Что год грядущий нам готовит?

Renault. Одним из самых ярких экспонатов был тягач Renault Radiance. Французы решили показать «кузькину мать», и, надо сказать, это им удалось. Забегая вперед, скажу, что одни идеи, показанные в этой машине, уже имеют место, другие навряд ли в ближайшем будущее воплотятся в жизнь (вполне возможно, что и вовсе не воплотятся), поэтому-то «мать» и оказалась «кузькиной». Но «ахов» и «охов» было много, шуму еще больше – будем считать, что PR французам удался на славу.
За броской внешностью тягача революционности в дизайне кабины оказалось не так и много: оно понятно – габаритные нормативы еще никто не отменял, а стильные линии мы уже видели. Правда, пока на легковых автомобилях: «Форд Фокус» с «новыми гранями» и «Меган II». Поэтому лично на меня появление первого «Магнума» 15 лет назад произвело большее впечатление. Надо отдать должное – тягач смотрится стильно. Но мода из менчива, и сколь долго будет актуален этот дизайн, никто не знает. Ясно, что в такой «зализанной» кабине ящиков и полочек для вещей остается немного. Справедливости скажем, что для ухоженной Европы без границ и жесткими нормативами труда и отдыха, где водитель грузовика в большинстве своем не живет в нем больше 3-4 суток, проблема ящиков не столь актуальна, как для нас. Да и отсутствия второй спальной полки их водители, работающие по одному, не заметят. А то, что нижняя полка заужена в ногах, то пора хранить верность женам и спать в тягачах одному, а уж если приспичит, лучше это делать в мотелях и гостиницах на нормальных кроватях и в нормальных условиях – вывихов и растяжений избежите.Зато внутреннее содержание кабины более революционно, чем экстерьер машины. Открыв дверь, по выдвижной ступени мы попадаем внутрь. Правда, ступень когда-нибудь может и не выехать, но фанатам французских тягачей к этому не привыкать – залезать в кабину натренировались на «Магнумах». Кресло, наверное, выше всяких похвал. Почему наверное? Просто я в нем не сидел – на тягач разрешалось любоваться с расстояния нескольких метров и дверь ни для кого не открывали. Пора и трогаться.«Он сказал: «Поехали!» и махнул рукой». А махнул рукой от отчаяния, потому что замок зажигания заменили прорезью для пластиковой карты, а без пол-литра двигатель не запустишь, да и рычага КПП почему-то нет. Ваш покорный слуга с со товарищем полчаса пытались запустить «Рено Меган II» пластиковой картой. Нет, мы его не угнали – нам просто сунули карту, машину и сказали ехать. Так вот, когда мы были готовы совать в эту щель все, что угодно, лишь бы завести машину, один из нас редложил, прежде чем давить на кнопку «старт», нажать педаль тормоза. Как ни странно, двигатель ожил. Я не знаю, придется ли кому ездить на Radiance и нужно ли там давить тормоз перед запуском, но, что называется, имейте в виду. А вот и рычаг КПП. Он выехал откуда то, и если вы не испугались его по явления, то можно и трогаться. Что такое? Стояночный тормоз не можете найти! Это не шутка – его заменила электроника: при выключенном зажигании автоматика клинит тормоза. А чтобы тронуться, надо просто включить скорость и смело начинать движение – электроника их же (тормоза) и разблокирует. Резонный вопрос о том, как трогаться в крутую горку неопытному водителю на груженом автопоезде. Проще па'реной репы. Во-первых, неопытный водитель и с «ручником» кардан «скрутит», а во-вторых, на современных тягачах для таких случаев устанавливается противооткатная система: при выжатой педали сцепления электроника блокирует колеса и не дает машине скатываться назад, а при движении она разбло кирует тормоза. Очень удобно – проверено лично.
Зеркал заднего вида тоже искать не надо – это же Radiance. Лучше поищите сверху экран монитора. На него выводится картинка с камер по периметру грузовика. Слепых зон практически не стало, но насколько это удобно – не знаю, так не ездил.
