Подводим итоги: сколько стоит европейский грузовик

Для начала обратим внимание на некоторые особенности проведенного обзора.
Грузовой автомобильной технике, о которой шла речь в обзоре, было, как правило, от трех до семи лет. То, что техника старше семи лет в обзоре не фигурировала, объясняется тем, что 14 февраля 2004 года Правительство РФ приняло постановление, согласно которому ставки ввозных таможенных пошлин на грузовики старше семи лет стали равны 1 евро за каждый см3 объема двигателя данного грузовика. Таким образом, принятое постановление ставит крест на ввоз в Россию грузовиков старше семи лет по причине значительного удорожания последних.
Далее следует объяснить причину того, что самая «молодая» техника в обзоре, как правило, трехлетняя, а не моложе. Ведь если поискать, например, одно- или двухлетний подержанный тягач в иностранных поисковых системах, то вполне можно найти несколько оных. Но здесь дело обстоит следующим образом. Найденные одно- или двухлетки – это, скорее всего, автомобили, которые в свое время были проданы какой-либо транспортной компании в лизинг (или в кредит). А у той по какой-либо причине начались финансовые проблемы, и эта компания не смогла расплатиться по лизингу. Машину эту, естественно, у транспортника забирают, и она переходит на вторичный рынок. За время своей работы на первого хозяина эта машина «накручивала» на одометр порядка 120 000 км в год, что для европейских транспортников вполне характерно. Поэтому цена на эту машину будет существенно ниже, чем на такую же новую, и вполне имеет смысл ее приобрести – конечно же, если позволяет финансовое положение.
Что касается строительной техники, то это довольно специфичная продукция, предложение которой на вторичном рынке довольно мало. А та, что имеется, как правило, старше 6 – 7 лет. Это объясняется тем, что техника эта дорогостоящая и сроки по лизингу на нее соответственно будут подольше. А значит, смена владельца такой техники при нормальном раскладе будет минимум раз в пять лет, что говорит о том, что наиболее «молодая» строительная техника, которую может приобрести российский клиент на вторичном рынке – это пятилетняя (повторим, что это – минимальный возраст). Основная масса миксеров и самосвалов приходит на вторичный рынок после 6 – 7 лет – российскому транспортнику ввоз этой техники на родину заказан из-за драконовских таможенных платежей. Конечно, здесь также бывают случаи, что клиент не расплачивается по лизингу и машина приходит на вторичный рынок – вот такую технику имеет смысл приобретать.
Но дело в том, что большинство строительных компаний могут себе позволить покупать новую технику, поскольку строительство – дело прибыльное. И, кстати говоря, основной объем продаж в представительствах и дилерах новой техники «большой семерки» приходится именно на строительную технику, а также на «малобюджетные» варианты седельников. Поэтому подводить итоги по ценам на «бэушную» строительную технику в принципе не имеет смысла, да и информации по ним маловато – все цены, которые можно было найти, мы старались свести в таблицу нашего обзора (см. журнал «Автотрак», №1 – 6,2004 и №1, 2005).
Если же говорить о новых «седельниках» и развозных грузовиках, то покупателями такой техники являются, как правило, крупные компании-перевозчики. «Частник» на это не решится, т.к. техника дорогая и нет гарантии, что она себя оправдает. Кроме того, цены новых грузовых автомобилей усреднить практически нереально, т.к. при заказе клиент четко формирует свои требования к новой машине, а продавец, в свою очередь, готов предложить большое количество различных опций. Поэтому цены новой техники учитываться при подведении итогов не будут.
Теперь подведем итоги обзора. Для начала покажем таблицу средних цен на тягачи и на развозные грузовики. Следует напомнить, что все эти цены являются ориентировочными и усредненными, и если при покупке автомобиля на них опираться, то нужно иметь в виду, что в зависимости от пробега и общего состояния грузовика возможны отклонения от данной цены в большую или меньшую сторону на несколько тысяч евро.
Все тягачи, данные в таблице, имеют колесную формулу 4х2. Мощность двигателя мы постарались взять такую, чтобы у всех машин она была примерно одинаковой, порядка 400 – 430 «лошадей». Цены на MAN являются самыми низкими среди «одноклассников». Дело в том, что обзор цен на технику этой марки проводился в самом конце 2003 года, когда на вторичном рынке MAN серии TGA практически не было, и в принципе в таблице указаны цены на серию F2000.
Однако данный факт практически не повлияет на итоговый расчет процента уменьшения цены грузовика в зависимости от продолжительности его эксплуатации. В этом расчете мы взяли цену трехлетнего грузовика за рубежом (в Голландии и в Германии) как 100%-ную и далее проследим, насколько же она снизится за последующие четыре года эксплуатации в зависимости от фирмы – производителя данной машины. То, что у нас в итоге получилось, вы можете посмотреть на диаграммах. Что касается уменьшения цены на грузовик в нашей стране, то здесь процентные показатели будут существенно снижены по причине более тяжелых по сравнению с Европой условий эксплуатации. Кроме того, среднегодовой пробег европейских грузовиков у нас, конечно же, меньше, чем в самой Европе, максимум тысяч сто в год. Да и то это у разных перевозчиков по-разному. Поэтому проследить за уменьшением цены на европейский грузовик в России – задача не из легких, т.к. в данной ситуации свести все машины «под одну гребенку» вообще практически невозможно – все покажут только реальные условия эксплуатации грузового автомобиля.