оснащен фильтром, снижающим выброс углеводородов, угарного газа и твердых частиц на 90%.
Коробку передач тоже можно выбрать: 7-скоростную Comfort Shift с ручным переключением и встроенным гидравлическим замедлителем или полностью автоматическую ZF Ecomat с четырьмя или пятью передачами. Система Comfort Shift проста и удобна и существенно облегчает труд водителя. Через короткий рычаг переключения передач алгоритм передается электропневматическим способом, и следующую передачу можно выбрать заранее. При этом водитель определяет фактический момент переключения, выжимая сцепление. А новое поколение автоматических трансмиссий согласовано с электронной системой управления впрыском. Это обеспечивает более быстрое и плавное переключение передач, снижение расхода топлива и эксплуатационных затрат.
Плюсы от использования Scania OmniLine просматриваются даже в мелочах. Скажем, замена дисковых тормозных накладок занимает до 90% меньше времени, чем барабанных колодок. Уникальный центробежный и полнопоточный масляный фильтры обеспечивают высокую чистоту масла, что продлевает срок службы двигателя и увеличивает эксплуатационный период до капремонта. Большое моторное отделение обеспечивает удобство ежедневного осмотра и упрощает доступ к деталям. Аккумуляторы установлены в поворотном выдвижном поддоне. Даже внутренний блок предохранителей удобно размещен в передней части автобуса. В итоге уменьшаются простои при сервисных и ремонтных работах. А что, как не разумная экономия, греет душу настоящему транспортнику.
Пассажирская Scania в России |
Scania в мире |