ПОЕЗДКА ПО ЭШАФОТУ. ГАИШНОМУ. Водителям закрутят "гайки" уже в январе 2005 года

Ныне действующий КоАП стал самым долгоиграющим законом в истории государства российского – его роды затянулись без малого на 12 лет. С 1990 года парламентарии в жарких дебатах вымучивали этот документ, и когда в начале 2002 года свежеиспеченный Кодекс отдали на подпись президенту, глава государства не сделал ни одного замечания 12(ой, так называемой «автомобильной» главе данного закона. Гаишники сильно возмущались, кричали что с таким Кодексом работать будет невозможно, но переть против первого лица государства не стали и довольно быстро угомонились.
Но прошло каких(то два года и служивые решили взять матч(реванш за былое поражение – то есть принялись перекраивать КоАП. Первую жирную поправку внесли гаишники (не без помощи Правительства РФ) в конце декабря 2003. Именно под новый год водителей «обрадовали» эвакуаторами и пятнадцатью сутками ареста за злостную неуплату штрафов. В августе 2004 года внесли поправку, ужесточающую ответственность за управление транспортным средством в подпитии. Напомним, что раньше за это деяние могли либо оштрафовать, либо лишить водительских «прав» на год, а сейчас только лишение «корочки» на срок от полутора до двух лет. Видать, сильные мира сего вошли в азарт и на достигнутом решили не останавливаться. Солидный талмуд поправок, призванных усугубить жизнь не только нарушителям, но и законопослушным водилам, внесен на рассмотрение Госдумы и уже частично одобрен. В этой связи в КоАПе уже появились два новых пункта, которые предусматривают лишение «прав» на довольно внушительные сроки. Но это далеко не все – весьма существенно увеличатся в цене и штрафы за отдельные виды нарушений Правил дорожного движения.
Проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора отныне будет наказываться отлучением от руля на длительный срок до одного года. Сегодня за это нарушение шоферам грозит штраф в 100 рублей, и поэтому красный свет для многих не помеха. Вместе с тем рождаются сами собой определенные опасения, связанные с данной поправкой: Правила говорят, что горящий желтый сигнал светофора является запрещающим, то есть по сути — красным. Вместе с тем водитель может завершить проезд перекрестка на «желтый», если для остановки машины ему придется прибегнуть к экстренному торможению. Как оценить, имел шофер возможность остановиться или нет? Этот вопрос отдан на усмотрение гаишникам, которые и будут, определяя на глазок, лишать ни в чем неповинных водителей «прав». Поясним: при скорости в 60 километров остановочный путь у легкового автомобиля и грузовика сильно отличается друг от друга. Завидев метров за десять(пятнадцать желтый сигнал светофора, водитель легкового автомобиля стопроцентно остановится, а вот большегруз, наверняка не уложится. Тут бедолагу и примут под белы рученьки доблестные инспектора ГИБДД. И это вовсе не фантазии и домыслы, а самая что ни есть правда жизни. Лично был свидетелем, как гаишный экипаж дежурил в кустах за перекрестком и «доил» водителей большегрузов. Аргумент для «развода» на деньги был безапелляционным, дескать, рядом с вами ехал легковой автомобиль, который остановился, а вы, видите ли, не успели – значит нарушали скоростной режим. Далее псевдонарушителю предлагалось решить вопрос либо через сберкассу, либо из кармана в карман. Любой из вариантов инспекторов устраивал, ведь в первом случае они с гаком выполняли план по отлову нарушителей, а во втором – пополняли семейный бюджет мздой. Оговорюсь, с «зеленого» на «желтый» светофор переключался столь неожиданно, что остановиться вовремя не всегда могла даже легковушка.
Что делать в таких случаях? Рекомендации просты: не расплачиваться с инспекторами на месте, а требовать оформления протокола. В графе объяснения нарушителя пишите, что Правила дорожного движения не нарушили и проехали перекресток на «желтый» свет из(за того, что светофор работал с отклонением от требований ГОСТа, и остановить автомобиль, не прибегая к экстренному торможению, у вас не было технической возможности (согласно государственным стандартам, перед включением «желтого», светофор должен несколько раз подмигнуть «зеленым»). Следующий шаг – связаться с контрольно(профилактическим отделом ГИБДД. Номера телефонов вы можете обнаружить на ветровом стекле патрульного автомобиля. Заключительный этап – это обжаловать вынесенное инспекторами постановление о наложении штрафа за нарушение ПДД. С этим лучше не затягивать, так как на все про все вам отведено лишь десять дней, по истечении которых ситуация приобретает необратимый характер (спасти может только больничный лист или иной официальный документ, подтверждающий, что вы не могли явиться в установленный срок в отдел ГИБДД). И главное, если вам не удалось обжаловать постановление, это вас вовсе не освобождает от уплаты штрафа. На эту процедуру вам законом отведено 30 дней, по истечении которых вы попадаете в касту неплательщиков со всеми вытекающими последствиями, то есть либо удвоится сумма штрафа, либо упрячут в тюрьму на срок до 15 суток. Кстати, копию квитанции об оплате штрафа необходимо отправить в ту ГАИ, сотрудники которой вас наказали, в противном случае, штраф считается неоплаченным.