Руль вроде как маленький и пухлый и регулируется вместе с панелью приборов. Связь руля и усилителя уже не жесткая, через рулевой кардан, а электрическая. Теперь электрический импульс командует, на какой угол повернуть передние колеса. Опять же как при этом рулится на ходу – фирма умалчивает. Вместо панели приборов жидкокристаллический дисплей, на который на ходу в стандарте выводит ся скорость автомобиля. А при нужде на него автоматически выводятся другие параметры автомобиля и агрегатов. Можно на дисплей вывести информацию и вручную, если надо.
Односкатными сверхширокими шинами на задних колесах никого уже не удивишь, так же, как и датчиком дождя и освещения, но такое уже применяется и в этой жизни. Короче говоря, создатели этого грузовика акцент сделали на дизайн кабины и интерьера и расщедрились на электронные системы. Но принципиально новых идей я не увидел: все в той или иной степени уже предлагалось или уже используется. Я бы не назвал эту машину идееносителем: не было принципиально новых идей ни по компоновке, ни по двигателю, ни по трансмиссии, ни по подвеске. Но все равно красивая машина…пока.
DaimlerChrysler. Если французы выкрасили Radiance в «радикально-желтый» цвет, то гвоздем стенда немецкого был «радикально-черный» Actros «Black Edition». Чтобы не было сомнения в радикальности цвета машины, вокруг нее несколько дней дефилировала мадам в платье такого же радикального цвета. Все бросились ее фотографировать на фоне машины, но меня она (мадам) не очень впечатлила, поэтому снимал я толькотягач. Немцы обещают, что таких машин будет выпущено не более 250 штук. Цену тоже скромно умалчивают. Оно и понятно: в Европе «новые» перевозчики – это не «новые русские». Немного их и не так они богаты. Из нового в этом тягаче только облицовка радиатора да салон с кожаными сиденьями и деревянными вставками. Да, еще диски алюмини евые. Правда, двигатель воткнули самый мощный – 16-литровый, V-образный, 605 л.с., но шильдики повесили 610. А в остальном, прекрасная маркиза…
Об обновленной версии грузови ков Axor и Atego читайте в этом же номере.
Volvo. На шведском стенде для меня не было ничего нового: почти со всеми машинами в той или иной степени я знаком, все те же лица, все то же гостеприимство. Гвоздем стенда был FH 16, появившийся весной 2004 г. А акцент экспозиции был сделан на системы безопасности и тренажеры, демонстрирующие работу этих систем. Так, по утверждению «вольвовцев», половина всех грузовиков в Европе эксплуатируется с неправильно накаченными покрышками. Это ведет к перерасходу топлива, повышенному износу резины, снижению управляемости и к повышенному риску прокола или взрыва колеса. Оно и понятно, водители обленились до такой степени, что лень раз в три дня проверить давление в покрышках. Поэтому шведы разра ботали и предлагают к установке беспроводную систему, благодаря которой водитель следит за давлением в покрышках тягача и прицепа в режиме реального времени не вылезая из кабины.
Адаптивный круиз-контроль, предлагаемый Volvo, отслеживает расстояние до впереди идущего автомобиля, сам начинает тормозить вспомогательными и основными тормозными системами или предлагает это делать самому водителю в экстренных случаях. Если вы любите поспать за рулем и все еще при этом живы, то благодарите Господа Бога. А чтобы надеяться можно было не только на него, шведы разработали систему, которая истошно орет, если вы за рулем слишком часто закрываете глаза, резко дергаете руль или пересекаете дорожную разметку туда-сюда, туда-сюда…А если вы к тому же слепы и глухи, то, пожалуйста, «волвовцы» навешают вокруг автопоезда столько камер и радаров, не то что слепых зон не останется, а еще в рейсе будете знать, что делает жена в ваше отсутствие. Гуманный народ шведы: если легковушка лезет к автопоезду справа в мертвую зону, то за рулем или женщина или дурак, а таких учить надо – давить. А они сразу – камеру или радар.