Но вернемся к изменениям в административном Кодексе РФ. «Пробки», научили моторизованных россиян пользоваться любой возможностью утопить педаль в пол. Ну и как результат – кровавая статистика, ведь в каждом четвертом летальном исходе виновна скорость. Чтобы остудить горячую водительскую кровь, Департамент по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (бывшее ГУ ГИБДД РФ), выступил с предложением задерживать «права» у лихачей, превышающих скоростной режим более чем на 40 км/ч. Сейчас этот лимит составляет 60 км/ч.
К необходимости принятия столь суровой поправки пришли неспроста. При ныне действующем КоАПе в городе можно без оглядки на лишение «прав» ездить со скоростью до 120 км/ч включительно. За этот административный проступок предусмотрен, по сути, смехотворный штраф — от 100 до 300 «деревянных». Ну а с нового года лишиться водительского удостоверения можно будет уже за 100 км/ч. Данная поправка для городов, конечно, хороша и вполне оправдана, но вот что касается трасс, то здесь не все так однозначно. Каждый водитель прекрасно знает, как любят отдельные инспектора ДПС «зарабатывать» деньги на ограничивающих скорость знаках. В чистом поле вешают «жестянку» и работают в свое удовольствие. К примеру, в США и некоторых странах Европы есть четкое разделение на превышение скорости в населенных пунктах и вне их. Скажем, за превышение скоростного лимита в городе более чем на 40 км/ч, дорожные полицаи, к гадалке не ходи, лишат «прав» на вполне внушительный срок. Ну а если допустить аналогичный проступок, но уже за городом, то санкций практически никаких. У нас же всех и вся будут грести под одну гребенку. Увы, но власти заботятся не только и не столько о на шей безопасности, сколько о набивании деньгами бюджета и собственных кошельков.
К слову сказать, забота у властей бывает разная, как корыстная, так и бескорыстная. Яркий пример последней – «забота» о водителях, страдающих склерозом. Отсутствие при себе «прав» или иных документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, отныне светит тысячерублевым штрафом и непременной отправкой машины в автотюрьму. Нынешние санкции в виде штрафа в 50 «рэ» показались ДОБДД и депутатам недостаточно эффективными.
Также Госавтоинспекция решила более жестко карать водителей уже лишенных «прав»: встреча с инспектором для таких «рулевых» обернется удвоением срока лишения «прав», а то и вовсе перспективой загреметь за решетку суток, этак, на пятнадцать.
Еще одно новшество – увеличение стоимости обязательной «автогражданки» для заядлых нарушителей Правил. Если верить словам заместителя начальника ДОБДД МВД России генерал(майора Александра Якимова, произнесенных на парламентских слушаниях, то закон об ОСАГО не помог снизить количество дорожно(транспортных происшествий на трассах нашей отчизны. Замглавы силового ведомства видит необходимость пересмотреть отдельные позиции «автогражданки» и ввести повышающие коэффициенты для нарушителей буквы дорожного закона. В той или иной степени, это будет напоминать штрафные баллы. Между прочим, аналогичная система действует во многих цивилизованных странах мира, но для нашей страны она явно не подходит. Судите сами – страховые компании спят и видят, как бы еще вытянуть лишнюю копейку из автомобилистов. Не исключено, что этот пункт нашептали сами страховщики, заинтересованные в наживе. Впрочем, налицо выгода и гаишников – вспомните, как в былые времена, когда действовали талоны предупреждений, служивые вымогали «бабки» у водителей за «недырявленье» зеленой бумажки.
Не забыли труженики свистка и жезла и о любителях «вмазать» на дорожку – в сентябре вступила в силу поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая ужесточила ответственность за пьянку, но был упущен один весьма важный момент – отказ от медосвидетельствования. Получалось, что остаться отказником гораздо выгоднее, чем быть «продутым». Из(за этого вдвое увеличилось количество отказывающихся от медосвидетельствования водителей и во столько же раз увеличилось число ДТП по вине «датых рулевых». Новые изменения в статье Кодекса должны исправить эту оплошность, ведь за отказ посетить медучреждение теперь санкции такие же, как и за доказанное пьянство.