Scania. Другие шведы вовсю пиарили новую R-, Т- и Р-серии, появившиеся в первой половине этого года. Как и былообещано, с сентября началось производство двигателя мощностью 420 л.с., соответствующего нормативам Евро-4. Я уже задавался вопросом, почему только этот двигатель дотягивает до таких норм (Автотрак №2, 2004 г.). Сюрпризов не произошло – только комбинация турбокомпаунда и системы рециркуляции выхлопных газов позволила снизить нормы токсичности до Евро-4. Для остальных двигателей придется добавлять мочеви ну, на десерт, что называется, чтобы подтянуться к этим нормам. А еще на стенде Scania демонстрировался новый двигатель для развозных грузовиков Р'серии. От 6-цилиндрового, 11-литрового двигателя отрезали один цилиндр – получился 5-цилиндровый, 9'литровый двигатель мощностью 230, 270 и 310 л.с. с крутящими моментами соответственно 1050, 1250 и 1550 Нм. Только, как учат учебники, 5-цилиндровые двигатели самые вибронагруженные. Что там получилось у шведов, не знаю – не катался. Если к этому двигателю добавить 8-ступенчатую КПП, получится развозной грузовик.
Iveco. Итальянцы на этой выставке захватии приличную площадь. Первые два дня ихний директорат позировал у машин не хуже девушек'моделей. Причина этому есть – планомерное обновление модельного ряда, усиле ние позиций на европейском рынке. Руководство заслужило – народ дол жен знать в лицо своих героев.Чтобы не отставать от других производителей, итальянцы выставили эксклюзивный тягач Stralis Executive Space. Цвет уже «радикальный» темно-синий с черно-синим интерьером. Кресла, естественно, кожаные. Добавили хрома – получилось стильно. Только вот двигатель не дотянули до заветных 600 «лошадей» - всего-то 540. Цену тоже скромно умалчивают.
Стояли на итальянском стенде и другие симпатичные грузовички. Об обновленном Iveco Daily мы поговорим в следующий раз. А вот новый полноприводный EuroCargo сразу притягивает внимание. Все-таки мастерство не пропьешь! Классную по дизайну кабину куда не поставь, хоть на телегу, порода чувствуется. Никак итальянцы нанишу немецкого Unimog нацелились. Машинку оснастили двигателями мощностью от 180 до 240 л.с., 6-ступенчатой КПП и обули в 20-дюймовые колеса с развитыми грунтозацепами – получилось вызывающе.
На EuroTrakker поставили кабину от Stralis, получился просто Trakker. Вот такая вот метаморфоза. Эта машина будет выпускаться в различных версиях: от шасси с колесными формулами 4х2 – 8х8 до седельных тягачей с формулами 4х2 – 6х6 со всеми, что называется, промежуточными остановками. Предлагаются 8- и 13- литровые двигатели Cursor различной мощности. КПП от ZF может быть как простой 16-ступенчатой, так и EuroTronic с автоматическим переключением передач. Различные варианты подвесок, лонжеронов, кабин, трансмиссий позволяют довести число вариантов Trakker до 77. Так что, выбирать есть из чего.
DAF. Голландцы наряду с модельным рядом грузовиков показали новый 12,9 литровый двигатель PAССAR MX. Разработка полностью европейская, но так как DAF еще в 1996 г. вошел в корпорацию PAССAR, то именно этот лэйбл будет красоваться на клапанной крышке. Новый силовой агрегат оснащен единой головкой блока цилиндров с поперечным потоком воздуха, встроенным впускным коллектором и четырьмя клапанами на цилиндр. Разумеется, двигатель MX так же оснащен турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха. Один из интересных моментов – это то, что турбонаддув двухступечатый: турбины расположены последовательно друг за другом. Как утверждают создатели, это способствует увеличению крутящего момента и долго вечности турбин, так как уменьшились нагрузки на каждую. Опять же из учебников: чем меньше деталей, тем надежнее агрегат. Но, что называется, конструкторам виднее.
Новый двигатель PACCAR MX будет представлен моделями мощностью 410, 460 и 510 л.с. с максимальным крутящим моментом 2000, 2300 и 2500 Нм соответственно, в широком диапазоне от 1000 до 1400 об./мин. С таким диапазоном мощности новый двигатель покроет 95% спроса рынка грузовой техники. В ближайшем будущем ожидается модель мощностью 560 л.с. и максимальным крутящим моментом 2750 Нм. Разработав эту модель двигате ля, DAF Trucks стал первым произво дителем двигателей в Европе, который использует технологию двухступенчатого турбонаддува. В будущем на базе двигателя MX могут быть разработаны более мощные модели с более высоким крутящим моментом, которые будут соответствовать более высоким требованиям рынка. На первых порах двигатель PACCAR MX будет устанавливаться на серии DAF XF, а в будущем на серии CF.

